7 НОЯ, 09:00

Санкции не снижают спрос на оружие РФ. Шугаев — о ВТС с Китаем и конкуренции с США

В китайском городе Чжухай 6 ноября открылась крупная авиационная и оборонная выставка Airshow China 2018. От России в салоне традиционно участвует представительная делегация, объединяющая авиационные предприятия, компании, производящие военную технику, и космический кластер.

О текущем состоянии сотрудничества в оборонной сфере с Китаем, влиянии американских санкций, особом качестве российской военной техники и планах на выставку рассказал в интервью ТАСС возглавляющий российскую делегацию директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Дмитрий Шугаев.

— Какой на сегодня объем портфеля заказов по линии ВТС с Китаем?

— В течение последних лет Китай традиционно входил в число ведущих партнеров России по ВТС. Сегодня портфель заказов с этой страной превышает $7 млрд. Думаю, что более важной для оценки объемов нашего сотрудничества является устойчивая положительная динамика доли Китая в общем портфеле заказов на российскую продукцию военного назначения, которая начиная с 2013 года выросла с 5% до 14–15%.

— С какими китайскими официальными представителями и с кем из делегаций других стран планируется провести переговоры на выставке в Чжухае?

 Авиасалон в Чжухае, как, впрочем, и любая столь крупная и представительная выставка, — это в первую очередь масштабное и зрелищное событие, сопровождаемое протокольными мероприятиями и насыщенными демонстрационной и деловой программами.

Что касается двусторонних встреч с принимающей стороной, то запланированы переговоры по линии ответственных органов, в ходе которых мы готовы обсудить актуальные текущие вопросы. Помимо этого, планируем встречи с представителями официальных делегаций других стран, посещающих выставку.

"Рособоронэкспот" традиционно использует площадку авиасалона в Чжухае для проведения презентаций российской техники партнерам из Азиатско-Тихоокеанского региона. Предстоит достаточно напряженная и, надеюсь, плодотворная работа.

— Какие образцы Россия представляет на этой выставке?

— Российская экспозиция является одной из самых масштабных на выставке и сформирована с учетом планов продвижения отечественной техники на рынки Китая и государств Азиатско-Тихоокеанского региона.

Продукцию военного назначения в этом году представят более 20 российских организаций оборонно-промышленного комплекса. Презентованы будут все наиболее востребованные на рынке виды военной техники, в том числе сверхманевренный истребитель Су-35, учебно-боевой самолет Як-130, военно-транспортные вертолеты Ми-171Ш и Ми-17В-5; система ПВО С-400 "Триумф", комплексы "Бук" и продолжение этой линейки — комплекс "Викинг", конечно же, "Торы" различных модификаций, а также современный ПЗРК "Верба" и система защиты самолетов и вертолетов "Президент-С".

На экспозиции впервые вживую представлены такие образцы российского гражданского авиапрома, как вертолеты типа "Ансат" и Ми-171А2.

— Как продвигается совместный проект России и Китая по созданию широкофюзеляжного лайнера для китайских авиалиний? На каком этапе проект?

 Данный проект развивается по линии Минпромторга России. Стороны, участвующие в проекте, разработали основные концептуальные параметры самолета, определили перечень ключевых технологий. На основе проведенных маркетинговых исследований была выработана бизнес-модель. Обсуждаются сертификационные и процедурные вопросы.

Проведена огромная работа, и в рамках салона состоялось важное для совместного предприятия событие — презентация макета самолета CR929 в масштабе 1:1.

— Как развивается проект по тяжелому вертолету AHL?

— Данный проект также развивается по линии Минпромторга России. Переговоры находятся в финальной стадии. Надеемся на их скорое и успешное завершение.

— Сообщалось, что ведутся совместные разработки по проекту зашитого в ракету "Смерча" БПЛА. На какой стадии этот проект?

 Безусловно, российские и китайские специалисты понимают перспективы размещения на подобных ракетах как средствах доставки различных аппаратов. Однако преждевременно говорить о совместном российско-китайском проекте подобного рода.

— Уверены ли сегодня российские поставщики ВВСТ в том, что Китай не будет копировать их технологии при поставках техники? Какие есть гарантии защищенности российской интеллектуальной собственности?

