24 ноября 2017, 09:00
Интервью

Ученый: следующие эксперименты по изоляции будут более тяжелыми

Заведующий лабораторией ИМБП Вадим Гущин. Юрий Машков/ ТАСС
Заведующий лабораторией ИМБП Вадим Гущин

Заведующий лабораторией ИМБП Вадим Гущин в интервью ТАСС — о том, как прошел условный полет на Луну смешанного экипажа "космонавтов"

В Институте медико-биологических проблем РАН (ИМБП) сегодня завершается эксперимент SIRIUS — первый из серии совместных российско-американских экспериментов по изоляции, которые продолжатся до 2021 года. Это самый короткий по продолжительности эксперимент — он длился 17 суток, последующие исследования будут продолжаться от четырех месяцев до одного года. По сценарию проекта, условный корабль летел к Луне, где экипаж провел множество научных экспериментов, управлял лунным ровером. При этом на "корабле" не было интернета, а общение с Центром управления полетами проходило с задержкой в 5 минут. Кроме того, незадолго до завершения проекта его участникам устроили психофизиологическое испытание — экипаж не спал 38 часов подряд.

О предварительных результатах эксперимента, о том, как ужились и сработались шесть его участников, среди которых было три представительницы прекрасного пола, а также о трудностях, которые испытывал экипаж, рассказал в интервью ТАСС заведующий лабораторией ИМБП Вадим Гущин.

— Каковы предварительные итоги проекта SIRIUS с точки зрения психофизиологического наблюдения за участниками?

— Мы получили подтверждение того, что экипаж, в котором количество женщин увеличено по сравнению с предыдущими экспериментами, проявляет высокую сплоченность, более высокую, чем проявляли экипажи из одних мужчин или женщин. В этом эксперименте эффективность совместных работ выше, взаимная поддержка выше. Это позволяет не только избежать конфликтной напряженности внутри, но и более эффективно решать рабочие вопросы. Этот экипаж гармоничен в том плане, что он все плюсы обоих полов вобрал в себя: у нас есть стойкость и высокий профессионализм — у мужской части экипажа и гибкость, сенситивность, умение сплотить и организовать вокруг себя — у женской части экипажа.

— Как сработались и ужились участники экипажа, в частности с учетом гендерной разницы?

— До начала подготовки к эксперименту члены экипажа не были друг с другом знакомы. Даже три человека из нашего института работают в разных подразделениях и встречались до этого только по рабочей необходимости, а такого, чтобы они дружили, не было. Трое других — впервые в институте и в нашем экипаже. Тем не менее они очень быстро сплотились, еще до начала эксперимента выработали некие ритуалы. Например, у них есть вечерний ритуал совместного просмотра фильма и его обсуждение. Им никто это не советовал, не рекомендовал, не навязывал. Они с удовольствием проводили вместе время, о чем все члены экипажа говорили. Это был совместный отдых для пользы общего дела.

У нас нет конфликтов в борьбе за лидерство. Есть четкий формальный и неформальный лидер — сотрудник РКК "Энергия" Марк Серов, который выполняет эти функции. У нас есть структура внутри этой группы, которая ни на кого не оказывает никакого давления. Все друг друга подменяют, помогают друг другу. Они очень сдружились, я уверен, что они будут общаться и после проекта.

— Как Марк Серов справился с обязанностями командира экипажа?

— Он управляет ими деликатно, не "строит" их, хотя имел право и по возрасту, и по опыту. Все ответственные решения он берет на себя. Кроме того, он очень заботливый человек, беспокоился за команду, в частности, как она перенесет 38 часов без сна.

— Как сказалось наличие оранжереи на поведении участников эксперимента?

Этот экипаж вобрал в себя все плюсы обоих полов: у нас есть стойкость и высокий профессионализм — у мужской части экипажа и гибкость, сенситивность, умение сплотить и организовать вокруг себя — у женской части экипажа

— Как мы и предполагали, для женской части экипажа это было более интересно. Известно, что женщины более чувствительны к запахам. На борту "корабля" была цветочная оранжерея в месте общего сбора экипажа и традиционная оранжерея "Лада", где участники выращивали помидоры. Так вот женщины долго нюхали эти помидоры перед тем, как съесть. На борту "корабля" же нет запахов, его система очистки практически все запахи вытягивает. И любые запахи служат элементом мощной психологической поддержки экипажа, потому что действуют на те сенсоры, которые абсолютно не загружены.

