В новом правительстве Москвы, сформированном в сентябре 2018 года, Департамент природопользования и охраны окружающей среды столицы перешел из-под прямого подчинения мэру в структуру Комплекса городского хозяйства. ТАСС побеседовал с руководителем департамента Антоном Кульбачевским о том, как изменилась экологическая обстановка в столице за последние годы, а также о том, смогут ли районы Москвы в будущем прийти в равное положение по уровню экологии через программу мэра "Мой район", придется ли закрывать для этого предприятия, какие изменения ждут сферу утилизации мусора и какие животные, населяющие столицу, занесены в Красную книгу.
— Вы руководите Департаментом природопользования и охраны окружающей среды Москвы с 2010 года. Чего удалось добиться за эти восемь лет?
— Была выработана экологическая политика и систематизировано экологическое законодательство. Московское законодательство в этой области менялось вслед за новыми тенденциями. Благодаря мероприятиям в области транспорта, градостроительства и организации системы жилищно-коммунального хозяйства за последние восемь лет состояние всех природных сред (воды, почвы и зеленых насаждений) улучшилось.
Например, с 2010 по 2017 год в 2,1 раза снизилась концентрация оксида углерода, оксида азота — в 2,3 раза, диоксида серы — в 1,7 раза, взвешенных частиц размером менее 10 мкм (РМ10) — в 1,6 раза. Концентрация оксида углерода рядом с трассами упала в 2,2 раза за эти семь лет, оксида азота — в 1,9 раза, диоксида серы — в 2,3 раза. Это действительно впечатляющие показатели для любого мегаполиса — крупнейшие города мира испытывают колоссальную антропогенную нагрузку.
— Что стало с основными "грязными" предприятиями города за это время?
— Московские предприятия за последние восемь лет сильно видоизменились. Сейчас основные предприятия, работающие в городе, — предприятия "Мосэнерго", топливно-энергетического комплекса, Московский нефтеперерабатывающий завод (МНПЗ) "Газпрома", Люберецкие и Курьяновские очистные сооружения "Мосводоканала". На Московском НПЗ, Курьяновских и Люберецких очистных сооружениях модернизация уже заканчивается.
Например, в ходе модернизации очистных сооружений специальными крышками перекрыли 136 тыс. кв. м поверхностей, которые были источником неприятных запахов, реконструировали системы газоочистки и очистки воды. По данным экологического мониторинга, при ветре со стороны Курьяновских очистных сооружений средние концентрации сероводорода снизились в два раза по сравнению с периодом до реконструкции, а повторяемость превышений — с 6,7% до 1,6%.
Если говорить о Московском НПЗ, то они проводят глобальную модернизацию с 2011 года, в результате которой уже к 2015 году завод снизил воздействие на окружающую среду в два раза, а ближе к завершению модернизации — к 2020 году воздействие будет снижено еще в два раза.
В целом хочу отметить, что в 2010 году доля московской промышленности в совокупном объеме выбросов вредных веществ в атмосферу города была около 10%. Еще 90% производил автотранспорт. Сейчас доля промышленности составляет меньше 10%, а вклад транспорта — порядка 93-94%. Но при этом, если в 2010 году у нас был 1 млн тонн выбросов загрязняющих веществ в год от автотранспорта, то в 2017 [году] — это 860 тыс. тонн. То есть 140 тыс. тонн нам удалось “отвоевать”.
Откуда берется грязь на дорогах и почему не виноваты реагенты
— В зимний период появляется грязь на дорогах Москвы, многие думают, что это из-за противогололедных материалов. Так ли это? И как избежать этого неудобства? Появятся ли решения?
— Противогололедные материалы, как правило, высыпаются на дороги в преддверии снегопада. Сами по себе они не могут генерировать грязь. На самом деле она появляется от техногенной пыли и выбросов. Это серьезная проблема для многих мегаполисов. Второй источник — асфальтовая пыль и крошка от истирающихся автомобильных шин, особенно сделанных из искусственного каучука. Они дают черноту.
Если мы представим, какое количество автомобилей перемещается по городу, то мы, наверное, даже сможем вычислить, сколько тонн этой пыли стачивается об асфальт, смешивается со снегом в приземном слое.
Третий источник пыли, из которого образуется грязь, — это тормозные колодки автомобилей. Они тоже стачиваются, выделяется асбестовая и металлическая пыль.
