Продюсер фильма "Движение вверх": так баскетбол еще никто не снимал
Генеральный директор Студии ТРИТЭ Никиты Михалкова продюсер Леонид Верещагин рассказал ТАСС о новом проекте студии — фильме "Движение вверх" про выдающуюся победу наших баскетболистов на Олимпиаде в Мюнхене, об изменениях в программе ММКФ из-за переноса сроков его проведения, а также о нынешнем состоянии российского кино.
— Вы возглавляете экспертный совет Фонда кино. Сейчас и в попечительском совете фонда, и в прессе обсуждается, какое кино лучше всего поддерживать в производстве. Имеет ли смысл сосредотачиваться лишь на больших полотнах? Вы как считаете?
— По итогам 2017 года кассовые сборы российских фильмов превысят прошлогодние почти на 50%. Сборы отечественного кино показывают рекордный прирост. Это в том числе результат грамотной государственной поддержки, целенаправленной работы руководства отрасли и Фонда кино.
Исходя из целей и задач государственной поддержки, Фонд кино старается придерживаться этой практики, поддерживая фильмы с серьезным зрительским потенциалом. Как видим, это приносит плоды. К концу года ожидается больше 12 миллиардов рублей общего бокс-офиса российских картин и серьезное увеличение доли отечественного кино — в районе 22%.
По данным "Бюллетеня кинопрокатчика", в 2017 году в прокат уже вышло 100 отечественных картин. Первая десятка собрала 54%, первая двадцатка — 75%. Значит, государство работает в правильном направлении, поддерживая крупные проекты. Но это вовсе не означает, что не должно быть картин с меньшими бюджетами, не должно быть авторских работ, дебютов.
У нового фильма Андрея Звягинцева "Нелюбовь" есть шанс в гонке за "Оскар". Это важно для престижа российского кино. Поэтому на попечительском совете Фонда кино говорили о расширении государственной поддержки и усовершенствовании ее механизмов, чтобы те успехи, которые уже появились, закрепить и двигаться дальше. В этом году, чего не было уже давно, вышло сразу несколько картин, собравших большую кассу. Только в октябре вышли три больших российских фильма, и два из них — "Салют-7" и "Последний богатырь" — имеют очень хороший финансовый результат.
— А как вам кажется, лояльность зрителей к российскому кино тоже возросла?
— Несмотря на возросший интерес, по-моему, мы еще не до конца преодолели скептицизм, не вошли в то состояние рынка и интереса к отечественному кино, какое было, например, в середине нулевых после успехов отечественных фильмов Первого канала, когда стало модным ходить на российское кино. Надеюсь, что следующий год станет в этом отношении переломным и наша картина "Движение вверх" тоже внесет в это свой вклад.
— В связи со всем этим какие проблемы в отрасли нам надо еще решить?
— Сейчас, мне кажется, учитывая наметившиеся явно положительные тенденции, важно, во-первых, не менять основные правила игры, потому что производители, прокатчики и демонстраторы очень чувствительны к подобного рода изменениям.
Мы только что говорили про появление в этом году большого количества картин с очень хорошими сборами. Но ведь все эти картины получали финансирование не в этом, а в прошлом году, который был объявлен Годом кино.
Напомню, что по инициативе Министерства культуры РФ все финансирование производства фильмов в 2016 году было безвозвратным. Это и дало возможность продюсерам крупных проектов смелее идти на риск. Поэтому я бы подумал о том, чтобы перераспределить возвратное и невозвратное финансирование таким образом, чтобы возвратные деньги шли успешным фильмам-франшизам, успешным комедиям, а невозвратные в основном уходили на большие, а следовательно, более рискованные проекты.
— Вы согласны, что спродюсированная вами "Легенда №17" с Данилой Козловским в главной роли открыла для современного российского кинематографа тему спорта? После успеха этого фильма все сразу бросились снимать и про Яшина, и в целом про спорт.
— Для меня "Легенда №17" — это фильм не про хоккей. Как и фильм "Движение вверх" — не про баскетбол. Спорт в этих фильмах — это система координат, внутри которой развиваются человеческие истории. Для меня эти картины — про человеческий характер, про понимание своего предназначения, про тот нелегкий путь, который должна пройти любая сильная личность на пути к своей цели, и про то удовлетворение, которое приходит, когда цель достигнута.
