20 февраля 2018, 12:15,
обновлено 20 февраля 2018, 12:00
Интервью

Николай Подгузов: "Почта России" готовит основу для взрывного роста e-commerce в РФ

Николай Подгузов . Станислав Красильников/ ТАСС
Николай Подгузов
Глава "Почты России" Николай Подгузов считает, что объем электронной торговли в России может в перспективе вырасти до 5–7 трлн рублей с нынешних 1,1 трлн рублей

Сфера электронной коммерции в России активно развивается не один год, однако в последние несколько лет представители государства и бизнеса стали уделять ей все больше внимания. Одна из самых обсуждаемых тем — формирование в России единой экосистемы для развития e-commerce, подобной тому, что в свое время создал китайский интернет-гигант Alibaba Group.

Глава "Почты России" Николай Подгузов считает, что объем электронной торговли в России может в перспективе вырасти до 5–7 трлн рублей с нынешних 1,1 трлн рублей. Основой для этого может стать единая экосистема, в которой "Почта России" сыграет далеко не последнюю роль. Подгузов в интервью ТАСС поделился планами по модернизации национальной логистической инфраструктуры компании и внедрению в работу почтового оператора новых технологий. Он также рассказал, какую роль могут сыграть в создании единой экосистемы ретейлер "Магнит" и группа ВТБ, с которыми почтовый оператор договорился о стратегическом сотрудничестве.

В рамках Российского инвестиционного форума в Сочи "Почта России" подписала меморандум о стратегическом партнерстве с "Магнитом" и ВТБ.  Какие конкретные проекты станут результатом этого соглашения?

— Стратегическое партнерство — это первый шаг к развитию плотного сотрудничества. Насколько это партнерство будет реализовано — зависит от всех сторон. За этим стратегическим партнерством должен последовать детальный план совместной активности, который будет предусматривать конкретные шаги по развитию бизнеса. Так, в перспективе могут быть подписаны уже юридически обязывающие соглашения по реализации конкретных проектов.

Я надеюсь, что, заключив такое соглашение, мы очень серьезно продвинемся в вопросе развития электронной коммерции, онлайн-услуг в нашей стране. У "Почты России" с ВТБ уже довольно плотное взаимодействие: совместный проект "Почта Банк" развивается очень хорошо, и мы довольны нашим сотрудничеством. Поэтому переместить это сотрудничество в сферу логистики и электронной коммерции мне кажется логичным, и здесь я уверен, что это не просто соглашение о намерениях, а пролог довольно большой, интересной и эффективной совместной деятельности, которую мы обязательно осуществим.

Идея заключения соглашения родилась тогда, когда мы посмотрели на точки пересечения "Почты России" и "Магнита" и оценили потенциальную синергию. А при поддержке группы ВТБ мы сможем добавить в эту систему еще и финансовые услуги. Так совпало, что в день подписания трехстороннего соглашения ВТБ также закрыл сделку по покупке 29,1% акций "Магнита".

А как именно будет реализовано сотрудничество с "Магнитом"?

— "Магнит" в представлении простого потребителя — это просто магазин. Это одна из крупнейших продовольственных продуктовых сетей страны, хорошо развивающаяся публичная компания. Но для обеспечения успешной работы магазинов "Магнита" нужно 37 огромных распределительных центров с соответствующим оборудованием и сервисом, 6 тыс. автомобилей и еще много всего.

В сельской местности почтовое отделение — это зачастую единственный магазин, где жители могут приобрести необходимые товары

У "Почты России" и "Магнита" на самом деле очень много направлений работы, которые могли бы дополнять друг друга. Речь идет, например, о сотрудничестве в сфере логистики: вместе можно максимально эффективно использовать имеющиеся логистические мощности. "Почта России" в этой сфере ориентирована все же больше на товары народного потребления, а у "Магнита" фокус на продовольственные товары и соответствующее оборудование. Мы могли бы также организовать совместное использование автотранспорта, в этом просматриваются явные синергетические эффекты. 

Кроме того, у "Почты России" есть розничный формат. В сельской местности, особенно на удаленных территориях, почтовое отделение — это зачастую единственный магазин, где жители могут приобрести необходимые товары. Эффективные практики управления этим розничным форматом мы бы могли перенять в том числе у наших коллег из "Магнита".

Как "Почта России" и "Магнит" могут сотрудничать в сфере электронной коммерции?

— Сейчас бурно развивается направление онлайн-фудретейла. То есть это тема, связанная с доставкой продуктов питания. У "Почты России" по всей территории страны действует 260 подразделений курьерской доставки в 254 городах. Мы могли бы обеспечить серьезный рост онлайн-продаж сети "Магнит" с помощью своей курьерской службы.

Когда может начаться реализация этих проектов?