Решит ли проблему электротранспорт? — Частично. Выхлоп серы и азота (то, что из трубы двигателей внутреннего сгорания выходит) нивелируется. Электромобиль меньше тормозит по сравнению с бензиновыми и дизельными машинами, поскольку по-другому работает. Но даже если поменять все автомобили, ездящие по Москве, на электромобили, объем этих мелковзвешенных частиц уменьшится на 10-25%.
До уровня дыхательных путей взрослого человека эта взвесь от дороги не доходит. Она есть примерно на высоте 30-50 см от земли. Поэтому, находясь непосредственно рядом с автодорогой, маленьких детей стоит брать на руки или сажать в коляски с высокой посадкой.
Утилизация мусора
— Когда начнется раздельный сбор мусора в столице, учитывая, что Московская область переходит на этот принцип уже с 1 января?
— Мы идем по пути постепенного приучения жителей города к раздельному сбору мусора. С 1 января 2019 года все российские регионы должны перейти на новую систему обращения с отходами. Этот переход подразумевает разработку территориальной схемы и региональной программы по обращению с отходами, а также выбор регионального оператора по обращению с отходами.
Так что закон нас обязывает менять политику в сфере утилизации. В любом случае заниматься вопросом разделения отходов будем. Мы будем продолжать изучать общественное мнение, проводить уроки в школах, устраивать акции, семинары. По нашим данным, 30% граждан уже готовы раздельно собирать отходы.
Почему нужно постепенно переходить к раздельному сбору? — Поясню. Если завтра все 100% начнут разделять, эти отходы негде будет перерабатывать. Так у нас появляется базис для анализа объемов того или иного вида отходов, например, того же пластика. На основании этого мы может поставить задачу перед бизнесом, назвав предпринимателям потенциальный объем поступающего “сырья”. Имея эти данные, они создают мощности по переработке, и тогда сортировка может стать обязательным требованием для жителей, для управляющих домами компаний, чтобы обеспечивать стабильность поступления отходов на то или иное перерабатывающее предприятие.
Надо понимать, что в очень небольших объемах пластик и стекло собираются и сейчас. Системная и масштабная переработка в данном случае невозможна. Так что будем наращивать мощности под раздельный сбор по мере того, как будут появляться серьезные переработчики вторсырья.
Количество бытовых отходов, которое в год Москва вырабатывает, — около 8,5 млн тонн. Это очень внушительный объем. Как только появятся мощности по переработке, я уверен, раздельный сбор будет внедряться везде, в этом ничего сложного нет.
Раздельный сбор отходов сам по себе ценен чем, что мусор сортируется на месте жителями. Ведь промышленная сортировка — это сложный и дорогостоящий процесс, требующий специальных мощностей.
Сейчас организовано 500 дополнительных точек раздельного сбора мусора в общественных местах. Это была инициатива мэра, которую он обсуждал с жителями. Есть контейнеры для раздельного сбора в управах, в шаговой доступности от домов, преимущественно в спальных районах. Есть центры, где можно просто вторсырье сдать за деньги. На сайте Департамента жилищно-коммунального хозяйства Москвы указано более 1 тыс. пунктов раздельного сбора и приема вторсырья.
— С какими городами в плане экологии сейчас можно сравнить Москву?
— Если взять мегаполисы мира с населением более 10 млн человек, то Москва занимает первое место по количеству зеленых насаждений. По воздуху — мы среди "середнячков". Мы сравнимы с Нью-Йорком, Берлином, Парижем и Лондоном. В Москве воздух гораздо чище, чем, например, в Мехико, Пекине, Гонконге. Проигрываем только меньшим городам, например, Стокгольму.
Город за восемь лет серьезно поменялся и стал дружелюбным для пешеходов. Увеличилось количество парков, мест для отдыха, прогулок и общения. В наш лексикон вошло понятие "общественное пространство".
Программа "Моя улица" (крупнейший проект благоустройства в современной истории Москвы, реализовывалась в 2015-2018 годах — прим. ТАСС) выполнила предназначение, поменяла центр и закончила свое историческое существование. Сейчас на повестке программа "Мой район", которая призвана в течение следующих пяти лет преобразить все остальные районы города и сделать их сопоставимыми по качеству, комфорту и притягательности с центром.
Экология в программе "Мой район"
— В прежней структуре правительства Москвы ваш департамент напрямую подчинялся мэру. Теперь он вошел в структуру Комплекса городского хозяйства. Какой вы видите теперь свою задачу в программе "Мой район"?
