Лидера Партии социалистов Молдавии Игоря Додона, выступающего за восстановление отношений с Россией, все опросы называют фаворитом предстоящих 30 октября выборов президента. "Темной лошадкой", которая составит ему конкуренцию во втором туре, как утверждают социологи, может стать представитель правой оппозиции — председатель Партии действия и солидарности Майя Санду, которую местные политологи нарекли ставленником США. Или кандидат от власти — глава правящей Демократической партии Мариан Лупу. В эксклюзивном интервью ТАСС лидер президентской гонки рассказал о ситуации в стране и о своих планах в случае победы.
— Вы обещаете избирателям пересмотреть подписанное правительством Молдавии соглашение с ЕС и восстановить стратегическое партнерство с Россией. Со своей стороны, оппоненты обвиняют вас в намерении сбить страну с европейского курса и развернуть ее в сторону Москвы?
— Мое послание в президентской кампании четко выражено: государственность, молдавская идентичность, нейтралитет, сильная экономика, социальная справедливость, православие, восстановление стратегических связей с Россией, урегулирование приднестровского конфликта. Это позволит сохранить нашу небольшую страну, гарантировать ей мир и процветание. Я убежден, что Молдавия должна дружить и развивать взаимовыгодное сотрудничество с Европейским союзом, США, другими государствами. Однако экономическое соглашение, которое правительство подписало два года назад с ЕС, как неоднократно предупреждали социалисты, оказалось невыгодным для нашей страны. Это теперь признают даже те, кто активно его пропагандировал.
— В чем это выражается?
— Так сложилось, что Россия и страны СНГ не являются нашими конкурентами ни на внутреннем рынке, ни на рынках европейских стран. Чего нельзя сказать о странах ЕС и Турции.
До 2009 года я занимал пост вице-премьера, курировал экономику и предупреждал нынешних руководителей страны, что вступление в Зону свободной торговли ЕС приведет не только к сокращению экспорта наших традиционных товаров, но и к росту импорта аналогичной продукции в страну. Так и произошло: после подписания соглашения с Брюсселем импорт яблок из ЕС и Турции вырос более чем в три раза, персиков, слив и черешни — в 11 раз. Теперь Молдавия импортирует даже виноград — свою традиционную сельскохозяйственную культуру. Импорт продолжает расти, уничтожая отечественного производителя. Вместо обещанного властями роста экспорта происходит его снижение — в прошлом году объемы экспорта в ЕС уменьшились на 10%. После того как Россия, опасаясь реэкспорта хлынувшей в нашу страну европейской продукции, ввела для нас ограничения, на 40% упали поставки и в эту страну. Не был учтен и другой фактор: наши фермеры не могут конкурировать с коллегами из ЕС, так как в отличие от них получают мизерные субсидии от государства — около $10 на гектар земли. Таким образом, от свободной торговли с ЕС, в том виде, как это было сделано, наша страна только проиграла.
— Вы считаете, ситуацию можно изменить?
— Ошибки необходимо исправлять. Соглашение с ЕС наши политики подписали наспех, хотя могли действовать с оглядкой, как поступили руководители других стран, принимавших участие в программе Восточного партнерства. Было проигнорировано и мнение жителей Молдавии: как показывали опросы, после прихода к власти в 2009 году коалиции проевропейских партий число сторонников интеграции в ЕС упало с 70% до 35%. Это при том что преимущества европейской интеграции день и ночь пропагандировали контролируемые властями СМИ. Те же опросы показали, что теперь большинство населения Молдавии отдает предпочтение интеграции в Евразийский экономический союз. Этот курс поддержало и более 95% участников плебисцитов, которые прошли в Приднестровье и Гагаузии.
Я настаиваю на организации национального референдума по соглашению с ЕС. Такие судьбоносные вопросы должны решать все граждане страны, а не кучка политиков, которая пытается удержаться у власти за счет грязных манипуляций: покупки депутатов, подтасовки выборов, других беззаконий, которые мы наблюдаем на протяжении последних лет. Делается это с молчаливого согласия, а порой и при прямой поддержке политиков США и ЕС, которые опасаются прихода к власти в Молдавии партий, выступающих за восстановление сотрудничества с Россией. Мы считаем, что в референдуме по внешнему вектору должны принять участие и жители непризнанного Приднестровья.
Свой первый визит, если меня изберут президентом, я намерен совершить в Москву, где хочу обсудить соглашение о стратегическом партнерстве, дружбе, экономическом сотрудничестве, урегулировании приднестровского конфликта. Это необходимо, чтобы вернуть нашу продукцию на российский рынок, который наша страна стремительно теряет, для снятия всех запретов для работающих там молдавских граждан. Многие решения этих и других проблем, которые затрагивают отношения между нашими странами, я уже обсуждаю в ходе встреч в Москве с представителями руководства Российской Федерации.
— Есть ли необходимость в таком соглашении, если еще в 2001 году Молдавия и Россия подписали договор о дружбе и сотрудничестве?