— Мы будем подходить к реализации проектов в рамках соглашения step-by-step. Я думаю, что уже довольно быстро мы сможем добиться результатов по совместному использованию логистики и транспорта, применению экспертизы по развитию розницы и проекта развития онлайн-продаж продовольственных товаров. В этом году, я думаю, мы могли бы существенно продвинуться в реализации нашего стратегического партнерства в целом.

Стратегическое соглашение в перспективе может предусматривать создание СП, например, с "Магнитом" с точки зрения логистики?

— Безусловно, реализация сотрудничества может предполагать создание совместных компаний или другой формат взаимодействия. Нам это предстоит пока определить. Сейчас преждевременно говорить, как будет выглядеть практическая реализация сотрудничества. Но я считаю, что у нас есть эффективные инструменты и мы не должны затягивать с практическими шагами.

Мы могли бы обеспечить серьезный рост онлайн-продаж сети "Магнит" с помощью своей курьерской службы

Также стоит отметить, что это открытое соглашение. Если возникнут партнеры, с которыми мы могли бы эффективно и взаимовыгодно посотрудничать, они могли бы вполне присоединиться к такому соглашению.

Если соглашение с "Магнитом" и ВТБ открытое, то, получается, к нему могут присоединиться и другие крупные компании. Планирует ли "Почта России" сотрудничать с другими ретейлерами? Может, будут заключены отдельные соглашения?

— Мы ведем переговоры со многими сетями, это довольно естественно. Мы подписали меморандум о сотрудничестве с "Магнитом" и ВТБ. А дальше, я думаю, вполне вероятны договоренности о сотрудничестве и с другими компаниями. Будут ли заключены отдельные соглашения и с какими игроками — пока говорить рано.

У "Почты России" и до этого было сотрудничество с крупными ретейлерами. В частности, до конца 2017 года "Почта России" планировала открыть пункты выдачи посылок в магазинах "Пятерочка" в Москве и области. Как сейчас этот проект себя чувствует, планируются ли отделения в новых городах? А в магазинах "Магнит"?

— "Почта России" сотрудничает с различными партнерами. Это не только "Пятерочка", но и другие супермаркеты, торговые и бизнес-центры. В 2017 году было открыто 136 небольших отделений в формате S-мини.

Отделения формата S-мини предоставляют клиентам широкий спектр почтовых и финансовых услуг, в том числе прием и отправку посылок, получение заказов из интернет-магазинов, оплату коммунальных и других платежей, а также все другие почтовые услуги, кроме доставки отправлений до квартиры адресата.

Пункты выдачи посылок в розничных сетях позволяют привлечь в магазины дополнительный трафик. И это действительно удобно для покупателей: ты идешь в магазин и прямо там можешь забрать посылку. Каждое такое мини-отделение имеет индекс, который можно указать в качестве точки доставки.

Подходы к созданию и развитию электронной коммерции в России могут быть разные, но деструктивной конкуренции быть не должно

Я считаю, что нам надо значительно увеличить количество пунктов выдачи в розничных сетях. Я считаю, что и соглашение с "Магнитом" к этому вполне располагает. Но это не значит, что мы с "Пятерочкой" не будем работать в этом направлении. В целом в рамках такого подхода к разгрузке почтовых отделений и освобождению их от очередей мы планируем серьезно повысить клиентоориентированность нашего предприятия.

В перспективе нескольких месяцев должна быть закрыта сделка Сбербанка и "Яндекса" по созданию совместного предприятия в сфере электронной коммерции на базе "Яндекс.Маркета". Эта компания ориентирована на несколько другие аспекты работы по развитию электронной коммерции. Не обсуждала ли "Почта России" сотрудничество с ними, например, в сфере логистики?

— Мы готовы обсуждать сотрудничество. В целом такого рода активность говорит о том, что электронная коммерция является очень перспективным направлением. Увеличение онлайн-торговли в стране будет иметь серьезный эффект для всей экономики. В ходе форума премьер-министр РФ Дмитрий Анатольевич Медведев поддержал мысль, что конкуренция не должна быть деструктивной. Эта идея была высказана в отношении цементных заводов, но она актуальна и для других сфер. Подходы к созданию и развитию электронной коммерции в России могут быть разные, но деструктивной конкуренции быть не должно.

Я исхожу в данном случае из того, что "Почте России" следует в первую очередь сосредоточиться на повышении качества логистических услуг. Нужно обеспечить создание национальной логистической инфраструктуры определенного качества. Модернизация логистической инфраструктуры необходима для создания эффективной экосистемы электронной коммерции.

Что предусматривает модернизация логистической инфраструктуры "Почты России"?