Для меня "Легенда № 17" — это фильм не про хоккей. Как и "Движение вверх" — не про баскетбол. Для меня эти картины — про человеческий характер, про понимание своего предназначения
Недостаточно взять просто абстрактную историю про спорт, равно как и про любую другую громкую социально значимую тему, и думать, что успех обеспечен. Можно сказать: "Мы делаем фильм про Александра Невского, дайте нам денег, мы же делаем кино про гордость России". А сценарий, к примеру, плохой, да и презентация невнятная. Тогда результат от реализации таких проектов превращается в свою противоположность: и тема убивается, и деньги зря потрачены, и у зрителя только раздражение на российское кино.
Исходить надо не только из громкой темы и социальной значимости, но за основу брать художественную значимость предлагаемого проекта.
— Предстоящий Новый год не обойдется без большого российского кино, которое должно привлечь в кинотеатры зрителей от мала до велика. Уже понятно, что на сей раз одной из таких картин станет ваш фильм "Движение вверх". Расскажите, пожалуйста, историю создания ленты, как пришла идея, почему вам показался перспективным именно этот исторический материал?
— После успеха "Легенды №17" нам стало понятно, что для зрителя интересны национальные истории с большой победой. В это самое время в поле зрения нашей студии попала автобиография великого баскетболиста Сергея Белова "Движение вверх", написанная им в соавторстве с Александром Коноваловым, возглавляющим российскую Ассоциацию студенческого баскетбола.
Оказалось, что ассоциация давно выступает с инициативой производства художественного фильма, посвященного знаменитой победе советской сборной над американцами в финале Олимпийских игр в Мюнхене, и даже уже располагает проектом синопсиса картины.
Книга, в основе которой — биография Сергея Белова и одна из ярчайших побед в истории мирового спорта, оказалась настолько увлекательной, что мы заказали сценаристу Николаю Куликову, с которым работали на фильмах "Шпион", "Легенда №17", "Экипаж", оригинальный сценарий, а фильму решили дать название книги.
Идею с воодушевлением поддержали и в Министерстве культуры РФ, и в Фонде кино. К работе над фильмом подключились и наши с Никитой Сергеевичем Михалковым давние партнеры: канал "Россия 1" во главе с Антоном Златопольским и компания "Централ Партнершип" во главе с Павлом Степановым.
— В комментариях к трейлерам картины интернет-пользователи отмечают сходство "Движения вверх" и "Легенды №17". В новом фильме нет ни режиссера Николая Лебедева, с которым вы также делали "Экипаж", ни главного героя в исполнении Данилы Козловского. Получается, существует продюсерский почерк? Вообще, что такое для вас продюсерский проект?
— Почерк у любой картины в конечном счете всегда режиссерский. Но, конечно же, все три картины являются большими продюсерскими проектами нашей студии. Для меня продюсерский проект — это не только когда продюсер приходит к режиссеру с какой-то идеей, и не только когда он занимается финансированием и организацией творческого и производственного процессов, не только большой бюджет и колоссальная ответственность.
Это когда продюсер до такой степени увлечен идеей, что фильм становится частью его жизни, когда продюсер работает с автором, полируя сценарий до последней запятой. Кстати, многие актеры и члены съемочной группы, работавшие на "Движении вверх", удивлялись, когда видели на титульной странице сценария цифру 22 — это был номер последней версии.
Многие актеры и члены съемочной группы, работавшие на "Движении вверх", удивлялись, когда видели на титульной странице сценария цифру 22 — это был номер последней версии
Это когда ты знаешь и помнишь каждый кадр и в материале, и в монтаже. Это когда искренне хочешь во всем помочь режиссеру, когда вместе с ним бьешься за утверждение тех актеров, которые в конечном счете и определяют судьбу фильма. Это когда тебе повезло, и вы с режиссером — единомышленники, которые могут спорить до бесконечности, но всегда находят общее решение. Это когда у тебя есть продюсерская воля довести все задуманное до конца.