— Мы многого добились в области экологии. Теперь Сергей Семенович [Собянин, мэр Москвы] видит решение оставшихся экологических проблем и возможность для нового прорыва в системе городского хозяйства, где у нас есть резервы. Для меня работа в Комплексе городского хозяйства в этом историческом периоде — это только плюс.
Я сейчас четко вижу свою роль в работе с коллегами: ЖКХ занимается эксплуатацией всех объектов, связанных с экологией, я занимаюсь политикой и законодательством. У них задачи — реформировать систему городского хозяйства, чтобы она была более экономичной и экологичной, за счет новых технологий, потому что традиционные решения мы уже приняли.
Например, мы объекты "Мосэнерго" уже перевели на газ. Дальше только уже солнечная энергетика, ветрогенерация, наверное, энергия, которая образуется от сжигания отходов.
— Что сейчас будет в приоритете вашего департамента по программе "Мой район"? И получится ли "подтянуть" состояние окружающей среды на востоке и юго-востоке Москвы к общегородским показателям, где исторически концентрируются промышленные зоны?
— Эта программа призвана привести уровень комфорта в разных районах Москвы практически к одному знаменателю. Задача экологов — сделать сопоставимыми экологические параметры на каждой территории. Например, в районе Марьино количество дней, когда появляется неприятный запах, сейчас 50-60 в год. На западе это около 2-3 дней. Надо, чтобы эти показатели по всем районам усреднялись, для этого нужно осуществить целый комплекс мероприятий.
Например, мероприятия по благоустройству районов, где протекает Москва-река, тоже будут погружены в программу "Мой район". До 2023 года предполагается обновить набережные и создать новые общественные зоны по берегам.
Наш департамент практически в каждом аспекте программы будет принимать участие, давать свои заключения и рекомендации. Я думаю, что к началу 2019 года она будет сформирована. Уже с 1 января начинаем реализацию каких-то отдельных мероприятий: благоустройство, создание общественных пространств, пешеходных зон.
В "Мой район" будут включены индикаторы, которые будут в будущем показывать, как улучшится за счет программы экологический фон. Они будут рассчитаны по каждой территории, везде эффективность будет оценена по экологическим показателям качества воздуха, воды и зеленых насаждений.
Программа, я уверен, решит ряд экологических проблем и в целом улучшит экологическую обстановку в городе.
— Могут ли инициативы в рамках этой программы привести к закрытию предприятий?
— Возможно. Я считаю, что в городе останутся предприятия, которые поддерживают имидж экологически чистых, безвредных, комфортных, инновационных и полезных. Этот тренд мы на протяжении восьми лет пытаемся донести до застройщиков и промышленных компаний, и мне кажется, у нас это получается. В будущем, я думаю, появятся новые технологии в энергетике, и нам не надо будет 20 электростанций иметь в городе, достаточно будет двух.
— Как программа реновации учитывает экологические факторы?
— Реновация идет поквартально, и кварталы планируются с точки зрения "зеленых стандартов" — правильного, ориентированного на союз человека и природы, подхода. Например, раньше дома строились так, что не учитывался шум от самолетов и машин. Сейчас окна планируются в другую сторону от источников шума, и он проходит мимо. Риски шквалов, ураганов, ливней, засухи — все это будет учитываться в планировке кварталов по реновации.
— Что будет с "зелеными коридорами" — московскими лесопарками — в рамках этой программы?
— У нас есть 17,5 тыс. га особо охраняемых природных территорий в старой Москве. За восемь лет мы сохранили их площадь и повысили качество, потому что занимались лесопосадкой и поддерживали популяции животных.
Мы понимаем, что эти территории мы 20-метровым забором не оградим, их привлекательность у населения растет. Мы стараемся делать в этих оазисах живой природы инфраструктуру, чтобы люди могли их посетить, полюбоваться, подышать свежим воздухом, позаниматься спортом, где это возможно, где мы не мешаем животным, растениям, не нарушаем природный баланс.
Мы раньше были охранниками "какого-то анклава". В этот "анклав" все время шли люди, нарушали законодательство, устраивали пикники не в положенных местах. Мы ничего с этим поделать не могли: аншлаги вешали, наказывали — ничего не получалось. Как только мы стали сотрудничать и понимать психологию городского жителя, ситуация поменялась.