— Российско-китайское ВТС имеет эффективный механизм защиты интеллектуальной собственности. В его основе — межправительственное соглашение об охране интеллектуальной собственности в области военно-технического сотрудничества, в рамках которого создана двусторонняя рабочая группа. Кроме того, положения, касающиеся защиты российской интеллектуальной собственности, отражаются в отдельных статьях контрактов.

— В связи с увеличивающимся числом заказчиков на С-400 можно ли утверждать, что США проигрывают конкуренцию России в секторе поставок систем ПВО?

 Конкуренция на мировом рынке вооружений весьма жесткая, но нельзя забывать, что огромную роль при принятии решений о закупке военной техники играет и политика. Особенно это касается таких систем, как С-400: их приобретение неминуемо попадает в политический контекст. Поэтому на некоторые рынки вход для наших современных систем ПВО большой дальности закрыт даже с учетом того, что по всем показателям они значительно превосходят все зарубежные аналоги, предлагаемые на экспорт.

Поэтому вопрос следует задавать иначе. Проигрывают ли американские системы ПВО российским по техническим характеристикам? Уверен, что да. Преимущество наших систем по дальности обнаружения и поражения целей, точности, скорости развертывания, возможностям противодействия различного рода средствам нападения и другим основным характеристикам существенно, а нередко и многократно.

Но я бы хотел обратить внимание на то, что помимо самих систем с непревзойденными техническими характеристиками российские производители предлагают уникальные комплексные решения, которые позволяют вооружить заказчика полным арсеналом средств различной дальности, интегрированных в единый надежный контур ПВО. Даже в условиях санкционного давления спрос на такие универсальные решения будет возрастать.

— Был подписан контракт с Индией на С-400. В какие сроки ожидается начало поставок систем в Индию? Учитывая большую загруженность предприятий "Алмаз-Антея", в том числе по гособоронзаказу, не будет ли сложностей с исполнением контракта с Индией или Турцией?

— Рассчитываем, что в соответствии с достигнутыми в ходе состоявшегося в октябре российско-индийского саммита договоренностями, поставки начнутся через два года. С точки зрения производства существенных сложностей возникнуть не должно: мощности концерна "Алмаз-Антей" позволяют выполнить все заказы в установленные сроки.

— Ожидает ли ФСВТС России в связи с западными санкциями сокращения российского портфеля заказов на вооружение и военную технику? Какой общий объем портфеля заказов ожидается на конец года?

— Как показал прошедший год, портфель заказов в гораздо большей степени зависит от того, как проявляет себя наша техника в реальных боевых условиях, а также от ее непосредственных характеристик: качества и надежности. Немаловажным фактором для партнеров, выбирающих российскую технику, является должное исполнение субъектами ВТС своих контрактных обязательств.

Поскольку по всем этим критериям наша техника продолжает устраивать потенциальных покупателей, мы не наблюдаем снижения портфеля заказов. Сегодня он превышает $55 млрд (это несколько выше, чем аналогичный показатель на тот же период прошлого года).

Устойчивость портфеля экспортных заказов на российскую продукцию военного назначения в нынешних условиях доказывает, что санкции, как механизм недобросовестной конкуренции, неэффективны. Да, действительно, санкции могут осложнять процедуру расчетов, но спрос определяется совсем иными факторами. Поэтому существенного снижения портфеля заказов в среднесрочной перспективе не предвидится.

— Рассчитывает ли Россия появление новых партнеров в сфере ВТС? Из каких регионов?

— Мы постоянно работаем над расширением географии поставок российского оружия. Однако не стоит забывать, что ВТС — это не только экономическое взаимодействие на основе рыночных отношений, но еще и внешняя политика.

При этом наша страна продолжает находиться в числе лидеров среди государств — экспортеров продукции военного назначения и открыта к диалогу о развитии ВТС с любым легитимным правительством. Наш подход не ставит целью увязать военно-техническое сотрудничество с выполнением партнером дополнительных политических условий или с попытками вмешательства в его суверенные дела.

Мы продвигаем на мировой рынок широкую номенклатуру современной и доказавшей свою надежность в боевых условиях военной техники. Поэтому, несмотря ни на что, мы  развиваем ВТС более чем со 100 государствами, и год от года расширяем географию ВТС.

Беседовал Дмитрий Решетников

Читать на tass.ru
Теги