Представитель ВОЗ в РФ о самоизоляции: 8 тыс. шагов по квартире и "нет" алкоголю
Представитель Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в России Мелита Вуйнович рассказала в интервью ТАСС, когда можно ожидать вакцину против коронавируса, грозит ли россиянам "вторая волна", чем питаться для укрепления иммунитета, а также поделилась идеями, как выстроить режим дня в самоизоляции.
— Госпожа Вуйнович, расскажите, пожалуйста, как вы сами защищаетесь в повседневной жизни от коронавируса? Интересен распорядок дня представителя ВОЗ в условиях пандемии.
— Я строго соблюдаю самоизоляцию, как и весь персонал ВОЗ. Если есть необходимость в прямых встречах, тогда я полностью соблюдаю физическое дистанцирование, включая гигиену рук. То же самое я делаю с необходимыми покупками еды.
Я разделила свой рабочий день на несколько блоков, поскольку рабочее время иногда составляет до 16 часов в сутки, но каждые два часа я делаю 10-минутный перерыв для физических упражнений. Я посвящаю 45 минут в день шагам в квартире со счетчиком шагов, чтобы сделать как минимум 8 тыс. шагов в день. Я также делаю определенные легкие упражнения против остеопороза два раза по 15 минут в день. Я очень осторожна с едой, так как дома легко добраться до различных снэков. Я остаюсь на онлайн-связи с друзьями и семьей — многие нуждаются в поддержке, но это также помогает и мне. Я смотрю новости и ТВ в определенное время, только чтобы получить самую свежую информацию.
— В России существенно возрос спрос на ряд продуктов, например имбирь и лимон. Насколько они помогают в борьбе с коронавирусом? Что вообще имеет смысл употреблять в пищу для поддержания здоровья сегодня?
— Сбалансированное питание с достаточным количеством овощей и фруктов, снижение потребления соли и сахара очень важно для общего здоровья и иммунитета, но не рассматривается как средство профилактики заражения коронавирусом.
— Надо ли принимать витамины? Например, из-за невозможности погулять в солнечную погоду у людей может возникнуть нехватка витамина D, нужно ли восполнять ее с помощью аптечных препаратов?
— Лучше всего проконсультироваться по телефону с вашим лечащим врачом. Витамин D следует принимать по назначению врача, так как он может иметь негативные последствия для здоровья при передозировке.
— Бытует мнение, что вирус можно нейтрализовать, "продезинфицировавшись" крепким алкоголем. Насколько это действенный метод, если говорить откровенно? Если представить, что человек пообщался с потенциальным инфицированным, а потом пришел домой и налил себе 50 граммов спиртного.
— Абсолютно нет, употребление алкоголя опасно по многим причинам.
Это опасно, так как алкоголь снижает иммунитет, что увеличивает уязвимость для COVID-19. Пожалуйста, ознакомьтесь с руководящими принципами ВОЗ в отношении употребления алкоголя и COVID-19.
— Нужно ли обрабатывать продукты из магазина, можно ли заразиться, к примеру, от хлеба?
— Хорошая гигиена и обработка всех предметов, поступающих извне в ваш дом, в любом случае очень важна.
— Многие роддома закрываются, что делать беременным? Не безопаснее ли сейчас рожать дома?
— Это вопрос к национальным органам властям. Защита медсестер и акушерок от инфекции очень важна, ВОЗ предоставила общие технические рекомендации по профилактике инфекций и борьбе с ними, и каждая страна также имеет свой собственный протокол, в том числе и Россия. Важно обеспечить безопасную беременность, роды и материнство в любых ситуациях.
— Имеет ли смысл тестироваться на коронавирус, если нет никаких симптомов ОРВИ?
— Это зависит от эпидемиологического анамнеза: да, если вы находились в контакте — разговаривали лицом к лицу, например, 15 минут, на расстоянии менее одного метра с человеком с положительным случаем коронавируса или если вы подвергались другому риску заражения. Тестирование необходимо в первую очередь для того, чтобы понять, где находится вирус, чтобы люди с очень слабыми симптомами понимали ситуацию и оставались в карантине, изолированно до тех пор, пока тесты не станут отрицательными. Таким образом удастся остановить передачу вируса.
— С приближением сезона отпусков многих по-прежнему волнует вопрос: насколько реалистично снятие ограничительных мер и открытие границ к лету, чтобы была возможность отдохнуть на море? Или это лето точно без моря?
— В настоящий момент никто не может предсказать развитие ситуации, учитывая количество стран и различные фазы пандемии. Это новый вирус, и точных прогнозов быть не может. В настоящее время ВОЗ предоставляет рекомендации правительствам и органам власти, которые рассматривают возможность адаптации принятых мер. И тут важным аспектом является поэтапный подход, основанный на тщательной оценке рисков, чтобы сбалансировать преимущества и потенциальный вред от корректировки мер для предотвращения повторного возникновения случаев COVID-19 и сохранения здоровья населения.
— Ряд экспертов уже высказывались на тему "второй волны" коронавируса. На ваш взгляд, в каком месяце это может произойти в России?