— Это соглашение будет учитывать новые реалии и дополнит договор, который нынешняя власть не выполняет. Правительство, сформированное коалицией проевропейских партий, вычеркнуло из числа стратегических партнеров Россию, которая всегда была главным потребителем молдавских товаров.
Также в России работает большинство молдавских трудовых мигрантов, а именно: около 800 тыс., что составляет почти четверть населения страны. Ежегодно они пересылают домой миллиарды долларов, что позволяет удерживать на плаву переживающую тяжелый кризис экономику. Теперь в стратегических партнерах у нас США, с которыми ежегодный торговый оборот составляет около $30 млн. Наши правители забыли, что с Россией нас связывают вековые отношения дружбы и сотрудничества, православная вера, миллионы родственных связей.
— Но в Кишиневе утверждают, что отношения с Москвой потеплели — после двухлетнего перерыва готовится заседание межправкомиссии, обсуждается дорожная карта восстановления сотрудничества, которую предложил вице-премьер Дмитрий Рогозин?
— Нынешняя власть имитирует диалог с Россией, потому что исполняет поручения из Вашингтона, периодически получая похвалы со стороны помощника Государственного секретаря США Виктории Нуланд. И в Москве понимают, что молдавское руководство не самостоятельно.
— Вы считаете, что Молдавия, бюджет которой в этом году на треть сформировали в расчете на финансовые вливания с Запада, может проводить независимую политику?
— Кредиты, финансовая помощь, безусловно, нужны. Но для развития, инвестиций, а не латания бюджета и воровства, как это делается сейчас. Возобновление же отношений с Россией позволит вернуть нам "удочку" — рынки сбыта для наших товаров, которые позволят увеличить доходы, создавать рабочие места, развивать экономику.
После прихода к власти в 2009 году проевропейских партий Молдавия получила от Запада около $2 млрд кредитов и грантов. Эти деньги выдавались с целью удержать у власти проевропейские правительства Владимира Филата и Юрия Лянкэ. Однако за исключением финансирования ремонта нескольких дорог, большую их часть попросту разворовали за ширмой разных "проектов". Бремя возвращать долги, как всегда, возложили на народ.
В прошлом году лидеры проевропейской коалиции в очередной раз перессорились из-за дележа награбленного. Разразились коррупционные скандалы, в ходе которых выяснилось, что власть воровала миллиардами. Сотни тысяч людей вышли на улицы, по обвинению в коррупции был арестован и осужден Филат, обвинения в попустительстве "краже века" выдвинуты против его преемника на посту главы кабинета Лянкэ. На Западе испугались и приостановили финансирование Кишинева. Однако перед выборами все пошло по-старому: из Вашингтона посыпались обещания выделить новые деньги для чиновников, которые участвовали в хищениях и поставили страну на грань катастрофы, их снова поздравляют "с впечатляющими достижениями".
Правительство же вместо реформ продолжает обманывать людей, пытаясь решить проблемы за счет девальвации национальной валюты, урезания социальных расходов, новых займов. Это позволит как-то залатать дыры в бюджете, однако уже в среднесрочной перспективе обернется новым всплеском цен и очередным витком кризиса. Но это будет завтра. А сегодня МВФ требует от кабинета сократить дефицит бюджета, наращивать налоги, свернуть социальные программы. Настаивая на реформе банковской сферы, специалисты фонда создают условия для западных инвесторов, которые будут скупать банковские и другие активы в нашей ослабленной кризисом и коррупцией стране. Становится понятно, почему западные политики видели, как наши политики воровали деньги, и молчали. Таким образом, создавались условия, чтобы скупить нас по дешевке… Если и дальше будет проводиться такая политика, то Молдавия окончательно превратится в "банановую страну", которая, как безнадежный наркоман, ждет очередной финансовой инъекции.
— Осуществить поворот, о котором вы говорите, вряд ли получится быстро, а терпение людей, как показали протесты, не безгранично?
— Для этого потребуется пара лет. Надо сформировать бюджетно-налоговую политику, которая позволит создать условия для местных производителей, привлечь инвестиции, как зарубежные, так и местные, обеспечить новые рабочие места. Нужны будут жесткие меры против коррупции, беззакония чиновников.
Необходимо пересмотреть саму парадигму развития страны, поддержать отрасли, ориентированные на услуги. У нас почти нет энергоресурсов и мы должны извлекать выгоду из выгодного географического расположения, близости России, ЕС, Украины. У нас неплохие успехи в области ИТ-технологий, где мы имеем хороших специалистов, что позволяет зарабатывать интеллектом. Нужно поддержать развитие транспорта, логистики, банковского дела, создать комфортные условия для циркуляции денег. Необходимо вовлечь в экономику страны большую часть нашей промышленности, которая находится в Приднестровье. И здесь без помощи России, которая играет важную роль в урегулировании конфликта, не обойтись. Необходимо остановить исход людей, в ходе которого страну в поисках лучшей жизни или просто от безысходности уже покинуло более трети населения.
