Мэр Дербента: совсем скоро у нас появится морской порт и электромобили
Дагестанский город Дербент — один из древнейших городов России и мира, который несколько лет назад отметил свое 2000-летие. Единственный город античной эпохи, который сохранился на своем историческом месте, сегодня является третьим по величине в Дагестане — население более 120 тыс. человек, ежегодно его посещают десятки тысяч туристов. В ближайшее время здесь подведут итоги открытого международного конкурса на разработку мастер-плана — Дербент стал первым городом в России, для которого разрабатывается подобный документ.
О том, какие острые проблемы стоят перед руководством города-памятника, что уже сделано и что предстоит, в интервью ТАСС рассказал мэр Дербента Хизри Абакаров.
— Ровно год назад в Дербенте очередной раз поменялось руководство. Как прошел ваш первый год на посту мэра, какие задачи пришлось решать в первую очередь?
— Год назад мы начали с кадрового очищения. Чиновник, у которого цель — собственная нажива, не может занимать свой пост. Оказалось, что в городе нет ни одного участка, чтобы построить детский сад или школу, оборудовать мусорные площадки, — все продано. Невозможно сделать остановку для общественного транспорта, есть улицы, где даже тротуар продан. Не было даже так называемых красных линий застройки.
Поэтому мы начали с того, что заменили всех замов мэра, в образовательных учреждениях — более 50% руководителей. В сфере образования ситуация была, прямо скажем, дикая: должность директора школы "стоила" от 3 млн до 7 млн рублей, при этом контракт заключался только на год, и для его продления сумма должна была "заноситься" ежегодно.
На должность заведующего детсадом коррупционная ставка доходила до 2 млн рублей, при этом воспитатели отчисляли руководству определенную сумму от заработной платы: к примеру, с зарплаты 10 тыс. рублей 4 тыс. — заведующему. Ежемесячно! И это, не говоря о "мертвых душах" в штате и поборах с родителей. В итоге источником денег становились они — была налажена целая цепочка по "высасыванию" денег. Ее участники настолько со всем смирились, что отдавали деньги и молчали.
Когда мы начали ходить по школам, люди категорически все отрицали, уверяли, что все хорошо, хотя по лицам было понятно, что недовольны. И тогда пришла идея говорить с каждым учителем, воспитателем индивидуально. Практически 90% людей тогда озвучили проблему: "Да, у нас собирают".
— После смены руководства образовательных учреждений история с поборами закончилась?
— Было несколько попыток, но теперь и народ не молчит, и мы при выявлении новых фактов сразу реагируем. Чтобы родители не "скидывались", администрации города пришлось потратиться на охрану учебных заведений, на канцелярские товары для школьников. Всего у нас сейчас 30 детсадов и 23 школы. Сейчас каждое учреждение подает заявку в городское управление образования на все необходимое.
— В каких сферах городского хозяйства сейчас наиболее сложная ситуация?
— Водоснабжение, канализация, ливневка, дороги. Водоканал просто искусственно банкротили — еще немного, и водоканала у Дербента просто не было бы. Мы его успели законно вернуть городу, но газ, свет — все продано. Мы провели инвентаризацию и выявили 102 км бесхозных электросетей, за состоянием которых никто не следил. Сейчас подготовили документы, узаконили, будем сдавать в аренду.
Система канализации тоже в кошмарном состоянии. В черте города восемь прямых стоков в море — все их сейчас выводим за пределы Дербента. В этом году прокладываем канализационную трубу, которая на километр уйдет в море, 60% всех городских стоков будет аккумулироваться в одну трубу и выводиться за 1 км от береговой линии, оставшиеся 40% в следующем году также будут аккумулироваться и выводиться за километр от прибрежной зоны. В 2022 году эти стоки будут выводиться в очищенном состоянии. Также в 2020 году должны заработать на 10% мощности очистительных сооружений.
Также мы взялись за инженерную инфраструктуру, защитные сооружения. Когда в городе стихия может уничтожить целые улицы, как это было в 2012 году (из-за ливневых дождей в Дербенте были подтоплены сотни домов, погибли люди — прим. ТАСС), то какой смысл "строить"? Должна быть защитная система, резервуары. В городе нет нормальных дорог, освещения, культурного центра, большого спорткомплекса. Нет ни одного места на 2–3 тысячи человек, где ты мог бы собрать молодежь. И это еще одна проблема — к развитию города в принципе не применялся комплексный подход. Если у тебя есть деньги, то они должны правильно распределяться. Поэтому сейчас мы планируем на несколько лет вперед.
Город должен зарабатывать
— В апреле 2019 года правительство Дагестана утвердило отдельную республиканскую госпрограмму "Комплексное территориальное развитие муниципального образования "городской округ "город Дербент". Большая часть средств по ней выделяется из бюджета Республики Дагестан. Успеваете справиться с целевыми показателями на этот год?
