Тюрьмы часто обвиняют в том, что они не в состоянии исправить человека, и что в России рецидивная преступность выше, чем в других странах, в этом тоже есть вина уголовно-исполнительной системы. В интервью ТАСС и.о. руководителя управления воспитательной, социальной и психологической работы ФСИН России Федор Ушков развеял миф о высоком рецидиве преступности среди выходящих на свободу из колоний, объяснил причины повторных преступлений, признал ряд проблем в работе ФСИН и высказался за создание российского варианта службы пробации.
— В СМИ часто говорят о высоком уровне повторной преступности — человек выходит на свободу и совершает новые преступления. Есть ли здесь вина уголовно-исполнительной системы?
— Повторную преступность часто связывают с результатами работы уголовно-исполнительной системы (УИС) по ресоциализации осужденных. Вместе с тем надо пояснить: если мы говорим о повторной преступности, составляющей более 53%, то к ней относятся все лица, которые совершили повторное преступление, независимо от того, отбывали они наказание в исправительных учреждениях или нет, к которым применялись меры уголовного характера, не связанные с лишением свободы, отсрочка отбывания наказания или назначался штраф.
Рассматривая вопрос совершения повторного преступления лицами, имеющими неснятую или непогашенную судимость, по официальной статистике МВД и Генеральной прокуратуры России за 2012–2017 годы, удельный вес лиц, совершивших преступления при рецидиве, от общего числа совершивших преступления не превышает 15%.
Из них доля лиц, совершивших преступления в период неотбытой части наказания после условно-досрочного освобождения, от общего числа совершенных преступлений составляет 0,9%, а совершивших преступления в первый год после освобождения от общего числа совершенных преступлений не превышает 4%.
Необходимо сказать, что уголовно-исполнительная система не снимает с себя ответственности за качество работы по ресоциализации осужденных и понимает всю ответственность. Ежегодно из мест лишения свободы освобождается более 200 тыс. человек, и с каждым освободившимся проводилась работа, направленная на профилактику рецидива. Много делается положительного в исправительных учреждениях, но есть недоработки и случаи, когда не все получается, в ФСИН России о них знают и работают над их недопущением.
— Что толкает человека, отбывшего наказание, на новое преступление?
— Такой анализ проводится постоянно, основных причины две: 65% лиц, совершивших преступления, не имели постоянного источника дохода, 36% граждан на момент совершения преступления находились в состоянии алкогольного опьянения. Если прибавить к ним преступления, совершенные в наркотическом опьянении, этот показатель значительно вырастает.
Преступивший закон судом признается преступником, но в работе сотрудников УИС он рассматривается как человек, оказавшийся в трудной жизненной ситуации. С каждым осужденным, прибывающим в учреждение, сотрудниками проводятся беседы, выясняются причины и условия совершения преступления, вырабатываются необходимые мероприятия. Именно эта работа позволила нам проанализировать и выделить несколько основных причин совершения повторного преступления.
Кстати, если более 65% лиц после освобождения сталкиваются с проблемой трудоустройства, то женщины еще более социально не защищены — из них более 80% после освобождения сталкиваются с проблемой найти работу. Многие не имеют постоянного места жительства. Все вместе это приводит к тому, что люди после освобождения не могут планировать свои расходы, из-за этого почти 20% на момент совершения повторных преступлений испытывали финансовые трудности (кредит, ипотека, алименты, иск, другие долги и др.). Связанная с этим безысходность в жизни, а также возвращение в среду до осуждения часто оказывает негативное влияние, в большинстве случаев приводит или возвращает человека к употреблению алкогольных напитков или наркотических веществ.
— В чем заключается работа ФСИН по оказанию помощи выходящим на свободу?
— Во-первых, осужденные получают образование. Так, в учреждениях УИС действует более 280 общеобразовательных организаций и более 500 их филиалов. В 2017/18 учебном году в них зачислено и обучалось более 65 тыс. человек, из них более 45 тыс. подлежащих обязательному обучению. Получают специальности: система среднего профессионального образования представлена более чем 300 учреждениями и почти 400 их структурными подразделениями, в которых проводится обучение по 200 рабочим профессиям. Необходимо отметить, что количество осужденных, обученных в профессиональных образовательных учреждениях, ежегодно увеличивается и в 2017 году достигло 142 тыс. человек. Основными направлениями обучения являются "технология легкой промышленности", "машиностроение", "техника и технология строительства", "электро- и теплоэнергетика", "сельское, лесное и рыбное хозяйство".
Организована работа, направленная на привитие трудовых навыков, в этих целях функционирует 595 центров трудовой адаптации осужденных и 83 производственных мастерских.
В учреждениях начала реализовываться ведомственная программа социально-психологической работы в отношении лиц, имеющих алкогольную и наркотическую зависимость, содержащихся в следственных изоляторах и исправительных учреждениях. Основными ее целями являются осознание существующей проблемы, связанной с зависимостью, и отказ от употребления психоактивных веществ. С участниками программы проводится работа, направленная на физическое и духовно-нравственное оздоровление, они участвуют в занятиях на развитие мотивации к труду.
Во всех учреждениях организованы школы подготовки к освобождению, в которых с осужденным не позднее чем за шесть месяцев до окончания срока лишения свободы на занятиях рассматриваются вопросы бытового устройства после освобождения, различные жизненные ситуации, рассматриваются вопросы, связанные с финансовой грамотностью.
Проводится в рамках воспитательной работы комплекс мероприятий духовно-нравственной и спортивной направленности.
— А после выхода на свободу им помогают?
— Учреждения уголовно-исполнительной системы осуществляют взаимодействие с социальными службами субъектов РФ, традиционными религиозными конфессиями и общественными организациями, которые оказывают помощь в решении социальных проблем лицам, освобождающимся из мест лишения свободы. Таких положительных примеров много. Например, в Республике Татарстан, Красноярском крае, Ростовской области действуют реабилитационные центры, которые помогают на первом этапе после освобождения лицам, не имеющим постоянного места жительства, оказывают им содействие в трудоустройстве.
В учреждениях установлен 721 терминал с электронной базой имеющихся вакансий на рынке труда с правовым навигатором. В 2017 году 35,7 тыс. освободившихся осужденных нуждались в трудовом и бытовом устройстве. В результате проведенной работы в отношении 34,7 тыс. осужденных, или 97% от нуждающихся, вопрос трудового и бытового устройства был решен, в том числе в отношении 3,6 тыс. лиц, не имевших до осуждения постоянного места жительства.
— Но разве этого достаточно?
— Несмотря на большую работу, проводимую социальными службами субъектов Российской Федерации, традиционными религиозными конфессиями и общественными организациями, у учреждений и органов УИС нет полномочий продолжить работу по поддержке людей, освободившихся из мест лишения свободы. Понятно, что им требуется серьезное постпенитенциарное сопровождение, с ними должны работать профессиональные психологи, юристы, социальные работники и многие другие специалисты, которые помогут им в решении возникающих вопросов, окажут социально-психологическую, юридическую и иную помощь. В настоящее время можно говорить, что существует необходимость создания государственной службы по постпенитенциарному сопровождению лиц, освобождаемых из мест лишения свободы. Где именно — в системе ФСИН или отдельно, — это вопрос дальнейших дискуссий, но так как речь идет о дальнейшем благополучии наших граждан, его однозначно надо решать.
Беседовал Александр Шашков