Федор Бондарчук: талантливых людей в российской киноиндустрии можно пересчитать по пальцам
В первый день 2020 года в прокат выйдет фильм, который уже называют потенциальным кассовым хитом, — "Вторжение" Федора Бондарчука. Картина развивает начатую в "Притяжении" историю непростых отношений жителей Земли и представителей другой, неизвестной, цивилизации. Бондарчук рассказал ТАСС, чем фильм может зацепить зрителя, интересуются ли им за рубежом и о кассовых сборах отечественного кинематографа.
— Картина выходит в прокат 1 января, восемь дней каникул впереди. Мы знаем по опыту "Движения вверх" и "Т-34", что в это время фильмы собирают хорошую кассу. Вы надеетесь стать рекордсменом с "Вторжением"?
— Я никогда не говорю о сборах и не люблю прогнозировать! Я рассчитываю на своего зрителя, я им очень дорожу. У первой части нашей вселенной уже есть своя фан-зона, и, собственно говоря, мы во многом прислушались к ней при съемках "Вторжения". Когда "Притяжение" (фильм вышел в 2017 году — прим. ТАСС) еще шло в прокате, мы сделали экзитпол, посмотрели реакцию аудитории на вопрос: "Хотите ли вы продолжения, хотите ли узнать, что будет происходить с этими героями, хотите ли еще эту вселенную увидеть?" И результаты нас очень порадовали. Безусловно, уже назревало свое продюсерское решение о возможном продолжении "Притяжения". Я снял зрительское кино, и мне важно мнение аудитории — там много интересного и крайне ценного.
— На протяжении фильма ваши герои трансформируются, они меняются внутренне, где-то внешне. Александр Петров вообще меня сильно удивил. Он очень много снимается, примелькался, а здесь он совсем другой.
— (Бондарчук начинает активно жестикулировать, демонстрируя масштаб перемен, произошедших в картине с героем Петрова.) Это бальзам мне. Ваши комментарии дорогого стоят. А больше ничего рассказать про них не могу — это пока один из самых больших секретов фильма.
— На какие рынки делаете большую ставку, какие страны уже купили права на прокат "Вторжения"?
— Латинская Америка, Германия и часть Юго-Восточной Азии. Уже сейчас продажи "Вторжения" на 60% больше, чем продажи "Притяжения".
— В этом году правительство ввело систему рибейтов, и вы эту идею одобрили. Планирует ли Art Pictures Studio совместное кинопроизводство в 2020–2021 годах, с кем?
— Да, у нас есть предложения от западных компаний по оказанию производственных услуг в России. Все упирается только в одно — в рибейты. Например, мои коллеги и партнеры — студия "Водород" — проводили совсем небольшую часть съемок ставшего уже культовым сериала "Чернобыль", она была бы гораздо больше и продуктивней, если бы в стране были рибейты.
Я уверен, что если эта система заработает, то количество проектов, которые будут снимать в России, кратно увеличится
— А как сейчас обстоят дела с вашим фильмом "Девушка-амфибия"?
— Я, как режиссер, хотел бы его снять, но, скорее всего, я займусь продюсированием. Этот проект просто волшебный, пока мы работаем над сценарием.
— Следующий ваш проект — сериал "Псих" по сценарию Паулины Андреевой. Как идет здесь работа?
— Он в монтаже, "пилот" покажем в период с февраля по апрель на онлайн-платформе more.tv. Я впервые взялся за формат сериала, и это крайне увлекательно.
— В этом году многие продюсеры говорят об общем снижении сборов российского кино. С вашей точки зрения, с чем это связано, фиксируете ли вы это?
— Я часто слежу за обсуждением того или иного фильма, и зачастую оно идет в плоскости финансовой модели: "100 фильмов запустили — 100 фильмов должны собрать кассу". Такого не бывает нигде и никогда. Эти 10–15% кассовых фильмов из общего объема как были, так они и остаются. Не все 100 фильмов "зайдут" зрителю, это очень рискованный бизнес. Я уже не говорю про экспериментальные моменты, про новые жанры.
На самом деле у нас небольшая индустрия. Мы все меряемся с Северной Америкой, но у нас правда, по большому счету, все студии и продюсеров можно по пальцам пересчитать, как и людей талантливых и профессиональных в индустрии, в первую очередь авторов
С другой стороны, год на год не приходится, многие "монстры" просто что-то готовят. Большие картины создаются годами! Я вот знаю, что в следующем году будут очень серьезные, большие интересные проекты: студия ТРИТЭ Никиты Михалкова и продюсер Леонид Эмильевич Верещагин представят зрителям "Огонь" — фильм, по первому тизеру которого уже сейчас можно представить, какого качества это будет кино.
С другой стороны, прекрасно, что авторские высказывания, на которые раньше слабо обращал внимания зритель, например фильм — призер "Кинотавра" "Верность" Нигины Сайфуллаевой или фильм "Текст" Клима Шипенко, собирают у экранов большую аудиторию. Радует, что картины без большого визуального аттракциона собирают кассу в своем сегменте. Хорошая тенденция!
— Вы хотели бы когда-нибудь снять фильм по реальным историческим событиям, но с альтернативным финалом, как, например, у Тарантино в "Однажды в… Голливуде", и что в российской истории смогло бы зацепить?
— Темы для экранизации есть и в новейшей истории России. Безусловно, это события современной истории. Есть темы, которых в кино еще не касались.
— Хотелось бы повернуть иначе колесо истории в кино?
— В кино — да, конечно! Антиутопия — один из любимых моих жанров.
Беседовала Екатерина Ефимова