Ежедневно в Москве наблюдается большой транспортный поток, и только с начала этого года в столице произошло около 2,5 тыс. дорожно-транспортных происшествий. С чем они связаны, какие основные причины ДТП, как ведется борьба с лихачами на дорогах Москвы и какой новый транспорт появится, в интервью ТАСС рассказал начальник Управления ГИБДД по Москве Виктор Коваленко.
— Сколько ДТП произошло с начала года и какие в основном нарушения?
— Такая статистика ведется всегда. Должен отметить, что ситуация на столичных дорогах всегда была непростой, но благодаря совершенствованию методов работы Госавтоинспекции Москвы, количество дорожно-транспортных происшествий снизилось на 3,4% по сравнению с предыдущим периодом. Всего за четыре месяца этого года в Москве зарегистрировано 2,4 тыс. ДТП. За аналогичный период прошлого года эта цифра составила чуть более 2,5 тысяч. Если делить по видам ДТП, то в основном это лобовые столкновения, наезды на препятствия и припаркованный транспорт, их доля небольшая, но последствия зачастую летальные. Должен отметить, что с помощью города у нас практически решен вопрос с освещением кольцевой автодороги и до конца года должен решиться вопрос освещения других опасных участков дорог столицы.
— А как обстоят дела с мото- и велотранспортом?
— Сейчас в Москве развивается велодвижение, появляется велосеть, зоны отдыха. И должен отметить, что количество ДТП сокращается. Появляется некая культура общения как у велосипедистов, так и у других участников дорожного движения. Если в прошлом году мы сократили ДТП с велосипедами на 18,3%, то за четыре месяца этого года уже на 26,3%. Это о многом говорит. К сожалению, за этот год у нас есть один погибший велосипедист, который передвигался в неположенной зоне. Всего за этот год произошло 14 ДТП с участием данного транспорта. Что касается мототранпорта, то за январь — апрель этого года в дорожно-транспортных происшествиях с участием водителей мотоциклов погибло два человека, что составляет 1,6% от общего количества людей, погибших в ДТП в Москве. Всего в этом году произошло 56 таких происшествий. Стоит отметить, что здесь наблюдается сокращение почти на 3% по сравнению с прошлым годом. Мотоциклисты, как и велосипедисты, не составляют особых проблем. Я еще раз повторюсь — появилась культура поведения на дорогах, благодаря которой и снижается количество дорожно-транспортных происшествий с данным видом транспорта. Вы знаете, есть такие люди, у которых смысл жизни — мотоцикл, и многим из них не так важна скорость, как любование городом и показом своей техники.
— Замглавы мэра Москвы сообщил о том, что в столичной ГИБДД появятся электрические мотоциклы. Скажите, пожалуйста, поступили ли они уже в управление?
— Мы хотели сначала отказаться от данной идеи. Мы же привыкли к большим и мощным мотоциклам, которые могут легко догнать транспорт правонарушителя. Но когда увидели эту мототехнику, то сразу передумали. У электромотоциклов достаточно эстетический вид, они экологичны. На них будет удобно работать в парковых зонах и в местах отдыха. Касаемо ответа на ваш вопрос, то да, город передаст в управление ГИБДД 50 таких мотоциклов и рассчитываем их получить в ближайшее время.
— Продолжается ли борьба с лихачами на дорогах Москвы?
— Могу сказать, что борьба эта ведется всегда. На дорогах Москвы их стало гораздо меньше, чем, например, четыре-пять лет назад. Сейчас выстроилась планомерная работа в борьбе с ними, а именно: каждую ситуацию с лихачом на дороге мы анализируем, мониторим социальные сети, СМИ, после чего делаем соответствующие выводы. Если, например, сюжет или новость, касаемая лихачей на дороге, отрицательная, то мы моментально назначаем проверку и наказываем виновных, ни один факт не остается без внимания.
— А как же "звезды", которые неоднократно были замечены в грубом нарушении ПДД?
— У нас есть люди, которые обладают иммунитетом по закону, а все остальные — наказываются на общих основаниях в соответствии с законом Российской Федерации, и независимо кто это — спортсмен, артист или политик. Ничего им не прощается.
— Сколько попыток дачи взятки сотрудникам было зафиксировано в этом году? И как ведется борьба в этом направлении?
— Политика, которая формируется и главком, и министерством нацелена на то, чтобы показать, что мы не враги обществу и мы все-таки работаем для людей. Могу сказать, что первое, чем мы стали заниматься, это убрали предпосылки, которые приводят к коррупционным рискам. Ну вот, например, еще несколько лет назад возникало много вопросов по выдаче госномеров — всем хотелось получить красивый номер. И около трех лет назад мы установили антикоррупционную программу, которая не позволяет получить "красивый" номерной знак, договорившись с сотрудником, здесь работает исключительно только компьютер. Также существовали риски, связанные с общением с людьми на дорогах, после чего мы установили видеорегистраторы в патрульных машинах, но эту проблему до конца не решили. Поэтому с помощью города, мы приобрели нательные видеорегистраторы, они размером со спичечный коробок и практически всю смену идет запись. Сотрудник может отключить на время обеда, но любое общение с участником движения должно вестись под запись.
