Почти 25% задолженности по заработной плате в России приходится на предприятия, находящиеся в стадии банкротства. Куда жаловаться работникам обанкротившейся авиакомпании "ВИМ-Авиа", каковы успехи госинспекций в отстаивании прав работников, как снизить число ДТП из-за недосыпа водителей и другой травматизм на производстве и зачем нужен электронный документооборот — в интервью ТАСС рассказал глава Роструда Всеволод Вуколов.
— Первый вопрос будет касаться доходов россиян и проблемы выдачи заработной платы: как сейчас обстоит дело с выплатой долгов и есть ли злостные неплательщики на счету у Роструда сегодня.
— Надо сказать, что мы стали работать более системно. Сегодня Роструд, государственные инспекции труда в регионах работают с органами следствия, прокуратуры, с органами госрегистрации, арбитражными управляющими, чтобы получить максимально полную картину о том, какова ситуация с задолженностью по заработной плате. Мы говорим: чем больше и раньше вы выявите у "больного" различные "симптомы", тем быстрее мы можем с этой проблемой справиться. По состоянию на начало ноября работодатели выплатили своим работникам 15,8 млрд рублей долгов по зарплате. Ситуация немного улучшилась, потому что в прошлом году эта цифра составляла 21 млрд рублей. И оперативная задолженность тоже немного снизилась. По данным Росстата на 1 ноября, она составила более 3,5 млрд рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2016 года уменьшилась на 285 млн рублей. Надо сказать, что за год все-таки есть системные подвижки.
Что касается основных должников — нас сейчас беспокоит порядка 100 организаций, которые Роструд держит на особом контроле, потому что они дают практически 60% задолженности по стране.
Это, например, завод в Приморском крае "Радиоприбор", с которым мы активно работаем и на котором введена процедура наблюдения, так как он находится в процессе банкротства. Долги предприятия составляют 399,5 млн рублей, или 75% от всех долгов ОПК. Это, конечно же, "Мостовик" в Омской области, который признан несостоятельным банкротом в 2015 году. Надо отметить, что с начала текущего года общая сумма выплат по зарплатной задолженности на "Мостовике" составила 741 млн рублей, из них 340 млн рублей выплачено в первой декаде ноября. На сегодняшний день удалось добиться полного погашения задолженности на ООО "Уренгойгорстроймонтаж" в Ямало-Ненецком автономном округе в размере 87,5 млн рублей. Также мы очень пристально следим за тем, что происходит в компании "ВИМ-Авиа". Долги компании по заработной плате составляют 255,6 млн рублей. В настоящее время выверяются списки всех сотрудников, потому что это не одна тысяча человек, ни одного из них нельзя пропустить, так как за каждой фамилией стоит живой человек, и наша задача — чтобы никто не оставался обижен. Это достаточно кропотливая, но необходимая работа.
— А фактически эти люди сейчас не работают в связи с банкротством?
— Парк самолетов пока остался, то есть определенное количество людей еще продолжат работу, пока процедура банкротства не завершится. Некоторые специалисты уже перешли на работу в другие авиакомпании, такие как "Аэрофлот", "Россия", "Сибирь", "Ай Флай". Тем не менее мы озабочены тем, чтобы каждый сотрудник был трудоустроен. Так, органы службы занятости обеспечивают формирование банка вакансий, который на сегодня включает в себя почти 2 тыс. вакансий в организациях гражданской авиации.
— То есть людей, в том числе пилотов, не бросят?
— Я думаю, что ни одного человека из этой компании не оставят без внимания и все они найдут место работы. Во всяком случае, такая цель поставлена, и мы вместе с Минтрудом, Минтрансом занимаемся этим вопросом. Можно сказать, каждого человека персонально выверяем, смотрим, что с ним происходит. Если возникают какие-то вопросы, то без промедления реагируем на обращение с их стороны, для этого организован консультативный центр.
— Есть еще компании-должники, которые на вашем особом учете?