— Мир все еще находится на ранних стадиях пандемии. Пока нельзя делать прогнозы относительно того, когда вспышка в каждой конкретной стране достигнет максимума и где и когда можно ожидать последующих волн. Сейчас необходимо сосредоточиться на сокращении передачи вируса и спасении жизней.
Что можно сказать, так это то, что ход этой пандемии в первой и последующих волнах будет определяться действиями, которые предпринимают страны. Если мы сейчас не воспользуемся окном возможностей, предоставляемым текущими мерами по физическому дистанцированию, изоляции и карантину, для активного выявления вируса и способов его распространения, он не будет побежден, и можно будет ожидать ухудшения.
— По вашему мнению, следует ли и далее ужесточать ограничительные меры в РФ или нынешних достаточно? Есть ли прогнозы по пику и спаду, что касается текущей ситуации?
— Национальные органы власти, в первую очередь Роспотребнадзор, внимательно следят за развитием эпидемии в России и на основе многих факторов могут делать прогнозы. Конечно, ВОЗ обеспокоена ростом числа случаев заболевания, и сейчас главная задача состоит в том, чтобы максимально снизить темпы распространения инфекции. В каждой стране эпидемия развивается в зависимости от местных условий, но основным фактором является поведение людей.
ВОЗ предоставляет систему оценки мер и критериев, которые страны могут учитывать при сравнении своих ответных мер, например, существует ли местная передача вируса, быстро ли растет число случаев, угрожающих перегрузить систему здравоохранения, быстро ли растет число смертей? Ни одна модель или прогноз не могут дать ответы на все вопросы, но они полезны для определения тенденций, и в любом случае строгое соблюдение мер способствует замедлению эпидемии. Мы надеемся, что в тех регионах, где случаи были только что импортированы и где есть кластеры, интенсивное, даже можно сказать, "агрессивное" выявление случаев и отслеживание контактов, их изоляция и карантин будут активно применяться для предотвращения местной передачи. Важно, чтобы в тех местах, где осуществляются меры социального и физического дистанцирования, также шло их строгое соблюдение в дополнение к строгим гигиеническим мерам и профилактике инфекций среди медицинских работников.
— Стоит ли опасаться, что после завершения пандемии состояние здоровья населения ухудшится, например, из-за коллективного ослабления иммунитета?
— Нет, состояние иммунитета зависит от многих факторов, а не только от какой-то одной вирусной инфекции. Факторы риска должны быть приняты во внимание.
— Сколько выявлено видов коронавируса нового типа на данный момент? Мировые СМИ сообщают о трех, так ли это? Какой преобладает в России и каковы его особенности?
— Это разновидности COVID-19, и в настоящее время ВОЗ внимательно следит за научными исследованиями, которые могут помочь в понимании природы вируса и эпидемии. Данные о вирусе в России доступны местным ученым, российские институты направили в ВОЗ информацию о разрабатываемой вакцине-кандидате, эти данные основаны на знании генома вируса, поэтому в скором времени мы можем ожидать и научных статей из России по этой теме.
— Означает ли наличие нескольких видов, что коронавирус мог появиться в природе одновременно в разных частях света?
— В разных частях света существуют различные варианты — клайды — вируса. Теоретически коронавирус мог появиться где угодно, но варианты являются результатом естественной "жизни" вируса и его распространения в человеческой популяции.
— Какая из стран в наибольшей степени приблизилась к разработке вакцины против коронавируса, у кого она может появиться раньше?
— Разработка вакцины против коронавируса ведется интенсивными темпами в десятках научных центров по всему миру, в том числе и в России. Более 70 вариантов вакцин находятся сейчас в разработке по всему миру, и не менее двух десятков разработок рассматриваются как потенциальные вакцины для доклинических (на животных) и клинических (на людях) испытаний.
Тем не менее этап клинических испытаний может оказаться длительным, чтобы убедиться в безопасности и эффективности новой вакцины. Поэтому пройдет еще достаточно много времени — месяцы, прежде чем вакцина станет доступной для всего населения по всему миру.
— Пандемия стала полной неожиданностью для всех государств и обнажила их слабые места. Есть ли вероятность, что однажды появится такой вирус, который убьет огромную часть населения, как это было во время чумы в Средневековье, или бедствия таких масштабов при современном уровне развития можно контролировать и не допускать?
— Мир показал, что он может бороться со многими опасными болезнетворными микроорганизмами, такими как оспа, она искоренена в мире, лихорадка Эбола — борьба продолжается в ДРК, мы также боремся с ВИЧ, туберкулезом, гриппом и его различными штаммами и мутациями и так далее. Многие смертельные заболевания, такие как дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит, больше не могут убивать детей и взрослых благодаря вакцинам, также разрабатываются и внедряются новые вакцины. Эта пандемия показывает, что всем странам нужна солидарность в науке, готовности и ответных действиях для борьбы с такими глобальными угрозами.
Беседовали Мария Устименко, Артем Попов