Здесь, пользуясь случаем, хочу еще раз сказать огромное спасибо за талант и терпение замечательному режиссеру Николаю Лебедеву, с которым у нас именно так все удачно сложилось на "Легенде №17" и на "Экипаже". Я неизменно благодарен Никите Сергеевичу Михалкову и Антону Златопольскому, моим товарищам и партнерам по продюсерскому коллективу, когда друг друга понимаешь даже не с полуслова и полувзгляда, а энергетически чувствуешь на расстоянии. Вот это все вместе и есть продюсерский проект.
— Правда ли, что одним из непростых моментов на этапе подготовки было согласование авторских прав с родственниками прототипов главных героев?
— Да, это было определенной сложностью. У каждого человека есть право на использование своего имени. И часть героев отказались дать нам такое разрешение. Мы отнеслись к этому с уважением и имена заменили.
Что касается непосредственных участников тех событий, игроков сборной СССР — заслуженных мастеров спорта и олимпийских чемпионов 1972 года Ивана Едешко, Алжана Жармухамедова и Модестаса Паулаускаса, то они дали нам разрешение на такое использование и выступили консультантами нашей картины. Своими рассказами, материалами, находящимися в их распоряжении, присутствием на съемочной площадке они очень помогли в работе над фильмом.
— Расскажите немного об актерском составе фильма.
— Этой теме можно посвятить все наше интервью, и то всего не расскажешь.
Только почти после года тренировок, когда спортивные навыки актеров перешли в стабильную игру, мы начали снимать
Мы счастливы, что в фильме снимались большие русские актеры. Прежде всего, отдельное спасибо Владимиру Машкову, который смог перекроить весь свой график ради съемок в картине "Движение вверх" и который, как мне кажется, создал, может быть, одну из лучших своих ролей. А его тандем с Андреем Смоляковым!
Спасибо замечательным Сергею Гармашу, Виктории Толстогановой, Марату Башарову, создавшим яркие, очень точные образы. На роль тренера американской сборной, легендарного Хэнка Айбы, нам удалось пригласить Джона Сэвиджа, знаменитого американского актера, многократного номинанта на "Оскар".
— Что пришлось делать впервые?
— Учитывая опыт "Легенды №17", для участия в баскетбольных сценах мы задействовали профессиональных баскетболистов. Александр Белов, сын Сергея Белова, сам мастер спорта и баскетбольный тренер, ставил хореографию баскетбольных матчей, занимался как со спортсменами, так и с актерами, превращая их в баскетболистов. И только почти после года тренировок, когда спортивные навыки актеров перешли в стабильную игру, мы начали снимать.
Кстати, баскетбол в последний раз у нас снимали сорок лет назад. Был такой фильм 1975 года "Центровой из поднебесья". Так что для нас это был и вызов с технической точки зрения, с точки зрения производства компьютерной графики. Нам удалось по архитектурным решениям и историческим снимкам реконструировать в 3D знаменитый мюнхенский "Баскетболхалле".
— Еще какие вызовы стояли перед вашим коллективом при создании этой картины?
— Нашим специалистам удалось создать уникальную систему клонирования массовки, которая позволяет рассаживать фотореалистичных персонажей на крупностях от среднего плана до сверхобщих.
Ну и, конечно, колоссальным вызовом был беспрецедентный характер самих баскетбольных съемок, так баскетбол, я думаю, в мире еще никто не снимал. Оператор Игорь Гринякин уникальным образом погрузил нас в самый центр этой очень скоростной игры. Вместе с режиссером-постановщиком Антоном Мегердичевым он разрезал на секунды всю игру и придумал для каждого мгновения свой ракурс.
Основная драма происходит внутри площадки, точнее на кромке мяча. Он за секунды пролетает десятки метров, переходит от игрока к игроку. Камера не имеет права опоздать, она обязана быть раньше всех там, где происходит действие. Ее надо было научить летать быстрее мяча.
