Юрий Башмет представил в Москве свой арт-манифест

Юрий Башмет
МОСКВА, 24 января. /ТАСС/. Редко исполняемые сочинения вошли в праздничную программу "Арт-манифест Юрия Башмета", с которой народный артист СССР отметил в пятницу свое 67-летие, а также дал старт первому Зимнему международному фестивалю искусств в Москве.
Читайте также
Юрий Башмет: иногда жалею, что не стал скрипачом

"Что сегодня будет необычным, так это то, что за исключением одного произведения вся музыка будет практически премьерой для слушателей. Они не услышат то, что знают даже далекие от музыки люди: Бетховена, Моцарта или "Севильского цирюльника", - подчеркнул Башмет в разговоре с журналистами в Концертном зале им. Чайковского. - Будет очень хорошая, атмосферная, очень разная музыка - база для того, чтобы человеку поразмышлять".
В арт-манифест маэстро вошли сочинения Бенджамина Бриттена, Густава Малера, Эдварда Мирзояна, Ури Бреннера, Камиля Сен-Санса, Георгия Свиридова и Джона Тавенера. Особым подарком для слушателей стало посвященное Башмету сочинение Гии Канчели Styx. "Люди относятся к этому сочинению, как к спектаклю, к театральному действу", - отметил герой вечера. В этом произведении маэстро отведена роль Лодочника, перевозящего души умерших в Вечное царство.
Режиссером вечера выступил Виктор Крамер, работавший с Башметом над спектаклем "Не покидай свою планету". Представить арт-манифест имениннику помогли его коллективы - Государственный симфонический оркестр "Новая Россия" и Камерный ансамбль "Солисты Москвы", а также Государственная академическая хоровая капелла России им. Юрлова, дирижер Александр Сладковский, тенор Максим Пастер, меццо-сопрано Дарья Телятникова, трубач Сергей Накаряков, балерина Екатерина Шипулина, дочь маэстро, пианистка Ксения Башмет, виолончелист Александр Бузлов. Сам Башмет вышел на сцену и в качестве дирижера, и как солист - с альтом.
Несмотря на то, что арт-манифест музыканта Башмета мог быть выражен только в этом виде искусства, маэстро согласился по просьбе ТАСС сформулировать его значение словами.
"Я стараюсь беречь в себе свое понимание академического искусства - это база Московской консерватории, русской исполнительской школы. Если есть эта база, то можно позволить себе быть свободным, фантазировать. При этом, конечно, по всей исполнительской жизни надо оттачивать вкус. А сегодня непростое в этом смысле время: много соблазнов", - заметил Башмет.
О фестивале
На Зимнем фестивале искусств, открывшемся "Арт-манифестом", ожидаются сразу три мировые премьеры. Хоровая опера Александра Чайковского "Сказ о Борисе и Глебе, братьях их Ярославе Мудром и Святополке Окаянном, о лихих разбойниках и добром народе русском" прозвучит 7 февраля в "Филармонии-2". Helios для ударных инструментов и симфонического оркестра Валерия Воронова и пьеса для альта и симфонического оркестра Кузьмы Бодрова войдут в программу финального концерта 10 февраля в Большом зале консерватории.
В афише театральные работы Башмета: "Евгений Онегин" (28 января) при участии Ольги Литвиновой и Константина Хабенского, "Не покидай свою планету" (31 января и 1 февраля) - также с Хабенским, "Фантастическая Кармен" (4 февраля) с Евгением Стычкиным, Михаилом Трухиным и Ольгой Ломоносовой, "Ван Гог. Письма к брату" (8 февраля) с Евгением Мироновым. Тридцатого января Камерный ансамбль "Солисты Москвы" исполнит шесть Бранденбургских концертов Иоганна Себастьяна Баха, а 3 февраля в Концертном зале им. Чайковского будет представлен международный этнический оперный проект.
Юрий Башмет возглавляет Камерный ансамбль "Солисты Москвы", Государственный симфонический оркестр "Новая Россия", Всероссийский юношеский симфонический оркестр, а также ряд международных музыкальных фестивалей в России и за рубежом. Талант Башмета как альтиста сделал этот инструмент самостоятельным. Так, российский музыкант первым дал сольные концерты в главных залах мира: в венском "Музикферайне", в нью-йоркском Карнеги-холле, в миланском театре Ла Скала, в Большом зале Московской консерватории, в Ленинградской филармонии, в амстердамском "Концертгебау", в токийском Сантори-холле.