— Мы хотим создать трехуровневую логистическую систему "Почты России". Она будет включать семь больших хабов, десять хабов в городах-миллионниках и 14 — в городах с населением 500 тыс. человек, а также девять хабов в крупных областных центрах. Два из семи хабов уже есть — в Москве рядом с аэропортом Внуково и в аэропорту Казани. К этому должны добавиться Новосибирск, Ростов-на-Дону, Хабаровск, Санкт-Петербург и Екатеринбург. После обновления логистическая сеть позволит обеспечить доставку за 24–48 часов для 80% россиян.

Провести комплексную модернизацию логистики "Почты России" мы планируем за два-три года. Это позволит нам выйти на принципиально другое качество предоставления логистических услуг. Добившись такого качества, мы будем способны стать логистическим партнером для любого онлайн-ретейлера.

Помимо модернизации логистической инфраструктуры, для создания эффективной экосистемы электронной коммерции необходимо добавить соответствующую информационно-технологическую составляющую. Важно также понять, какие каналы продаж, маркет-плейсы могли бы в данной конфигурации поучаствовать. Где-то за два-три года мы могли бы выйти на такую комплексную систему, которая обеспечит взрывной рост электронной коммерции в нашей стране.

Как должна создаваться IT-система для электронной коммерции в России?

— На мой взгляд, в этой ситуации наиболее эффективным был бы подход с точки зрения равноправного открытого партнерства, когда каждый участник этой экосистемы мог бы предоставить свою экспертизу и компетенции. Здесь важнее не вопрос инвестиций — хотя он тоже имеет свое значение, — а применение лучших практик на рынке. Если несколько участников с наилучшей экспертизой объединятся, то скорость создания каких-то экосистем существенно вырастет. В условиях нашего конкурентного мира скорость изменений зачастую имеет большую ценность, чем финансовые вливания.

А планирует ли "Почта России" какие-то изменения в части своей IT-инфраструктуры?

— Нам просто необходимо развивать цифровые технологии и информационную составляющую "Почты России", чтобы повысить свою собственную операционную эффективность. Мы этим занимались и будем заниматься в несколько раз интенсивнее, потому что качество работы почтовых отделений во многом зависит от того, какие информационные технологии там внедрены. Мы продолжим обновлять и внедрять системы контроля и учета и единую автоматизированную систему управления отделениями почтовой связи. Это будет способствовать существенному росту эффективности "Почты России" и повышению прозрачности управления компанией.

Будут ли масштабные обновления сайта и мобильного приложения "Почты России"?

—  Мы сделали фокус на развитие дистанционных каналов продажи услуг "Почты России", и для этого нам нужно продолжить развитие нашего сайта. Сейчас он уже довольно популярный, но чаще всего клиенты обращаются за услугой трекинга почтовых отправлений. Мы бы хотели с помощью этого ресурса предоставлять возможность воспользоваться большим количеством сервисов "Почты России" в онлайн-режиме.

Уже сейчас получить или отправить посылку можно быстрее, если осуществить подготовительные процедуры на сайте. "Почта России" в Москве уходит от практики заполнения бумажных бланков для получения посылок — пользователь просто должен назвать код, полученный в sms-сообщении. Такую технологию мы будем внедрять по всей стране, мы уже видим, насколько она востребована.

— Осенью прошлого года вы говорили, что "Почта России" работает над идентификацией посетителей при входе в отделение. Что сейчас с этим проектом?

— Технологически мы готовы для того, чтобы внедрить технологию распознавания лиц и на базе нее сделать определенный сервис. Каждый день отделения "Почты России" посещает несколько миллионов пользователей, и многие посетители приходят регулярно. Когда постоянный клиент "Почты России" только заходит в почтовое отделение, то с помощью технологии распознавания лиц его можно идентифицировать и подготовиться к его визиту через осуществление операций в бэкофисе. Такая подготовка позволит не требовать с клиента дополнительных документов, а сразу спрогнозировать, хочет ли он получить посылку, отправить ее или, например, получить пенсию. Внедрение такого механизма поможет увеличить скорость обслуживания и повысить качество.

Мы постараемся до конца года опробовать эту технологию в ряде отделений, чтобы предъявить ее потребителям. Первый пилот может пройти в Москве, но у нас уже есть запросы от губернаторов на ее пилотное внедрение в ряде регионов.

— Чьи технологии по распознаванию лиц планирует использовать "Почта России"?

— У нас довольно много возможностей в этой сфере. Мы очень плодотворно начали взаимодействовать со "Сколково", встретились с рядом компаний, которые нам предложили подобные технологии. Сейчас мы изучаем эти предложения. Стоит отметить, что платформа "Сколково" предоставляет большие возможности черпать идеи для последующего внедрения их в работе "Почты России".

Беседовали Екатерина Казаченко, Лана Самарина