3 апреля 2017, 09:00
Интервью

Худрук Ансамбля Александрова: мы люди военные, куда направят — там исполним служебный долг

Геннадий Саченюк. Сергей Бобылев/ пресс-служба Минобороны РФ/ ТАСС
Геннадий Саченюк
Полковник Геннадий Саченюк рассказал, как проходило восстановление коллектива после авиакатастрофы 2016 года, унесшей жизни 64 артистов, и о дальнейших планах ансамбля

Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова был в кратчайшие сроки — за полтора месяца — восстановлен после авиакатастрофы в декабре 2016 года, которая унесла жизни 64 артистов коллектива и их руководителя Валерия Халилова. О новом составе, об ответственности перед всей Россией, а также о выполнении военных приказов художественный руководитель легендарного коллектива, заслуженный работник культуры РФ, народный артист Республики Северная Осетия — Алания, полковник Геннадий Саченюк рассказал в интервью ТАСС.

— Геннадий Ксенафонтович, как прошли прослушивания новых артистов Ансамбля имени Александрова?

— Сначала мы принимали заявки по электронной почте — видео- и аудиоматериалы, резюме, — и таких заявок было более двух тысяч. Например, на должности баритонов в хор было подано более 360 заявок при необходимости шесть человек. Получается 60 человек на место. Мы изучили все кандидатуры и на очный этап конкурса пригласили около 140 человек из разных регионов России. Живые прослушивания всех конкурсантов-вокалистов длились неделю. Была собрана серьезная комиссия, куда вошли художественные руководители солидных хоровых коллективов. Ежедневно мы слушали человек по 20, кому-то уделяли 10 минут, кому-то, может, и 30. Естественно, нас интересовало не только их вокальное мастерство, но и их опыт, и внешний вид — был комплексный подход к каждому. В конце января определили победителей.

В России есть талантливые вокалисты, и мы старались отобрать лучших

Что отрадно, было много сильных, достойных в профессиональном плане конкурсантов. В России есть талантливые вокалисты, и мы старались отобрать лучших. Параллельно проводился конкурс в балетную группу.

— Как сейчас артисты могут заявить о своем желании принять участие в кастинге?

— На наш электронный адрес можно отправить свои резюме и видео-, аудиоматериалы. Мы рассматриваем все заявки. Тем не менее, основная часть штата укомплектована, и коллектив работает. Первые люди, которых мы отобрали на прослушиваниях, стали приходить на репетиции 2-3 февраля. А 16 февраля коллектив уже выступал на сцене Театра Российской армии.

— Как вы оцениваете первые выступления обновленного состава ансамбля? Ведь две недели — это очень короткий срок для подготовки…

У нас в репертуаре есть "Александровская песня", и там такие строки: "По профессии — артисты, по призванию — бойцы". Это о наших артистах, такие они все

— Я бы даже сказал, что это одно мгновение. Такие большие творческие коллективы порой формируются годами, а то и десятилетиями. И все же представление обновленного состава прошло удачно. Конечно, концерт был эмоционально непростым. У нас в репертуаре есть "Александровская песня" Александры Пахмутовой и Николая Добронравова, и там такие строки: "По профессии — артисты, по призванию — бойцы". Это о наших артистах, такие они все.

Нашему коллективу в следующем году исполнится 90 лет. За это время у нас накопилось много своих добрых традиций, свой профессиональный уровень, который ни в коем случае мы не должны уронить. Мы должны много работать, и к этому все новые участники готовы.

— Одна из традиций — участие в правительственных концертах, как тот, что прошел 23 февраля.

— Да, в Кремлевском дворце у нас был большой блок. Конечно же, мы сделали все возможное и невозможное, чтобы коллектив достойно выступил на главной сцене страны. А 24 февраля Ансамбль Александрова открывал Всемирные военные игры в Сочи. То есть после московского концерта мы сразу отправились на аэродром Чкаловский и через три-четыре часа уже были в Сочи. Можете сами судить о том, насколько мобилен коллектив, несмотря на большое количество участников и реквизит. Конечно, это и большая нагрузка на технический персонал. Например, с нами работают всего два костюмера.

