Посол РФ: Филиппинам интересна современная российская военная техника
Посол России в Маниле Игорь Ховаев рассказал в интервью ТАСС о развитии диалога с Филиппинами, интересе к российской военной технике, а также о возможном увлекательном отдыхе в этой стране.
— Игорь Анатольевич, поздравляем вас и весь коллектив посольства России на Филиппинах с Днем дипломатического работника. В этот день хотелось бы спросить об особенностях дипломатической службы в такой далекой от России стране, как Филиппины. Тяжело ли работать в этом регионе, велика ли угроза со стороны исламистских террористов?
— Большое спасибо за поздравление! Отношу его не только и не столько на собственный счет, сколько в адрес всех сотрудников вверенной мне дипломатической миссии.
Что касается Филиппин, то не так уж эта страна и далека от России. Во всяком случае, японский остров Хоккайдо находится на тех же широтах, что и Приморский край, то есть на том же расстоянии от Филиппин, что и наш Дальний Восток. Японию филиппинцы справедливо считают своим географическим соседом. Полагаю, с этой точки зрения у нас не меньше оснований рассматривать Филиппины как нашего важного соседа в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).
Наши страны и народы по-прежнему далеки друг от друга в ином. Большинство филиппинцев, включая представителей политической и деловой элиты, крайне мало знают о нас. Их восприятие России нередко в той или иной мере зиждется на пропагандистских штампах западных СМИ, доминирующих на местном информационном поле, и голливудских клише. Не лучше обстоит дело и у нас. Представления россиян о Филиппинах нередко сводятся к хилерам, чьи чудодейственные способности явно преувеличены, да к американским военным базам с известной обслуживающей индустрией. Хотя этих баз давно уж и след простыл. Противоядие от предрассудков тут одно — активизация контактов между людьми на разных уровнях и по широкому спектру направлений. Уверен, россияне и филиппинцы быстро убедятся в том, что у них много общего.
Сам по себе регион для меня как востоковеда, конечно, не нов. Много лет я посвятил развитию сотрудничества с Вьетнамом. В разное время довелось побывать во многих государствах АТР. Филиппины исторически сформировались как общество уникального сочетания восточных традиций и западной культуры. Работать здесь интересно, увлекательно. К тому же, несмотря на многолетнее засилье недружественной по отношению к нам пропаганды, филиппинцы в своей массе не заражены вирусом русофобии. Вопреки бытующим стереотипам я не сталкивался с проявлениями откровенной враждебности. Напротив — налицо растущий интерес к нашей родине, уважительный подход, крепнущее желание лучше нас узнать и понять, чему, как мне кажется, способствует генетическая доброжелательность, отзывчивость и любознательность жителей Филиппин. Это дорогого стоит. Стараемся отвечать филиппинским партнерам тем же.
Отвечая на вторую часть вашего вопроса, напомню, что Филиппины — это единственная в Азии страна с преобладающим христианским (католическим) населением. Мусульмане составляют около 10%.
К сожалению, южные регионы, населенные преимущественно мусульманами, оказались незащищенными перед натиском агрессивного, навязываемого извне радикализма, в том числе под флагом ИГИЛ (ИГ, запрещена в России). В мае прошлого года произошла трагедия — захват города Марави на острове Минданао террористическими группировками, которые в итоге были разгромлены. И власти, и общество выдержали тяжелейшее испытание. Риски сохраняются по сей день. Иллюзий на сей счет никто не питает. Но оснований ставить под сомнение решимость и способность правительства Филиппин обеспечить безопасность на территории страны не вижу.
— Ваша дипломатическая карьера долгое время была связана с Азией. К сожалению, в период 1990-х годов присутствие России в этом важном регионе значительно сократилось. Можно ли говорить о том, что на сегодняшний день оно восстановлено?
— Дипломатические отношения с Филиппинами были установлены в 1976 году и с тех пор не входили в число приоритетных направлений нашей внешней политики. Так уж сложилось исторически. Впрочем, справедливо и другое. Двусторонние связи не отягощены грузом конфликтов и споров, застарелых обид и претензий, которые могут напрочь отравить любой диалог. Во многом мы начинаем с чистого листа. И небезуспешно. Картина меняется. По словам председателя российского правительства Дмитрия Медведева, взаимодействие с Манилой вышло на "качественно новый уровень", о чем раньше сложно было даже мечтать. Главное сейчас — развивать созданные заделы, придав наметившимся позитивным тенденциям необратимый характер. От этого выиграют не только народы России и Филиппин, но и безопасность и устойчивое развитие других государств. Исхожу из того, что речь было бы логичнее вести не о восстановлении позиций России в регионе, который кардинально изменился за минувшую четверть века, а о полноправном встраивании нашей страны в набирающие обороты и объективные по своей природе интеграционные процессы. Надежное партнерство с Филиппинами служит нам в этом весомым подспорьем.
— Отношения России и Филиппин активно развиваются с вступлением на президентский пост Родриго Дутерте, регулярно проходят контакты на разных уровнях. Планируются ли в ближайшее время какие-либо визиты официальных лиц России на Филиппины или Филиппин в Россию? Ожидаются ли новые встречи на высшем уровне? Планируются ли встречи министров иностранных дел или министров обороны?
— С приходом к власти президента Филиппин Родриго Дутерте открылись принципиально новые возможности для продвижения взаимовыгодного сотрудничества с прицелом на выстраивание партнерских отношений. Возьму на себя смелость утверждать, что обе стороны оказались к такому повороту готовы. Не проспали его, а подошли во всеоружии.