— Для этого мало победить на выборах президента. Нужна команда единомышленников в правительстве, парламенте, других органах власти.
— Согласен, сделать это будет непросто. Уверенность вселяет то, что не только в команде социалистов, но и в целом в стране у нас немало единомышленников, которые могут объединиться в хорошую команду, которой по плечу любые задачи.
Они понимают, что другого пути нет: если мы не решим эти и другие непростые проблемы, мы потеряем родину. По сути, на нынешних выборах решается вопрос, быть или не быть молдавскому государству. Ведь только у нас в президентской гонке участвуют унионисты (сторонники объединения с Румынией. — Прим. ТАСС), которые призывают ликвидировать Молдавию. Я намерен бороться с ними, добиться подписания договора о границе с Румынией, которого между нашими странами до сих пор нет. Я убежден, что победа государственников позволит избежать и другого опасного сценария, когда с легкой руки некоторых политических кругов на Западе нашу страну хотят толкнуть по трагическому пути Украины.
— Весь прошлый год Молдавию сотрясали антиправительственные протесты, оппозиция настаивала на расследовании "кражи века" из банков. Вы предложили возобновить протесты, чтобы не позволить правительству переложить бремя возвращения этих денег на народ. Как это повлияет на президентскую кампанию?
— Этот скандал привел к стремительному падению популярности идей европейской интеграции в нашей стране. Для молдавских граждан стало очевидно: США и ЕС поддерживают у нас олигархов, которые крадут деньги у своих граждан, у стран-доноров — американских и европейских налогоплательщиков. А ведь еще недавно Ангела Меркель, вице-президент США Джо Байден и другие западные лидеры обнимали Филата, называли нашу страну "историей успеха".
После того как бывший премьер оказался в тюрьме, Запад пытается откреститься от оказавшихся в центре коррупционных скандалов молдавских политиков. Но их пока некем заменить. Поэтому делается все возможное, чтобы вырастить им смену, которая продолжит антироссийский курс.
Со своей стороны, нынешние молдавские власти стараются восстановить доверие Вашингтона и Брюсселя, предпринимая все новые и новые выпады против России: запрещают трансляцию российских СМИ, высылают российских журналистов, политологов, открывают офис НАТО, устраивают военные учения с американцами вблизи Приднестровья. Не исключено, что попытаются любыми путями сделать президентом западного ставленника, а также сформировать новое парламентское большинство из проевропейских партий на очередных парламентских выборах в 2018 году. Мы будем настаивать, чтобы эти выборы состоялись досрочно. Однако в одиночку справиться с этой властью не получится. Действия оппозиции необходимо объединить и тогда мы точно победим.
— Как вы лично оцениваете свои шансы на победу?
— По опросам, меня поддерживает более 40% избирателей. Причем они представляют не только левый, но и другие спектры электората. Люди разочаровались в действующей власти, как утверждают социологи, ей не доверяет более 80% населения. Чтобы не допустить победы оппозиционера уже в первом туре, власти выставили на выборы своих ставленников с целью раздробить электорат. Особенно тесно на правом фланге, представители которого традиционно голосовали за проевропейские партии, но узнав о чудовищных злоупотреблениях власти, оказались дезориентированы. Чтобы они не поддержали оппозицию, им подсунули "спойлеров", которые ведут себя шумно, пытаясь выйти на первый план. Я избегаю полемик с ними, чтобы сконцентрировать свои усилия на встречах с избирателями, которым объясняю, в какой непростой ситуации оказалась страна и что надо сделать, чтобы отвести ее от пропасти.
— Практически все опросы считают, что вы обеспечили себе место во втором туре. Кого бы вы предпочли в соперники?
— Если хочешь побеждать, противник не имеет значения. Я уверен, что если мобилизация будет высокой, а все идет именно к этому, может даже получиться так, что второго тура не будет и мы одержим победу в первом. Тем не менее, если второй тур все-таки состоится, очевидно, что он будет сложным — власти сделают все, чтобы не допустить моей победы. Как и прежде, будет задействован пресловутый административный ресурс, фальсификации с избирательными списками. Недавно в них обнаружили даже умерших актера Михая Волонтира и кинорежиссера Эмиля Лотяну. Если такое случилось с великими деятелями молдавской культуры, что делается в списках простых граждан нашей страны, из которой безработица выгнала почти каждого третьего? В России, где работает 800 тыс. трудовых мигрантов, которые традиционно голосуют за левые партии, власти открыли всего восемь участков, на которых может проголосовать не более 24 тыс. человек. По сути, это издевательство над соотечественниками, которые своими многомиллиардными переводами содержат страну. Как и прежде, людей будут пугать "русскими танками", другими мифическими угрозами…
Но я убежден — несмотря на махинации, дни нынешней власти сочтены. И чем дольше они будут оттягивать свой бесславный конец, тем более впечатляющей будет наша победа.
Беседовал Валерий Демидецкий, Кишинев