— И спустя пару недель коллектив уже выступал в Доме музыки...

— 12 марта была необычная программа. В первом отделении мы представили вниманию публики классические произведения, в том числе Александра и Бориса Александровых: прозвучал Концерт для фортепиано с оркестром Бориса Александровича Александрова, который не исполнялся более 50 лет. Наш новый артист Максим Маклаков в качестве солиста пел арию Роберта из оперы "Иоланта" Чайковского. Оркестром ансамбля и Русским хором имени А. В. Свешникова были исполнены "Половецкие пляски" из оперы "Князь Игорь" Бородина. Во втором отделении оркестр и хор ансамбля исполнили традиционную программу, впервые в новом составе прозвучала "Священная война". Вообще новые солисты пока поют не так много произведений, но делают это на высоком профессиональном уровне. Концерт получился очень хорошим, теплым.

— Наверное, и сами новички воодушевились после удачного выступления?

— После первого же выступления 16 февраля я видел, что те люди, которые впервые вышли на сцену в составе Ансамбля Александрова, почувствовали уверенность и гордость, что они принадлежат к этому коллективу.

И люди увидели, что ансамбль жив. Ведь были сомнения, сколько времени нужно, чтобы возродить коллектив? Этот вопрос существует и сейчас, но мы усердно работаем. И Министерство обороны нам в этом помогает, поддерживает.

— Совсем скоро будем отмечать День Победы, который невозможно представить без песен из вашего репертуара.

— Сейчас наша главная задача — восстановить традиционный репертуар, "золотой фонд" ансамбля. Особенно в преддверии Дня Победы важно в кратчайшие сроки все подготовить. 2 мая будем выступать на сцене Санкт-Петербургской филармонии. Это приглашение для нас очень почетно. Еще будут концерты в Большом зале Московской государственной консерватории и в Концертном зале "Россия", 8 мая планируем выступить на Поклонной горе, а 9 мая — на концертной площадке ВДНХ.

— Безусловно, "александровцев" ждут не только российские поклонники, но и зарубежные. Какие гастроли запланированы в ближайшее время?

— С 10 мая по приглашению чешской стороны у нас гастроли почти на месяц в Чехии и Словакии, запланированные очень давно. Посетим двадцать городов Чехии и Словакии — Прагу, Братиславу, Остраву, Брно, Тренчин, Зволен, запланирован концерт в Будапеште.

Одна из традиций ансамбля — исполнять песни на языке страны, в которую едем. Например, китайских песен у нас уже столько, что мы могли бы сделать целое концертное отделение из них

Кстати одна из традиций ансамбля — исполнять песни на языке страны, в которую едем, причем каждый раз новые. Например, китайских песен у нас уже столько, что мы могли бы сделать целое концертное отделение из них. Обычно везем популярные в определенной стране песни, например, народные, вроде нашей "Калинки". Для Чехии и Словакии тоже готовим музыкальные подарки.

— Получается, что на подготовку всего месяц…

— Так в апреле у нас тоже есть концертные выступления.

— Как это удается совместить?

— Есть три-четыре дня репетиций. За них мы должны сделать пять-шесть песен.

— А будут ли на гастролях сольные выступления оркестра?

Зрителям за рубежом... кажется, что балалайка — три струны — несерьезный инструмент, а мы играем на нем серьезную классическую и народную музыку

— Да, готовим. Более того, у нас много номеров для солистов-инструменталистов, например, для баяна и балалайки. Таким образом мы пропагандируем русские народные инструменты и показываем их технические и музыкальные возможности. Ребята-солисты у нас хорошие: балалаечник Константин Игнатьев и несколько баянистов, Дмитрий Захаров, Александр Богатырев, Андрей Васильев. Зрители за рубежом очень удивляются таким номерам, им кажется, что балалайка — три струны — несерьезный инструмент, а мы играем на нем серьезную классическую и народную музыку.