Финальный матч — это кульминация. У каждого игрока есть секунда. Прыжок Сергея Белова, пас Ивана Едешко, характер Александра Белова, скорость Коркии и Саканделидзе, мощь Паулаускаса. 300 спортивных элементов репетировали шесть месяцев
На площадке всегда было шесть камер и, соответственно, шесть операторских команд. Одна камера летала над игроками и отвечала за скорость и географию каждого спортивного элемента. Другая всегда была на площадке внутри действия. Третья камера отвечала за глаза актера, за его характер. Четвертая снимала противника, того, кто мешает нам победить. Пятая, располагавшаяся на полу, проезжая под ногами актеров, отвечала за рост и ракурс. Наконец, шестая — "рапид", ее задача — остановить время.
Для того чтобы связать все шесть камер в единый организм, использовалась современная синхронизирующая аппаратура, превращающая в один цифровой поток все сигналы со съемочной площадки. Операторская команда совместила световые потоки разного цвета — для живого ощущения времени. Технологии сегодняшнего дня позволили снять матч 1972 года, что раньше было бы невозможно.
— Почему было принято решение о выходе фильма под Новый год? История, которая рассказывается в фильме, совсем не новогодняя.
— Действительно, есть фильмы, которые логичнее выпускать в соответствующую дату, когда общественное внимание приковано к определенным вехам, историческим событиям. Но в целом люди ходят в кино независимо от даты. Что касается праздников, хорошее кино вполне совпадает с приподнятым, праздничным настроением.
Заметьте, что многие фильмы, выходившие в новогодние каникулы, — "Хоббит", "Аватар", "Дневной дозор", "Викинг" — никак не ассоциируются с Новым годом. Однако все как один пользовались у зрителей огромным успехом.
Дело еще и в том, что вместе с компаниями "Кинослово" и "ДК Интертейнмент" наша Студия ТРИТЭ Никиты Михалкова совместно с телеканалом "Россия 1" осуществляет производство фильма "Тренер" Данилы Козловского. Это современная картина про отечественный футбол. Учитывая, что в следующем июне в нашей стране пройдет чемпионат мира по этому виду спорта, на конец апреля мы решили поставить "Тренер", а к "Движению" вверх планируем подклеить трейлер "Тренера", чтобы картины работали друг на друга.
— Как раз из-за чемпионата мира были перенесены сроки проведения Московского международного кинофестиваля — обычно он проходит в конце июня, а в 2018 году состоится в конце апреля. Что вы думаете об этом переносе?
— Московский международный кинофестиваль наряду с еще 15 другими фестивалями входит в так называемую категорию А — самую престижную категорию кинофестивалей. Это самые большие фестивали в мире, в которых обязательно должен быть конкурс, не меньше 12 картин из не менее чем десяти стран; международное жюри, в котором должно быть не менее трех человек; вся информация должна быть как минимум на двух языках; должны быть приняты все меры против пиратства, а сами фестивали проводятся в странах с развитой киноиндустрией.
Так, на Московском кинофестивале количество гостей и аккредитованных участников — около 8 тысяч человек. Деятельность таких фестивалей регулируется Международной федерацией ассоциаций кинопродюсеров (ФИАПФ). Учитывая, что во время чемпионата мира по футболу будет задействована вся московская инфраструктура, ФИАПФ согласовала перенос дат.
При этом май не годится, там Каннский кинофестиваль, а в начале июня — "Кинотавр". Август — период отпусков. Для всех наиболее целесообразным показался конец апреля. Отборщики уже начали формировать программу. Фильмы Каннского фестиваля мы пропускаем, значит, будем больше брать картин с Берлинского фестиваля и Берлинского кинорынка.
Не думаю, что изменится количество зрителей. Постоянные гости кинофестиваля и киноманы не разочаруются, программа будет на уровне.
— Прогнозы кассовых сборов по "Движению вверх" у вас скорее ближе к "Легенде №17" или к "Экипажу", одному из самых кассовых российских фильмов?
— Делать прогнозы всегда очень сложно. Поэтому надеемся на хорошие сборы, а также на то, что судьба "Движения вверх" сложится не хуже, чем у "Легенды №17" и "Экипажа", которые полюбились зрителю, стали народными хитами, о чем однозначно свидетельствуют рейтинги телевизионных показов и количество просмотров в интернете.
Завершая тему прогнозов, могу сказать лишь одно: мы сделали все что могли, теперь слово за зрителем.
Беседовала Наталья Баринова