13 НОЯ, 16:30

Семен Михайловский: культурную политику Флоренции обсуждают в Санкт-Петербурге

Ректор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, комиссар павильона России на Венецианской биеннале и посол "Русских сезонов" в 2020 году Семен Михайловский не первый год руководит секцией "Изобразительное искусство" на Санкт-Петербургском международном культурном форуме. О современном подходе к советскому искусству, об интересе к российской культуре за рубежом и о судьбе названия старейшего в стране художественного вуза он рассказал в интервью ТАСС в преддверии ПМКФ.

— Остались считаные часы до начала VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума. Как вам кажется, какие темы будут в этом году ключевыми?

— У нас сначала было буквально несколько секций. Со временем все разрослось, и сейчас очень много разных направлений, тем и сюжетов, у меня даже нет возможности отслеживать происходящее. Могу говорить только о секции "Изобразительное искусство", и то не на все мероприятия удается попасть, потому что очень плотное расписание в эти три дня — 13, 14 и 15 ноября. Много приезжает иностранных гостей, им всем нужно уделить внимание. Еще началось обсуждение культурной программы чемпионата Европы по футболу, и это причудливым образом совместилось с выставкой "Дейнека/Самохвалов" в Манеже. Мы ведь оформили вход на выставку через трибуны — там и футбольное поле с воротами, и тематические секторы. Ведь какие тогда были главные темы для обсуждения — война и мир, материнство и детство, труд и спорт, — о чем думали художники. К слову, я когда-то увлекался спортивной журналистикой, поступал даже в Ленинградский государственный университет имени Жданова. И вот сейчас мы делаем выставку как некое воображаемое спортивное соревнование.

Этим масштабным проектом мы занимались почти два года. Выставка сложная, нужно было совместить работы двух художников, представляющих два города (Москву и Ленинград — прим. ТАСС) — и по смыслу, по характеру, и по пространству, потому что пространство огромное: важно, чтобы оно не было слишком заполненным, а с другой стороны, чтобы не было "потерянных" вещей. Работы из 37 музеев и частных собраний — со всеми нужно было разговаривать, обсуждать условия. Некоторые сразу пошли навстречу, некоторых пришлось уговаривать. В Третьяковской галерее целый зал Дейнеки, для них перемещение действительно важных для экспозиции вещей — это болезненный вопрос. С Русским музеем тоже были сложности. Были и остаются проблемы, связанные с экспонированием графики, там есть ограничения. Выставка ведь будет идти два месяца.

И на фоне этой выставки на международном симпозиуме мы будем обсуждать экспонирование советского искусства за рубежом, на международных выставках. Это началось еще в 1920-х годах, когда некоторых советских художников уполномочили представлять страну, был такой экспортный вариант советского искусства. А потом был другой период, началось ужесточение…

Мне понятно восторженное отношение к советскому искусству — с ностальгией по империи. Есть наверняка люди, живущие воспоминаниями о том времени. С другой стороны, это, безусловно, страшная эпоха, некоторые вещи были созданы прямо в год большого террора, в 1937-м, — к примеру, "Женское собрание" Дейнеки, большая картина, хранящаяся в Челябинском музее. Но мы попытались смягчить напряжение

Да, это выставка о противостоянии двух городов. Хотя сейчас, как мне кажется, оно ощущается в меньшей степени, эта тема как-то неактуальна, все спокойно живут и там, и здесь. "Сапсан" со своей скоростью сократил расстояние.

Без участия Культурного форума выставка едва ли состоялась бы.

— Можно ли назвать эту выставку началом культурной программы в рамках чемпионата Европы?

— Хотя мы ее делаем в рамках форума, получается, что разминаемся перед выходом на поле.

— Есть ли уже сейчас понимание, о каких арт-объектах к чемпионату Европы 2020 года идет речь?

— В местах проведения матчей готовится целая программа. Концерты, выставки... Где-то, пока не решено точно, где именно, появятся арт-объекты, к их созданию будут привлечены художники. Возможно, пройдет конкурс молодых художников, они предложат свое видение спортивной темы.

— Но времени мало остается?

— Как всегда, в цейтноте...

— Если вернуться к темам VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума, на ваш взгляд, какие темы в секциях будут самыми актуальными?

— Приезжают руководители правительства, будут важные встречи. Как всегда, будет много иностранных гостей — среди них мэр Флоренции, директора Галереи Уффици и Палаццо Строцци. Обсуждение культурной политики Флоренции состоится здесь, в Манеже. То, что эти люди приезжают в Россию, в Петербург, конечно, свидетельствует о том, что у итальянцев всегда, вне зависимости от политической конъюнктуры, большой интерес к России.