— Другие гастрольные планы ансамбля также остались в силе?

— Запланировано много концертов в России: и в Москве, и в Сибири в декабре. Из зарубежных стран в планах Китай. Эти поездки тоже были согласованы давно — год-два назад, и мы хотим все выполнить. Возможно, поедем в Израиль, Италию, Оман, Сербию, Болгарию и Венгрию. Обсуждается Польша.

К слову, с Польшей у нас связан интересный случай. Во время наших гастролей там импресарио сказал: "Вы уже много исполняли у нас "Священную войну". Давайте поменяем репертуар". Мы согласились, заменили эту песню. Обычно мы заканчиваем концерт легкими песнями вроде "Подмосковные вечера" или местными популярными композициями, сделали так и в тот раз. А публика стала требовать именно "Священную войну", и, пока мы не исполнили эту песню, зрители не уходили. Вообще залы от 3 до 18 тысяч зрителей часто подпевают песни на русском языке.

— А кого больше среди зрителей за рубежом — выходцев с постсоветского пространства или местных?

— Много и тех, и других. Конечно, и люди, говорящие на русском языке, подходят к нам после концертов, и иностранцы приходят на выступления. За рубежом очень большой интерес к российскому искусству в целом — русская музыкальная школа занимает достойное место в культуре всего мира. И мы всегда тщательно готовимся ко всем гастролям. Это в традициях Ансамбля Александрова — достойно представлять нашу страну и Вооруженные силы России.

— Не возникает ли проблем с организацией выступлений из-за того, что представляете Вооруженные силы России?

— Есть история с Прибалтикой в 2015 году. Мы планировали там выступить по приглашению импресарио. Но видимо, когда местные власти стали разбираться, кто приедет, приняли решение об отмене наших гастролей.

Наш зритель — не от 50 лет и старше. Мы видим много молодых людей на наших концерта

Но в то же время мы выступали в других европейских странах, и на всех концертах были полные залы. Поэтому не могу сказать, что мы почувствовали какие-то притеснения. Кстати отрадно, что ряды наших поклонников расширились в последнее время. Наш зритель — не от 50 лет и старше. Мы видим много молодых людей на наших концертах. Нас это радует, потому что мы считаем, что те, кто приходит на выступления Краснознаменного ансамбля, становятся чище и благороднее.

— Давайте поговорим о вас. Вы ведь человек в ансамбле не новый?

— На протяжении уже 16 лет мне посчастливилось работать в этом великом, потрясающем коллективе. Первый раз я вошел в здание Ансамбля Александрова 13 февраля 2001 года, тогда приказом министра обороны я был назначен на должность заместителя начальника ансамбля. С 2012 по 2016 год был художественным руководителем ансамбля. С апреля 2016 — занимал должность заместителя начальника ансамбля-художественного руководителя Валерия Михайловича Халилова.

— Наверное, секрет быстрого восстановления ансамбля, в том числе, и в вашем опыте?

— Конечно, опыта много. Сегодня весь руководящий состав ансамбля — это люди опытные, профессиональные. Благодаря слаженной работе всей команды мы и достигаем положительных результатов. Вместе с теми, кто остался, мы сформировали творческое ядро, определили каждому направления и задачи, которые необходимо выполнить. Объем большой, все должны работать в два раза интенсивнее. Что и делаем. И все получается.

— Вопрос, который не могу не задать. Есть ли в планах поездка в Сирию?

— Несмотря на то, что в наших руках народные музыкальные инструменты — баяны и балалайки, — мы все-таки люди военные, и все приказы Минобороны выполняем беспрекословно. Куда направят — там исполним свой служебный долг.

Беседовала Анастасия Силкина