Доходило до абсурда — были случаи, когда родители покупали не только жалюзи на окна, но мел и тому подобное
— В этом году должны освоить более 1,7 млрд рублей. У нас изначально с республиканскими властями была договоренность, что деньги, которые уходят от нас в виде налогов, мы получим назад и направим на решение проблем самого Дербента. Когда это оговаривалось, я еще не знал, что в Дербенте такой дефицит земли. Думал, возьму готовый проект школы или детского сада и быстро построю. А оказалось, доступных участков нет. Поэтому пока перенаправили эти средства на реконструкцию дорог. Я даже написал письмо Васильеву (глава Дагестана Владимир Васильев — прим. ТАСС), где гарантирую, что деньги мы освоим, несмотря на все "палки в колеса". Под соцпроекты сейчас возвращаем очень много земель, которые до этого были распроданы. Уже вернули около 200 га, которые были в частных руках.
— Каким образом вернули? Выкупили за счет средств бюджета?
— Нет, мы нашли юридическую зацепку: сделки были проведены неправильно, и мы смогли вернуть по закону. Раньше общая площадь города составляла около 7,098 тыс. га земли, на сегодня — всего 3,454 тыс. га. Часть существующего города сейчас числится в собственности Дербентского района.
— Развитие — это всегда новые рабочие места. Можно ли ожидать улучшения на рынке труда по мере реализации программы?
— За этот год мы создали более 500 рабочих мест в таких сферах, как уборка мусора, озеленение и другие направления жилищно-коммунального хозяйства города, в администрации — в архитектурном отделе и отделе сноса. То есть рынок труда расширился за счет возрождения всех сфер жизни города. Или, к примеру, вернули станцию юных натуралистов, школу искусств, штат которых ранее сокращался.
— Вы упомянули недостаточное количество залов для проведения культурно-массовых мероприятий. Но в Дербенте есть известный долгострой — Азербайджанский театр. Какова его дальнейшая судьба?
— Средства на строительство здания Азербайджанского театра в свое время выделялись, и что-то там начали делать, но потом все деньги и даже проектные документы исчезли. Сегодня почему-то многие считают, что его должен строить Азербайджан. Но он не должен его строить, потому что мы находимся в составе России и исторически проживающие в Южном Дагестане азербайджанцы — коренной российский народ.
Мы взяли проблему на себя и сейчас добиваемся, чтобы этот недостроенный объект передали городу, а мы завершим строительство и отдадим его республике. Нашли проектную документацию. Но республика пока передать нам его не может: деньги потрачены, здание не достроено, ни на кого не зарегистрировано. Сейчас нашелся спонсор, готовый оплатить 180 тыс. рублей за услуги экспертов и госпошлину для регистрации права собственности республики. Когда завершим всю процедуру, сможем заняться строительством. К сожалению, этим вопросом в свое время не занялись надзорные органы, прокуратура.
— Как изменится город к 2024 году, когда госпрограмма будет полностью реализована? Насколько он станет комфортным для жизни?
— Кроме 1,7 млрд рублей на этот год, про которые я уже говорил, в следующем году по республиканской госпрограмме нам будет направлено более 3 млрд рублей.
Если реализуем все задуманное, мне кажется, столицей Дагестана будет город Дербент, стопроцентно
По мере его развития и население Дербента увеличится, и цены на жилье вырастут — многие захотят переехать сюда. Дербент будет самым комфортным городом республики.
В рамках реализации республиканских и федеральных целевых программ планируется до 2024 года создать шесть парков, четыре сквера, строительство семи детских садов и двух школ. Это предварительно: меньше этого точно не будет, больше — возможно. Уже существующие школы по очереди реконструируем. Но, например, две школы разумнее снести и на их месте построить новые — по затратам это более оправданно. Так же и с зданиями детсадов: у них есть нормативный срок эксплуатации, который они уже отработали, поэтому надо строить заново и уже по новому стандарту. Образно говоря, как ежегодно появляется новая версия смартфона, так должны появляться и новые школы, детсады с современным форматом и подходами.
— Далеко не все обсуждаемые планы и пожелания удастся профинансировать по госпрограмме комплексного развития Дербента. Как собираетесь искать дополнительные источники финансирования?
— Во-первых, ожидаем, что появятся компании, которые зарегистрируются в Дербенте и будут платить здесь налоги. Во-вторых, город должен сам зарабатывать: платные стоянки, гостиницы, другие туристические объекты за счет частных инвесторов и так далее. Спортивные комплексы тоже могут зарабатывать сами. Или, например, муниципальный оркестр: раньше это был небольшой коллектив, в который трудоустраивались "мертвые души". Сменили руководителя, сейчас наводим порядок и делаем из него фольклорный оркестр — разрешаем ему зарабатывать на пользу себе и городу.
— Вы долгие годы работали помощником Сулеймана Керимова — сенатора от Дагестана, известного бизнесмена, уроженца и почетного гражданина Дербента. Какое участие он принимает сейчас в жизни Дербента?
