5 февраля 2020, 10:00
Интервью

Юрий Башмет: я нахожусь в первых рядах тех, кто пробует все новое в музыке

Юрий Башмет. Владимир Гердо/ ТАСС
Юрий Башмет
Народный артист СССР, альтист и дирижер — о своем фестивале искусств, работе с молодыми композиторами, о вкусах современной аудитории и финансировании проектов

Народный артист СССР, альтист и дирижер Юрий Башмет с 24 января по 10 февраля впервые проводит свой Зимний международный фестиваль искусств в Москве. Это не означает переезд знаменитого смотра из Сочи: с 12 по 23 февраля музыканты разных направлений, драматические актеры, артисты балета и композиторы, как и в предыдущие 12 лет, соберутся на берегу Черного моря. Новинок и уже любимых публикой спектаклей и программ хватит на оба фестиваля. В сочинской афише — сразу три мировые премьеры сочинений Оскара Бьянки, Тошио Хосокавы, Николо Кампогранде, в исполнении которых примет участие маэстро, а также первый гала-концерт оперных звезд в рамках международного проекта "Опера — за мир".

О сложностях и радостях фестивальной организации, работе с авторами и значении экспериментов маэстро Башмет откровенно рассказал в интервью ТАСС.

— Юрий Абрамович, в какой уголок России вы пока не добрались с фестивалем, но очень хотели бы?

— Нужно как-то взвешивать расстояние, количество, запас времени. У нас много фестивалей, и наша первая задача — не тиражировать готовое, просто перевозя в новое место. В Хабаровске есть своя публика и свои особенности. Вы же знаете, там тигр и медведь гуляли по главной улице? В Сочи тоже есть свои особенности: географическое положение, политика (потому что Черное море).

Я не могу сказать, где бы мне хотелось сделать еще фестиваль и какая там будет идея. Но при желании местных властей я буду мгновенно реагировать. Одно такое место, кстати, есть, это Сатка в Челябинской области. Там есть человек, который готов построить концертный зал, спрашивает, кого приглашать по акустике. Мы ведем сейчас переговоры

Когда я вижу такое желание, я двумя руками за. А началось все с того, что он хотел пригласить мою дочь Ксению выступить. А я спросил, могу ли и я приехать?

— Почему вам так интересен фестивальный формат?

— Я столько наездился с чемоданами по гастролям! Поэтому фестивали мне нравятся еще и с точки зрения быта: приезжаешь и сколько-то дней находишься на одном месте, репетируешь, выступаешь.

— Наверное, уже можно поделиться первыми впечатлениями от Зимнего фестиваля искусств в Москве.

— Трудно сказать, ведь фестиваль еще идет. Очень приятно, что почти на все концерты уже к началу фестиваля билеты были распроданы. Но дело в том, что это могло бы быть и без фестиваля. И было до него. Мы часто выступаем в Москве, здесь и стены родные, и публика.

— Есть ли планы сделать фестиваль ежегодным?

— Конечно, хотелось бы, чтобы он жил и дальше. Но прежде всего надо, чтобы прошел весь фестиваль и чтобы на него отреагировали и общество, и пресса, и мэрия.

— Кстати, как дела с поддержкой властями?

— Прекрасно. Мы обо всем договорились с Сергеем Семеновичем, его не надо было уговаривать, он принял и поддержал фестиваль с открытым сердцем. Это достаточно дорогостоящий проект: арендовать помещения, приглашать артистов — все стоит денег. Конечно, что-то происходит за счет наших договоренностей с артистами, когда мы приезжаем друг к другу на фестиваль.

— Продолжая тему финансирования. В прошлом году фестиваль в Сочи остался без помощи местных властей. Удалось ли урегулировать ситуацию?

— Там вопрос принципа, а не суммы. Кроме одного года, мэрия Сочи поддерживала с большой кровью и бешеными опозданиями. В каком-то году вообще не поддержали, бесконечно обещая, что все будет. Мы приехали уже на следующий фестиваль, через год, они все еще не выполнили своего обещания.

— Кто же помогает?

— Во-первых, Министерство культуры финансировало и увеличивало помощь. Дальше уже — спонсоры, и в результате получается очень большой, в том числе по бюджету, фестиваль.

Бывший министр культуры Владимир Мединский замечательно поставил вопрос углом перед сочинцами и Краснодарским краем: если вам не нужно, то почему мы это делаем? А он свое слово всегда держал. Но теперь в Сочи сменилась власть, и у меня есть надежда, что сейчас у нас будет поддержка

— К слову о Минкультуры. Новой главой стала Ольга Любимова, и по традиции культурная общественность сразу стала делать ставки и обсуждать. По соцсетям пошли сообщения, якобы новый министр когда-то высказывалась о себе как о "некультурном" человеке. Вас это не настораживает?