Именно за счет перераспределения нагрузки нам удается привлекать жителей, которые хотят прийти на пикник или позаниматься спортом, в рекреационные зоны, где для них оборудованы площадки. Таким образом, заповедные участки остаются нетронутыми.
— Сколько деревьев было высажено в этом году в рамках столичных программ?
— По итогам этого года в городе высадят более 86 тыс. деревьев и 901 тыс. кустарников. Что касается акции "Миллион деревьев", то в 2018 году высажено 10,3 тыс. деревьев и 340 тыс. кустарников. Еще 3,3 тыс. деревьев высажено осенью взамен утраченных при аномальных погодных явлениях 2018 года. К
Качество воздуха, воды и почвы в городе
— Будет ли как-то развиваться дальше система "Мосэкомониторинга"?
— Мне кажется, что в будущем система экологического мониторинга войдет в систему "Безопасного города". В нее будут интегрированы все аспекты, и информацией будут пользоваться все заинтересованные ведомства. У "Мосэкомониторинга", помимо общего мониторинга и предоставления информации населению, есть задача сопровождать экологический контроль и надзор. Здесь его никто не заменит.
Объем предоставляемой информации не будет снижаться. В зависимости от запросов жителей, возможно, появятся какие-то новые данные. Если начнется череда каких-то ливней, ураганов, понятно, что жителей будет это интересовать. Однако сейчас, например, МЧС предупреждает об опасных погодных условиях, но на это уже, пожалуй, мало кто реагирует.
— Есть ли идея создать приложение "Мосэкомониторинга" для смартфонов?
— Сейчас сайт "Мосэкомониторинга" открыт в демо-версии после модернизации. Приложение у нас было запланировано, мы должны были запустить его вторым этапом. Это будет что-то вроде "экологии на ладони". Мы просто до конца контент для приложения не успели доделать, потому что нас обвинили, что мы специально закрыли сайт и скрываем информацию о состоянии воздуха от общественности. Скажу вам честно, острого запроса на информацию о качестве атмосферы от москвичей и россиян в целом я не вижу. Наш сайт посещают активисты, журналисты и профильные ведомства — МЧС, Роспотребнадзор.
Но мы все равно планируем в следующем году создать приложение для смартфонов и надеемся, что оно в итоге станет модным. Ведь там будут данные о состоянии природных сред, соответствующие рекомендации. Например, "прекрасная погода, можно заниматься спортом на открытом воздухе" и так далее.
— В каком состоянии почва в столице?
— С 2010 года по 2017 [год] уровень загрязнения нефтепродуктами почв в Москве снизился в 4,5 раза. А содержание бензапирена в почвах за последние 14 лет снизилось в четыре раза. В 2017 году содержание органических загрязнителей в почве достигло минимальных значений за весь период исследований, то есть с 2005 года.
По нашим данным, за этот период заметно снизилось суммарное содержание тяжелых металлов в почве столицы. В итоге 96% территории Москвы в настоящее время относятся к категории слабо загрязненных почв.
— Улицы Москвы вымостили плиткой в рамках программы "Моя улица". Как это отразилось на климате города?
— Плитка позволила снизить температуру летом в городе на несколько градусов. Плитка задерживает влагу. Вода с нее медленнее испаряется, чем с раскаленного асфальта.
Когда в жаркое время асфальт нагревается, он начинает выделять вредные вещества и генерировать инфракрасное излучение. На газоне, например, может быть +20, на асфальте +60, разница в 40 градусов.
— Что происходит сейчас с водой в Москве, прежде всего с Москвой-рекой?
— За последние пять лет нам удалось снизить на 50% уровень загрязнения органикой, в частности, аммонийным азотом в нижнем течении Москва-реки в черте города. Это показатель загрязнения воды канализационными сточными водами. Получилось это сделать за счет масштабной реконструкции Курьяновских очистных сооружений.
В центральной части города с 2010 по 2017 год на 5-8% снизилось содержание металлов и взвешенных веществ, и на 23% — нефтепродуктов. Здесь сыграл целый комплекс мер: благоустройство города, улучшение санитарного состояния территорий, внедрение вакуумной техники для уборки городских улиц и усиление экологического контроля, в том числе за использованием противогололедных материалов.
— Какие факторы в целом негативно влияют на состояние нашей реки?
— Есть три фактора, которые негативно сказываются на Москве-реке: поверхностный сток, атмосферные осадки и сточные воды.