— С Сулейманом Абусаидовичем мы очень тесно общаемся, он в курсе всех проблем города, интересуется происходящим, подтягивает к нам нужных людей, специалистов. К примеру, недавно вместе с ним прилетал Герман Греф (глава Сбербанка — прим. ТАСС), он пообещал, что Сбербанк подарит городу мультимедийный фонтан стоимостью около 200 млн рублей.
Сейчас у нас достаточно большой бюджет. Благодаря Сулейману Керимову, его друзьям, окружению, в Дербент в ближайшие пять лет будет вложено 23 млрд рублей. Мы могли бы эти деньги направить на развитие, но пока придется заниматься восстановлением.
Электромобили и канатка
— Как идет работа над созданием мастер-плана Дербента?
— Мастер-план Дербента — первый в России мастер-план города. Работа идет полным ходом, итоги подведем уже 19 ноября. В этот день мы планируем впервые провести в Дербенте еще и форум архитекторов, на который хотим собрать специалистов со всей страны и из зарубежья, чтобы они поделились своим видением решения городских задач. Дадим им определенное задание и, если нам понравится их проект, концепция, будем его реализовывать.
— Учитывается ли в мастер-плане морской порт, о строительстве которого говорилось ранее?
— Да, морской порт в Дербенте будет, у нас приблизительно определено место — приезжали специалисты, оценивали, где его лучше сделать. Это будет небольшой туристический порт, гавань в микрорайоне "Новый город" общей площадью 130 га. Возможно, в день подведения итогов конкурса нам покажут и проект порта в том числе. Пока мы точно не знаем, какой там берег и какие потребуются расходы, но в планах до конца 2023 года — завершить его строительство.
Из порта туристы смогут попасть на набережную, которую с крепостью Нарын-Кала (памятник, входящий в список всемирного наследия ЮНЕСКО, главная достопримечательность Дербента — прим. ТАСС) в будущем свяжет канатная дорога. Мы уже знаем весь ее маршрут: приблизительно она пойдет по улице Пушкина, известно, где будут стойки. Строительство ее планируем начать в следующем году и завершить также до конца 2023 года.
— Сколько средств планируется вложить в канатку?
— Пока непонятно. Самое главное — подготовить хороший проект, провести экспертизу, тогда будет легче и с деньгами для его реализации.
— Много говорилось и о строительстве в Дербенте аэропорта. Идея получила развитие?
— Аэропорта не будет, его экономически невыгодно строить.
— Даже для малой авиации?
— Для малой авиации у нас будут обустроены вертолетные площадки. Вертолеты уже купили — стоят в аэропорту в Махачкале (международный аэропорт Махачкала имени дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана — прим. ТАСС).
— Технику купил город?
— Нет, купил аэропорт, но любой желающий может их арендовать. До сих пор аренда вертолета в республике обходилась от 800 тыс. до 1,1 млн рублей, потому что машина прилетала из Пятигорска или Минвод. Сегодня аренда вертолета обходится от 100 тыс. рублей в час. Вертолеты аэропорта смогут приземляться у нас в городе на нескольких площадках, в том числе и недалеко от крепости Нарын-Кала. Это наш совместный проект с махачкалинским аэропортом.
Кроме того, совместно с аэропортом мы готовим еще один проект. Это скоростной экспресс-поезд от аэропорта до Дербента и, если получится, далее от Дербента до Баку — по уже существующим железнодорожным путям. Чтобы каждый прилетающий в Дагестан, в том числе и турист, мог быстро, и главное, безопасно добраться в Дербент.
— На какой стадии ваш проект по запуску электромобилей для передвижения туристов по исторической части города и к основным достопримечательностям?
— Сейчас специалисты завода "Дагдизель" изучают возможность создания опытного образца электромобиля с усиленной тягой и уменьшенным радиусом поворота. Планируем, что в мае 2020 года первый электромобиль, собранный на базе "Дагдизеля", проедет по улицам древнего Дербента.
— В 2015 году Дербент отпраздновал 2000-летие. Недавно известный археолог, профессор СКФУ Александр Кудрявцев, который долгие годы занимается историей Дербента, заявил, что имеет доказательства 5000-летней истории города. Будете добиваться пересмотра уже признанной датировки?
— Мы тоже считаем, что городу 5000 лет, тем более, когда представлены научные доказательства. Идея привлекает людей, в том числе и тех, кто готов вкладывать в исследования свои средства. Есть компания, которая готова спонсировать дальнейшие археологические раскопки, чтобы дополнить доказательную базу. Но, конечно, все будет зависеть от мнения ученых.
— Каким вы видите Дербент в будущем, лет через десять?
— У нового поколения свой уникальный взгляд на развитие города, и я считаю, что через десять лет у Дербента будет молодой и энергичный мэр. А команда всегда должна быть молодая: это свежие идеи, много энергии. Поэтому сейчас мы подбираем молодую команду. Как уже сказал, думаю, наш Дербент точно будет столицей Дагестана. И это будет самый молодежный город. Молодой человек, который хочет реализовать себя, не будет уезжать в Москву, а приедет в Дербент.
Беседовал Низами Гаджибалаев