— Да, конечно, я уже говорил, что таких организаций порядка 100, наши территориальные органы — государственные инспекции труда в регионах — ежедневно докладывают нам ситуацию. Кроме этого, ситуацию по задолженности на контроле держат губернаторы, с которыми мы на постоянной прямой связи. Хочу сказать, что постепенно задолженность по зарплате совместными усилиями и стараниями гасится. Об этом свидетельствуют и данные Росстата. Так, число организаций, имеющих просроченную задолженность по заработной плате, снизилось и на 1 октября достигло минимума с начала года — 402. В некоторых регионах, чтобы урегулировать возникшую ситуацию с задолженностью, применяют различные подходы. Задолженность по зарплате в ГУП "ЖКХ Республики Саха (Якутия)" в объеме более 316 млн рублей перед 9500 работниками погашена за счет субсидии, выделенной правительством Республики Саха (Якутия). Компания, которая была субподрядчиком компании "Новатэк" на Ямале, "РосСтройКом-Логистик", погасила задолженность практически в полном объеме перед 953 работниками — порядка 120 млн рублей. Надо сказать, что здесь и Минэнерго, и "Новатэк" принимали участие. С Росреестром начали активно сотрудничать и даже иногда разбираемся с теми предприятиями, которые уже вычеркнуты из реестра. Так, бывшим работникам организации-должника ООО "Интрафлекс" из резервного фонда губернатора Псковской области выплачена материальная помощь в размере 50% от общей суммы задолженности.
— Что значит "вычеркнуты из реестра"?
— Когда организация уже ликвидирована, а задолженность каким-то образом осталась. Это достаточно сложная задача, но тем не менее где-то нам удается получить результат.
— Важная часть в легализации трудовых отношений — это документооборот, о чем мы в прошлый раз разговаривали. Как обстоит сейчас дело с идеей внедрения электронного кадрового документооборота, на какой стадии находится проектировка?
— Сейчас эта работа уже приобрела системный характер, распоряжением правительства утверждена программа по цифровой экономике, и там эти вопросы отражены. В рамках этой программы Минтрудом создана рабочая группа по тематике электронного кадрового документооборота, в которой подгруппами готовятся предложения по таким направлениям, как "электронная трудовая книжка", "электронный трудовой договор", "электронный надзор в сфере труда". Работа по последнему направлению ведется в рамках подгруппы, возглавляемой Рострудом. Мы сейчас прорабатываем вопрос о проведении первой проверки в электронной форме в качестве совместного пилотного проекта со Сбербанком. Речь идет о том, чтобы определить сам алгоритм электронной проверки.
Предполагается, что мы сможем с использованием нашей информационной системы, координирующей действия инспекторов, запросить у работодателя документы, предусмотренные плановой проверкой, не на бумаге, а в электронной форме. Это позволит нам сократить издержки работодателей, а также повысить эффективность работы инспекторов.
— Следующая важная тема — итоги проверки соблюдения трудового законодательства на данный момент на транспорте, к которой привлекался Роструд. Нужны ли, с вашей точки зрения, меры по ужесточению контроля за маршрутными средствами, чтобы повысить безопасность и водителя, и пассажира?
— Всего проведено свыше 4 тыс. проверок, в ходе которых выявлено более 25 тыс. нарушений трудового законодательства. Значительная часть (20%) касается нарушений при оплате труда и нормировании рабочего дня. В основном проблема состоит в том, что перевозчики не учитывают положения федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту, частные компании показывают зарплаты на самом минимуме, не открывая реальные зарплаты водителей. Нарушается режим труда и отдыха водителя. Это приводит к несчастным случаям, гибели людей и так далее. Поэтому по результатам проведенных проверок Роструд рекомендует органам исполнительной власти субъектов и органам местного самоуправления рассмотреть в первую очередь условия соглашений социального партнерства и условия тендеров, конкурсов, которые они отыгрывают при привлечении частных компаний на маршруты.
— Это можно как-то учесть в конкурсной документации, на тендерах?