— Нет, меня это не настораживает. Давайте абстрагируемся и представим, что это может быть какой-то "стеб". Причем не сегодняшний. Во-вторых, представьте, что вы попали два-три раза подряд на какую-то ерунду: либо неудачную постановку, либо вялое исполнение. Если бы я так попал несколько раз подряд, то тоже думал бы: либо я чего-то не понимаю, либо они плохо это делают. И в результате это искусство вряд ли бы мне понравилось.

— А вы доверяете вкусу современной публики?

— А что такое "современная публика"?

— Сегодня классическое искусство стало модным, все потянулись в оперу, на концерты, в первую очередь, конечно, на имена на афишах. Вы доверяете вкусу тех, кто составляет сегодня большую часть зала?

— Если не копаться, то я скажу, что доверяю. А если все-таки сказать шире, то я не согласен, что сейчас стало модным, повысился интерес. Я не помню, когда он понижался. Видимо, я нахожусь в какой-то другой категории. Мы много ездим по стране и с Всероссийским юношеским оркестром, и с "Новой Россией", и с "Солистами Москвы". Ведь нельзя ориентироваться только на столицу. В то же время я не помню момента, когда зал был не полон.

— Если продолжить про вкус. На фестивалях и в Москве, и в Сочи много премьер. Бывало ли такое, что вы заказывали композитору сочинение, но результат вас не устраивал?

— Я всегда с очень большим уважением отношусь к тем, кто из ничего на белом листе бумаги может создать нечто новое, произведение. Я совершенно не композитор, но раз в два года возникает какая-то идея, если я успею это наиграть — запомню. В прошлом году был момент, когда я подумал, что неплохо было бы что-нибудь сочинить. Я был один, мне никто не мешал, но ничего не приходило в голову.

Поэтому сказать, что я разочаровывался после премьеры или был резко недоволен, я не могу. Мы творчески относимся к этому моменту и разговариваем с авторами. Так, мы как-то вместе с композитором Александром Чайковским "надавили" на автора одного концерта для альта и симфонического оркестра, он внес изменения, и в результате получилось цельное, сложное, но очень хорошее произведение.

А с одним автором-модернистом мы никак не договоримся: в сочинении нет точки, он говорит, что в этом и смысл. А я считаю, что это непонятно, нужна кульминация. Уйти с тем, что слушатель не понял, зачем, почему и о чем это, — этого я не могу оправдать. Да, должны уходить с вопросом, но продукт должен быть ясен

— То есть вы не бросаете сочинение?

— Как минимум мы гарантируем премьеру сочинения. А дальше уже жизнь покажет. Обычно мне удается познакомиться с новым сочинением только за несколько дней до представления, потому что в плотном графике невозможно за год получить ноты, обсуждать что-то с автором. Это возможно только уже в ходе репетиций, перед концертом.

После премьеры многие сочинения остаются жить, причем искрометно жить. Например, "Не покидай свою планету" с Хабенским, "Фантастическая Кармен" — все рождалось на фестивале в Сочи.

— По вашим ощущениям, зритель доверяет новым именам и названиям в афише?

— Это сложный вопрос, на который нет однозначного ответа. Например, кто-то покупает абонемент на наши концерты в Москве, и в этом случае я могу сказать: этот человек доверяет мне и по программе, и по исполнению, он приходит готовым к тому, что будет что-то необычное, но интересное. А если это человек, который просто увидел рекламу и услышал какие-то отзывы, и пришел на концерт совершенно неподготовленный, то тут не угадать: либо ему понравится, либо нет.

Я в любом случае рискую: могу разочаровать того, кто меня знает, и неприятно удивить того, кто меня не знает.

— Каких произведений вы ждете?

— Основа — профессионализм и академическая база. Люди не должны этого избегать, стараясь быть какими-то ультрасовременными, привлекать к себе внимание спекуляциями и внешними эффектами. К сожалению, мы уже болеем разрушением основ. А если их не придерживаться, то будет океан, буря чего-то, может быть, иногда красивого, странного, но вопрос "зачем?" будет зашкаливать.

Может быть любой свежий взгляд на какие-то общечеловеческие ценности: рождение и смерть, любовь и ненависть, предательство и верность. Эксперименты тоже нужны, чтобы почерпнуть что-то полезное для себя. Я нахожусь в первых рядах тех, кто пробует все, что появляется: в Сочи я исполнил пьесу, сочиненную нейросетью "Яндекса", в Ярославле у нас была спектральная музыка. Поэтому я знаю, о чем говорю.

Беседовала Анастасия Силкина