Лидер The Hatters: чтобы "выстрелить" и остаться, нужны искренность и трудолюбие
Петербургская группа The Hatters заявила о себе совсем недавно — в 2016 году, но уже гастролирует по всей стране: звонок корреспондента застал лидера команды Юрия Музыченко на саундчеке в Ижевске. 7 декабря коллектив даст большой концерт на стадионе "ЦСКА-Арена" в Москве, а 14 декабря — в спорткомплексе "Юбилейный" в Санкт-Петербурге. В первом интервью ТАСС Музыченко рассказал о сложном жанровом определении The Hatters, принципиальном отличии от "Ленинграда", почему не срослось совместное творчество с Гариком Сукачевым, а также пообещал поклонникам новогодний подарок.
— Юрий, The Hatters нет еще и пяти лет, а для вас снимает клип сам Эмир Кустурица. Как такое возможно?
— Наглость, удача… Только так могу это объяснить.
— Где вы с ним познакомились?
— Мы познакомились чуть ли не на первом нашем выступлении, это было разогревом у Кустурицы. Вот так нам повезло! И дальше по ниточке, по зернышку, по семечке пытались сложить наши взаимоотношения. Полгода назад к нам обратился банк с коммерческим предложением. Мы бы и отказались, как настоящие рокеры, но они сказали: "Клип снимет тот, кого захотите позвать". И чтобы точно не срослось, мы назвали Кустурицу: он же клипы-то не снимает. А он-то нас знает, и банк смог позволить. Наглость и везение — по-другому и не назовешь.
— У нас в клипах вообще немало продакт-плейсмента. Поклонники не ругают за такую рекламу?
— Те, кто еще особенно не работает, возмущаются. Все это ведь стоит больших денег. А когда в коллективе у тебя не четыре, а 13 человек, вы же понимаете, что деньги разлетаются. И найти лишние для того, чтобы снять клип, который не принесет тебе денег, не так просто. Клип же в наше время — это инвестиция, а не заработок.
— Да, наверное, дорого стоит разрушить квартиру или снять Дом культуры, как в ваших видео.
— Да-да, все это стоит больших денег.
Мы же живая рок-группа, а не вирусный проект, поэтому для нас клипы — это только привлечение внимания. В отличие, например, от Little Big, у которых это часть образа и творчества
— Представьте, что встретили человека, который не слышал ваших песен. Как бы определили свой жанр?
— Мы же давно это придумали. Я как-то всю ночь лежал, формулировал: русско-цыганский народный уличный алкохардкор на душевных инструментах. Конечно, можно идти по энциклопедиям, тогда мы, наверное, джипси-панк-фолк — что-то такое. Но мы так не считаем.
— Часто вас сравнивают с "Ленинградом"?
— Да, конечно.
— Не обидно?
— Это не то чтобы обидно, но и не то чтобы справедливо.
— В чем вы видите принципиальное отличие?
— Мы никогда не отрицали, что мы слушаем "Ленинград", и преемственность от них — это нормально, это старшие товарищи. Но у нас принципиально нет гитары, и мы уж гораздо больше походим на группы "Ноль" и "Бригада С" по настроению и драйву, нежели на "Ленинград" и Gogol Bordello.
— А согласились бы на коллаборацию с перечисленными?
— Конечно, почему бы и нет. Единственное: они все очень взрослые.
Мы же пытались поработать вместе с Гариком Сукачевым, он выступал на нашем концерте. Но вне зависимости от того, что он рокер и веселушный человек, все равно общаться тяжело — большая разница в возрасте
— У вас в песнях встречается мат…
— Ну пару раз бывало, да.
— Как относитесь к идее запретить нецензурную лексику в публичном пространстве, на сцене?
— Смотря под каким углом это рассматривать. Если под нашим, то я думаю, что не стоит, потому что мы не нанесли особого вреда. Похулиганили пару раз и можем это драматургически объяснить. А если смотреть под углом других исполнителей, у которых мат бывает ради мата и его много, то, возможно, это и правильно. У меня есть дочь, и я понимаю, к чему все ведет. Я против цензуры, но и сами артисты должны нести ответственность за то, что они делают. Я против того, чтобы запрещать мат, но если говорить об артистах, которые на нем общаются, то в этом есть логика.
— Я поймала вас на гастролях. Куда доедете с нынешним туром?
— Мы уже отъездили по Дальнему Востоку и Сибири, сейчас катаемся по Уралу и будем спускаться на юг: Волгоград, Самара, Астрахань.
— Вы недавно объявили о переносе европейских концертов на весну. С чем это связано?
— Сейчас, на Новый год, мы делаем небольшой перерыв в гастролях: мы же еще работаем в театре ("Лицедеи" в Петербурге — прим. ТАСС), у меня елки. Потом продолжится этот же тур, Forte & Piano, в котором мы сейчас. Мы поедем через Беларусь, Украину в Европу на месяц. Это логистически вернее и выгоднее, чем поехать туда сейчас на недельку-две.
— Каким будет масштаб?
— Мы успели получить обратную связь от Чехии, Австрии и Германии.
— Как думаете, какая у вас там аудитория — выходцы из России или местные?
— Думаю, что большая часть зрителей будет русскоязычной. Но так как нам в рекламе будут помогать наши "старшие братья" Little Big (The Hatters относятся к лейблу Little Big Family — прим. ТАСС), возможно, зацепится какая-то часть их иностранных поклонников.
— Возвращаясь в Россию. Какими будут шоу в Москве и Петербурге?
— Если в прошлый раз мы устроили цирковую феерию с акробатами, танцорами и огромным количеством людей на сцене, то в этот раз мы хотим "вывезти" на таланте, свете, спецэффектах, экране, на более вдумчивом погружении в сам материал.
— Есть ли уже наброски для нового альбома?
— На днях выпустим новогодний трек, в подарок. Новый материал мы так и так пишем, потому что на саундчеке нечем заниматься, скучно.
Представьте: вы едете из города в город и играете одно и то же. А мы музыканты, нам хочется подвигать пальцами по другим нотам. И на саундчеке мы уже постепенно сочиняем материал
— С таким внушительным багажом альбомов и гастролей за столь малый срок, думаю, вы уже вправе давать советы начинающим артистам. Есть какая-то универсальная формула достижения славы?
— Ответ тут может быть только пространным. Конечно, никакой универсальной формулы нет. Учитывая скорость информации, интернета, как люди сейчас взлетают и пропадают или взлетают и остаются, занимают свою нишу, сложно прогнозировать. Единственное, что точно понятно, глядя на тех, кто "выстрелил" и остался, — нужны искренность и трудолюбие. Без этого никуда.
Беседовала Анастасия Силкина