За счет уклона земли поверхностные стоки с водосборной площади стекают в Москву-реку. То есть, нужно работать над повышением качества этой площади: благоустраивать территории и набережные, отодвигать промзоны от берега, создавать общественные пространства, высаживать зеленые насаждения.
Вредные вещества попадают в реку также с осадками из атмосферы. Поэтому по мере улучшения качества атмосферного воздуха также будет в дальнейшем улучшаться и качество воды.
Еще нужно работать с предприятиями, которые сбрасывают стоки в Москву-реку. Например, Московский нефтеперерабатывающий завод прекратил это делать. Курьяновские и Люберецкие очистные сооружения стали работать намного чище. Как я уже говорил, за последние пять лет нам удалось снизить на 50% уровень загрязнения органикой, в частности, аммонийным азотом в нижнем течении Москва-реки за счет масштабной реконструкции Курьяновских очистных сооружений.
Стоит понимать, что какие-то участки реки могут самоочищаться, но на других участках нужно принимать комплекс мер по улучшению. Как раз в эту программу создания нового пространства около Москва-реки заложены параметры по улучшению ее экологического состояния.
— Можно ли сейчас купаться в Москве-реке и будет ли расти число мест для купания?
— Сейчас в Москве-реке около пяти мест для купания, остальные находятся в Зеленограде и в Восточном округе, где есть озера. В будущем, не исключено, что количество мест для купания в Москве-реке увеличится за счет природных, естественных мест для купания. Но здесь нужно понимать, что разрешение на купание дает Роспотребнадзор, оценивая санитарно-эпидемиологические показатели, а не загрязнение воды, например, тяжелыми металлами.
— В планах Департамента транспорта запустить регулярный транспорт по Москве-реке. Как это повлияет на ее экологию?
— Это не будет столь масштабный поток, который окажет заметное влияние на качество воды в реке. К тому же, планируется, что будут ходить суда высоких экологических классов.
Флора и фауна столицы
— Как изменились флора и фауна мегаполиса за последнее время?
— В 2019 году мы планируем выпустить новое издание Красной книги Москвы. Предыдущее издание было в 2011 году.
Наш список, конечно, отличается от федерального. Многие скептики скажут, что Красная книга крупного мегаполиса, где проживают более 12 млн человек, — это просто чушь.
А я скажу — нет. В старой Москве у нас есть 17,5 тыс. га особо охраняемых природных территорий. Это не девственные леса, и они там не существуют тысячи лет. Почти все леса вокруг Москвы в радиусе 50 км от ЦКАДа были вырублены в период обороны города во время Великой Отечественной войны для поддержки фронта и строительства различных сооружений. Об этом мало кто знает и вспоминает. Деревья там высаживались искусственно после войны, им более 70 лет.
Но на природных территориях Москвы много краснокнижных животных и растений. Для нас очень важно, что они в городской среде выживают. Это как лакмусовая бумажка для нас. Допустим, уменьшается численность какого-то вида на отдельных территориях — мы выясняем почему. Мы проецируем эту причину на человека и понимаем, что в будущем нам надо решать эту локальную проблему. Например, если окажется, что это воздействие какого-то предприятия, то его надо закрывать или модернизировать.
Не везде в мире в 5-6 км от центра мегаполиса можно встретить лося или лису. Они иногда выходят в жилую застройку, а люди думают, что животные ручные, и начинают с ними общаться – кормить их, фотографировать. Этого делать, конечно, не нужно, потому что небезопасно. Но зато наличие диких животных — показатель хорошей экологической обстановки в городе.
— Какие виды животных входят в Красную книгу Москвы?
— У нас практически все в Красной книге, даже обычный еж. Через МКАД переходишь — в Московской области он уже не редкий вид.
— Пытаетесь ли вы контролировать популяцию животных? Например, стоило бы разводить ястребов, чтобы сократить число голубей в городе?
— У нас уже существует такая программа: мы заселяем московские высотки семьями соколов сапсанов, которые призваны регулировать численность, в том числе, голубей. Я замечаю, что голубей в последнее время меньше стало. Изменения в экосистеме происходят практически каждый год. Сейчас стало меньше бездомных собак и кошек — сразу появились лисы, еноты, бобры. Они не понимают, что попали на урбанизированную территорию, это же человеческое понятие. Лисе вообще все равно: у нее есть кормовая база — она будет размножаться. Природа сама регулирует численность. Наша задача — следить и не делать резких движений.
Беседовали Надежда Геращенко и Александра Рыжкова