— Выполнены ли все эксперименты проекта?

— Вся программа — и российская, и американская — выполнена. У американцев на днях были так называемые "провокационные интервью", когда после 38-часовой бессонницы нужно было достаточно жестко проводить интервью с членами экипажа и попытаться вызвать конфликт между наземными службами и экипажем. Но члены экипажа проявили высокую психологическую устойчивость, несмотря на бессонную ночь.

— На ваш взгляд, все эксперименты проекта выполнены успешно?

— Да, мы считаем, что все эксперименты выполнены успешно.

— Устроила ли всех членов экипажа компоновка при распределении мест в "корабле"?

— Да, все было нормально. Единственное, что не устроило некоторых членов экипажа, — это размер спальных мест. Возможно, в следующих экспериментах мы будем их менять. Некоторые жаловались на дефицит сна. Я надеюсь, что мы расширим размеры спальных мест, потому что были жалобы на неполноценный сон, некомфортно спать, часто просыпались, спина болела. Может быть, кровать была слишком короткая, слишком узкая.

— Как экипаж справлялся с выполнением своих задач с учетом 5-минутной задержки связи?

— У меня было ощущение, что они не успели ее прочувствовать. Она им не очень мешала, потому что они и так получали очень большой объем информации. В более длинных экспериментах, думаю, это будет более болезненно.

— Известно, что на условном корабле не было интернета. Отразилось ли это на экипаже?

— Они передавали письма родственникам через ЦУП, они общались с близкими, получали новости. Был большой запас фильмов, программ. Плюс у них была программа виртуальной реальности в качестве психологической поддержки. Космонавт Анна Кикина очень высоко ее оценила и отметила, что в реальном полете такая виртуальная реальность очень нужна, когда ты можешь представить, что летаешь в невесомости или ходишь по лесу. Опять же больше на виртуальную психологическую поддержку среагировали девушки. Я не думаю, что экипаж испытывал дефицит информации. Скорее, напряжение вызывали монотонные задания.

— Как участники проекта пережили 38 часов без сна?

— Этот режим закончился у них в среду, 22 ноября, в 21:00 мск. Экипаж выполнил всю программу. Были небольшие сдвиги по времени, то есть они запаздывали. У некоторых несколько снизилась эффективность выполнения операторских задач из-за усталости. Причем особенно сильно это сказалось не в ночное время, а на следующий день, когда 38-часовая бессонная работа уже подходила к концу.

— Кто лучше справлялся с таким режимом — женщины или мужчины?

У экипажа есть вечерний ритуал совместного просмотра фильма и его обсуждение. Им никто это не советовал, не рекомендовал, не навязывал

— В конце 38-часового рабочего дня был тест на когнитивные особенности на счет — когда тебе задают 4-значное число, например 2083, и ты из него должен вычитать по 13. Это надо делать без ошибок, потому что, если ошибаешься, возвращаешься назад — к исходному 4-значному числу, и опять все заново. Лучшие два результата этого теста показали две девушки, на третьем месте — мужчина.

— Каково было состояние здоровье у экипажа во время проекта?

— Никто не болел, даже зубы ни у кого не болели.

— Все ли члены экипажа остались довольны питанием на борту "корабля"?

— Они получили рацион в соответствии с медико-биологическими требованиями. Сказать, что они все были им довольны, — это неправда. Некоторые считают, что всего достаточно, другие — что нужно было чего-то добавить в рацион. Возможно, надо будет вносить какие-то поправки. Но это не было критичным, были какие-то замечания.

— Как американские коллеги из НАСА, которые следили за экспериментом, оценили его?

— Те координаторы НАСА, которые здесь присутствуют, считают, что экипаж все выполняет. Они ежедневно получают отчеты о выполнении программы. Никаких серьезных замечаний с их стороны не было.

— Что экипаж делал в свободное время, помимо того что собирались на совместный просмотр фильмов?

— У каждого из них есть и собственные интересы. Например, одна из участниц, Елена Лучицкая, очень любит читать. И она рассказывала, что даже находила для этого время. Кроме того, экипаж играл в настольные игры.

— Когда будут подведены основные итоги проекта?

— Думаю, примерно через полгода. К тому времени мы уже начнем готовить следующий эксперимент по изоляции, уже на основе результатов этого проекта.

Беседовал Алексей Песляк