— У всех сотрудников установлены такие "жучки"?
— Не у всех, к сожалению. Окружные подразделения пока не оснащены, но мы ждем очередной закупки — тогда на 100% весь город будет обеспечен такими приспособлениями. Понимая такой механизм, меняется мировоззрение и сотрудники понимают, как нужно себя вести. Могу сказать, что за прошлый год было задержано 125 водителей за попытку дачи сотрудникам взятки, это как при несении службы на дороге, так и при сдаче экзаменов и регистрации транспорта. Из этих 125 задержанных на 117 человек возбуждены уголовные дела.
— Что делают инспекторы? Отказываются?
— Сотрудники понимают, что с них их спросят, так как ведется запись на регистратор. И они предупреждают об этом водителей, что их действия могут расцениваться как дача взятка, но, к сожалению, не все это понимают. Я лично хотел бы обратиться к водителям с просьбой не провоцировать инспекторов ГИБДД на дорогах Москвы и не подставлять самих себя.
— Не так давно была введена система "Пит-стоп". Сколько водителей уже оштрафовано благодаря ей?
— Да, у нас есть в комплексе система "Пит-стоп" — это подключение с помощью планшетных компьютеров к стационарному комплексу. Сотрудник подъезжает на пост, включает комплекс и видит все камеры в зоне обслуживания поста. И как только машина превышает скорость на 80 км/ч, инспектор видит, через какое время она будет на посту, после чего останавливает нарушителя. Хочу сказать, что за четыре месяца этого года, благодаря этим комплексам, было привлечено к ответственности около 70 человек.
— Какие еще системы могут появиться?
— Сейчас у нас тестируются комплексы, которые поворачиваются на 360 градусов. Это еще один такой шаг и если мы удачно все это оттестируем, то фактически камера будет в зоне видимости фиксировать все нарушения. Сейчас тестовые испытания пройдут, и по 100 адресам Москвы может появиться такая система. И если никаких проблем не возникнет, то будем работать.
— Не редкость, когда водители автобусов становятся виновниками ДТП. Проходят ли какие-то проверочные мероприятия?
— Да, у нас есть договоренность с Мосгортрансом и мы регулярно проводим сверки нарушений ПДД — проводим плановые и внеплановые проверки. Если говорить о ДТП с автобусами, то с начала года эта цифра сократилась на 10,2%, их количество составляет 194 происшествия, в которых шесть человек погибли и 254 ранено. Ситуация с этим видом транспорта не стала хуже, потому что львиная доля этих пострадавших, так сказать, страховой случай — то есть падение в салоне из-за резкого торможения водителя. Что касается проверок автобусов, то они у нас регулярные. Например, в этом году порядка 200 автобусов было поставлено на спецстоянку, в основном из-за неисправного тормозного и рулевого управления.
— А если говорить о проблеме пьяных водителей?
— Данная категория водителей у нас вызывает тревогу. Это для нас проблема, но их становится меньше. Могу сказать, что за четыре месяца этого года обнаружено 335 человек, это те, кто повторно задержан за езду в нетрезвом состоянии. В основном это больные люди, которых надо лечить, а не то что выпускать на дорогу. Также есть отдельная категория водителей, которые ранее были лишены водительского удостоверения, но все равно сели за руль. Если о них говорить, то было зарегистрировано в Москве 22 ДТП с участием этих водителей.
— Буквально на днях стало известно, что для сотрудников вернут так называемые "стаканы" на дорогах. Это так?
— Могу сказать, что стационарные посты ГАИ были всегда. Они подразумевают помещения, предназначенные для круглосуточного несения службы, то есть так называемые посты регулировщика. Они никуда не исчезали, просто были в разных видах — высокие, круглые. В последнее время стояли очень древние — квадратные, металлические застекленные конструкции, но они не вписывались в эстетический облик Москвы, потому что Москва в рамках "Моя улица" преобразилась и эта стеклянная ржавая коробка выглядела архаично. Сейчас на протяжении полутора лет устанавливаются круглые интересные конструкции, эстетически красивые. В настоящее время их можно увидеть на Манежной площади, на Тверской, такой же пост находится на Садовом кольце, на площади Петровских ворот. Но хочу отметить, что они нужны только в тех местах, где сотрудники несут постоянную службу и на сложных дорожных развязках. Мы не можем ставить их везде, потому что в этом нет необходимости. И говорить о том, что в Москве вновь появятся эти посты, — неправильно, у нас они были всегда и никуда не исчезали.
Беседовала Ирина Вельматова