— Не совсем так. Условия о минимальном уровне заработной платы для различных категорий работников могут быть предусмотрены в соглашениях социального партнерства, например в региональных отраслевых соглашениях. А вот присоединение к такому отраслевому соглашению может уже быть условием допуска к конкурсам, аукционам по размещению государственного или муниципального заказа.
В прошлом месяце на совещании по данному вопросу в городе Новокузнецке Кемеровской области, которое Роструд провел с представителями органов исполнительной власти, прокуратуры, других надзорных ведомств региона, были приняты рекомендации о включении в региональное отраслевое соглашение работников организаций, осуществляющих пассажирские автомобильные перевозки, условия о выплате заработной платы не ниже средней в государственных и муниципальных организациях, осуществляющих автомобильные пассажирские перевозки.
— Какова динамика травматизма на производстве в этом году? Есть ли какие-нибудь позитивные сдвиги?
— С динамикой травматизма у нас в принципе неплохо, потому что это основной показатель реформы надзорной деятельности, и все показатели регулярно снижаются. В текущем году наблюдается уменьшение числа несчастных случаев с тяжелыми последствиями по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Так, по оперативным данным, за девять месяцев 2017 года Рострудом зарегистрировано 3556 таких несчастных случаев, в 2016 году — 3667 несчастных случаев с тяжелыми последствиями.
Наиболее высокий уровень производственного травматизма со смертельным исходом в 2017 году, как и в 2016-м, наблюдается в сфере строительства, почти 22,5% от общего числа погибших на производстве, на обрабатывающих производствах — 18%. Также достаточно высокий уровень смертельного травматизма наблюдается в организациях таких видов экономической деятельности, как сельское и лесное хозяйство (13,6%), добыча полезных ископаемых (10,1%.)
— Какие меры принимаете, чтобы снизить травматизм?
— Мы активно взаимодействуем с прокуратурой, следственным комитетом, проводим не только совместные расследования, но и сразу проверку самой организации, где произошел несчастный случай, а также генподрядчиков, подрядчиков, субподрядчиков. Есть определенные плоды, потому что все-таки предприниматели начали обращать на это внимание. Конечно, вопрос легализации очень важен, потому что если гражданин работает легально, есть структура и порядок и мы имеем налаженную систему внутреннего контроля, а это часть реформы контрольно-надзорной деятельности. Сейчас реализуется концепция "проверочных листов", а это значит, что инспектор и работодатель будут находиться в одних и тех же условиях, проверка будет осуществляться по проверочному листу. Все это делается в рамках концепции повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства, которая утверждена правительством. В следующем году, думаю, начнем заниматься системой внутреннего контроля. Здесь, конечно, должна быть добрая воля предпринимателя. Мы знаем, что на тех предприятиях, где система контроля по охране труда существует, там вопросы, связанные с несчастными случаями, сведены на нет. Там, где предприниматель и работодатель этому внимания не уделяют, там, конечно, есть значительный риск возникновения несчастных случаев.
Кроме того, на портале "Онлайнинспекция.рф" продолжает работу сервис "Электронный инспектор", который помогает работодателю провести внутренний аудит соблюдения трудового законодательства в любое удобное время и абсолютно бесплатно. Воспользовавшись данным сервисом, работодатели уже провели свыше 268 тыс. самопроверок и, устранив выявленные сервисом нарушения, оградили себя от штрафов на сумму свыше 6 млрд рублей. Это та сумма, на которую могли бы быть оштрафованы работодатели в случае выявления нарушений реальным инспектором в ходе проводимой проверки.
— Недавно прозвучала идея — учредить в России праздник специалистов по блокчейну или криптовалютам. Как вы к этому относитесь? С вашей точки зрения, есть другие профессии, которые достойны профессионального праздника?
— Праздников профессиональных очень много, я с большим уважением отношусь ко всем профессиям. Но мне кажется, мы очень много празднуем, и я бы всем посоветовал больше времени тратить на работу. Чем больше мы будем работать, тем скорее достигнем успеха.
Беседовала Екатерина Ефимова