— В Венеции скоро заканчивается биеннале современного искусства. Уже можно какие-то предварительные итоги подводить, наверное. Есть ли статистика посещаемости российского павильона? Как вы оцениваете его успешность?

— Последний день работы биеннале — 25 ноября. Что касается выставки, для меня это была самая сложная выставка, которую мы когда-либо делали. Если в проекте участвует такой музей, как Эрмитаж, то, естественно, легкого пути нет и не может быть по определению. Нельзя однозначно сказать, успешно или неуспешно она прошла. Это же искусство, вызывающее разную реакцию. После открытия мы проводили мониторинг прессы и в центральных мировых изданиях обнаружили картинки из нашего павильона. 

— Какие отклики от директоров музеев, кураторов вы получили?

— От многих слышал: "Нам интересна ваша страна, мы чувствуем, что это павильон России". Но внутри сообщества были и негативные отзывы.

Вообще, я спокойно отношусь к любой критике. Увы, мало людей, у которых есть собственное мнение

— В этот раз и у российских зрителей будет возможность увидеть выставку из Венеции здесь. Раньше такое было?

— Насколько я знаю, инсталляцию Сокурова покажут в Главном штабе.

— Ранее сообщалось, что в декабре прошлого года вуз обратился в Министерство культуры РФ с ходатайством о возвращении учреждению былого названия.

— Для нас важно было при переходе в Министерство культуры обеспечить спокойную работу организации, потом добиться того, чтобы она обрела права на историческое здание, что уже осуществилось — оно было передано в оперативное управление решением президента. Но остался вопрос, связанный с переименованием вуза. В Российской академии художеств болезненно относятся к тому, что будут две академии художеств, хотя сейчас академий сотни. Там переименование воспринимают как проявление сепаратизма, относятся крайне ревниво и тормозят максимально. И нам ничего не остается, как обращаться к президенту. Мы уже сделали такое письмо, но не хотим теребить власть не то что по пустякам, но по таким вопросам, которые рано или поздно решатся сами собой — я в этом абсолютно уверен. У меня нет сомнений, что так и будет. Нас и сейчас так называют нормальные образованные люди, это во всех смыслах правильно и справедливо, но справедливости можно ждать годами.

Этот очевидный вопрос оказался настолько принципиальным, настолько острым. Мы уже пошли на компромисс: готовы обозначить в названии имя Репина, хотя странно выделять одного из сонма выдающихся выпускников.

— А как вы хотите, чтобы называлась академия?

— Санкт-Петербургская академия художеств имени Репина, так решил ученый совет. Пусть будет называться — имени Репина. Мы на протяжении многих лет, с послевоенного времени, в здании на набережной Невы были будто временными жильцами, нас можно было задвинуть, передвинуть.

Теперь остается вопрос — с названием. Мы обращаемся в Российскую академию художеств, собираются уважаемые академики, но они здесь не учились, их это вообще не очень должно волновать, но они почему-то возражают.

— В июне вы стали послом "Русских сезонов" (масштабный проект по представлению русской культуры в Европе — прим. ТАСС) в 2020 году. В чем будет состоять ваша миссия в этом качестве? Какое участие будет принимать в проекте Санкт-Петербургская академия художеств?

— В следующем году мы собираемся сделать две выставки — одну в Париже, вторую — в Антверпене. В Париже, потому, что вообще мы связаны с французами исторически. Когда наши великие предки создавали устав Академии художеств, они ориентировались на французов. Первые учителя в Академии художеств были французами, мы об этом не забываем. Мы сейчас хотим сделать выставку, показать, что с нами произошло за все это время. К слову, каждый год мы посылаем в Париж, в Ecole des Beaux-Arts, наших студентов, они очень довольны, и ими довольны.

А бельгийцы вообще невероятно модные, причем им удается быть на острие, сохраняя классическую школу. У нас с ними давние отношения. Антверпенская академия художеств существует с XVII века. Надеюсь, мы осуществим обмен выставками: мы будем принимать выставку бельгийцев и даже, может быть, с японцами вместе, такая гремучая смесь. Это разные страны, но в чем-то они очень похожи, и у меня мечта — соединить их в одном проекте.

Художники обязательно хоть раз должны побывать в Париже, почувствовать Париж, и Антверпен, конечно, тоже, потому что это особенный город… Программа состоится благодаря поддержке "Русских сезонов".

Беседовала Александра Подервянская

Читать на tass.ru
Теги