Наши экономики могут и должны гармонично дополнять друг друга. С учетом сравнительно низкой стартовой базы все это сродни настоящему прорыву
Истекший год придал двусторонним контактам, в том числе на высшем и высоком уровнях, небывалую динамику. В мае президент Филиппин Дутерте нанес официальный визит в Москву, в ноябре состоялась беседа глав наших государств на полях саммита АТЭС в Дананге. Чуть позднее в том же ноябре Дмитрий Медведев провел переговоры с Родриго Дутерте в Маниле. Не раз встречались министр иностранных дел России Сергей Лавров и его филиппинский коллега Алан Каетано. В феврале Филиппины впервые в истории посетил секретарь Совета безопасности Российской Федерации Николай Патрушев, а в октябре и тоже впервые — министр обороны России Сергей Шойгу. Приступила к работе Совместная российско-филиппинская комиссия по торговому и экономическому сотрудничеству.
Практический итог — заключение четырех десятков межгосударственных, межправительственных, межведомственных и корпоративных документов. Мы на пороге выхода отечественных товаров, технологий и услуг на весьма емкий рынок Филиппин, чья экономика с 2010 года демонстрирует завидные темпы роста — не менее 6% в год. Равным образом филиппинские предприниматели прилагают усилия для освоения российского рынка. Наши экономики могут и должны гармонично дополнять друг друга. С учетом сравнительно низкой стартовой базы все это сродни настоящему прорыву.
Созданные заделы — не повод почивать на лаврах. Предстоит немало сделать для реализации достигнутых договоренностей. Так что регулярные контакты наверняка продолжатся, в том числе на полях международных форумов.
— Международный терроризм представляет угрозу и России, и Филиппинам, разбитые в Сирии экстремисты возвращаются в свои родные страны. Ведется ли сотрудничество между соответствующими структурами двух стран по борьбе с террористами, осуществляется ли обмен информацией по возвращающимся с Ближнего Востока боевикам?
— Да, ведется. Скажу больше. Наращивание (до недавних пор немыслимого) взаимодействия в сферах безопасности и обороны — знамение времени. Филиппинские партнеры разделяют мнение о том, что никому в одиночку с терроризмом не совладать. Требуется действовать ответственно, сообща, объединяя усилия и ресурсы. Ставка на голую силу искомого результата не даст. Нужны комплексные меры, включая борьбу с распространением террористической идеологии и превентивную работу с молодым населением. Наш опыт весьма востребован. Вооруженным силам Филиппин безвозмездно передана партия оружия и техники для борьбы с терроризмом. Жители города Марави, пострадавшие от нападения террористических группировок, получили гуманитарную помощь.
Впереди совместная напряженная работа. Остальное — удел профессионалов.
— Россия и Филиппины подписали в октябре 2017 года соглашение о военно-техническом сотрудничестве. Каковы первые шаги в реализации этого соглашения? К каким конкретным видам российских вооружений проявляет интерес Манила?
— В Маниле заинтересованы в диверсификации источников современной продукции военного назначения. России есть что предложить. И почти все представляет интерес для филиппинских партнеров. В прошлом году подписан первый контракт на поставку сюда отечественных гранатометов. На очереди другие контракты. Наша страна готова помочь Филиппинам в модернизации их вооруженных сил.
— В Азиатско-Тихоокеанском регионе в последнее время усиливаются тенденции к протекционизму из-за влияния США. Какова позиция Филиппин на этот счет? Заинтересована ли Манила в либерализации торговых контактов с Россией?
Расширение российско-филиппинской торгово-инвестиционной кооперации неотделимо от интеграционных процессов в АТР. Чем выше конкурентоспособность, тем выгоднее торговая либерализация
— Манила последовательно выступает за углубление региональной экономической интеграции, торговую либерализацию в АТЭС, активно вовлечена в создание Всеобъемлющего регионального экономического партнерства, объединяющего страны АСЕАН, Австралию, Индию, Китай, Новую Зеландию, Республику Корея и Японию. Расширение российско-филиппинской торгово-инвестиционной кооперации неотделимо от интеграционных процессов в АТР. Чем выше конкурентоспособность, тем выгоднее торговая либерализация.
— С Филиппин приходят разные новости — о действиях террористов, войне с наркотиками. Работает ли в этих условиях в стране российский бизнес? Есть ли российские туристы? Порекомендовали бы вы Филиппины для инвестиций российским компаниям и для посещения российскими туристами?
— Новости не приходят сами собой. Ходят, как известно, люди и корабли. А новости отбирают и тиражируют журналисты. Террористические вылазки случаются куда чаще в городах Европы и США, нежели на Филиппинах.
Эта страна заслуживает большего внимания и объективного освещения со стороны СМИ. Рад отметить, что российские компании, как и наши туристы (около 40 тыс. человек в 2017 году), не так давно начали открывать для себя Филиппины как новое направление для бизнеса и отдыха. В республике многое делается для строительства надлежащей инфраструктуры и технологической модернизации. Как следствие, высок спрос на технологическое и инвестиционное содействие извне. Наши первопроходцы — госкорпорация "Росатом", ООО "Ви-Холдинг", АО "РЖДстрой". По поводу рекомендации буду лаконичен и категоричен.
Да, рекомендую. Настоятельно и без раскачки.
Беседовал Владимир Костырев