18 ИЮН, 07:00

Юрий Соломин: не могу выйти на улицу — все узнают

Знаменитый актер театра и кино, художественный руководитель Государственного академического Малого театра, народный артист СССР Юрий Соломин 18 июня отметит 85-летний юбилей. В условиях изоляции, в которой находятся возрастные деятели культуры из-за опасности заразиться коронавирусом, связаться с Юрием Мефодьевичем оказалось делом непростым, но корреспонденту ТАСС это удалось. В ходе телефонного разговора выяснилось, как Соломин отметит юбилей, чем больше всего гордится в жизни и думает ли о своем преемнике на посту худрука Малого театра. 

— Прежде всего, Юрий Мефодьевич, ТАСС уполномочен поздравить вас с юбилеем. Если не секрет, как намерены отметить круглую дату?

— За поздравление спасибо. Помню-помню, когда-то сыграл в фильме "ТАСС уполномочен заявить" (улыбается). Как отмечу? Да никак. Тяжелые дни... 27 мая не стало Ольги (жена Соломина — прим. ТАСС). Она была энергичная, заводная...

Да... Все разъехались, кто-то в изоляции. Придут дочка, внучка, у которой двое ребятишек — четырех и трех лет. Посидим, попьем чаю. Вот и весь праздник.

Вообще-то у нас очень хороший коллектив, я имею в виду Малый театр. Не знаю, что они будут устраивать, но что-то затевают. До меня слухи дошли, что готовят капустник

Как было на моем 80-летии. Что-то я такой добренький стал (снова улыбается)

Еще очень скучаю по своим животным. У меня три собаки и четыре кошки. Они на даче, а мы в Москве. Знаете, как-то смотрел сериал "Пес". Там очень хорошая тройка героев. Одного я взял в театр. Это Никита Панфилов. Перед закрытием на карантин мы успели выпустить премьеру по пьесе Фридриха Дюрренматта "Физики", где одну из главных ролей как раз сыграл Никита Панфилов. 

— Даже на карантине никак не можете без театра. А что делаете в изоляции?

— C 17 марта, согласно указу мэра Москвы, работа всех столичных театров была приостановлена из-за коронавируса. Три месяца уже прошло. Меня же отлучили от театра еще раньше — сняли спектакль "Горе от ума", не дали сыграть Фамусова. Потому что возникли сложности со здоровьем, чисто нервные. В одну больницу отвезли, там пролежал неделю. Уже в последний день пришел ко мне наш знаменитый врач по самым плохим болезням Дмитрий Пушкарь. Меня перевели в ГКБ №50.

Должен сказать, что мне очень повезло с врачебным составом. Спасибо Пушкарю, он звонил, даже когда я уже выписался. Врачи продлили мне жизнь — это самый большой подарок. Я боготворю врачей! Так вот, отдохнул две недели, подлечился. И успокоился

— Слава богу, что все позади. Скажите, а вы уже подключились к жизни театра, правда, пока виртуальной? Знаю, что Малый театр проводит онлайн-фестиваль, посвященный вашему юбилею. Вы смотрите трансляции?

— Смотрю. Но больше в таком объеме трансляции показывать нельзя. Я так считаю. Потому что для нас, работников театра, и для телевидения делать съемки — это разные вещи. Для нас некоторые спектакли сняты в качестве рабочего материала. Конечно, у нас есть достаточное количество спектаклей, так называемый золотой фонд, вот их показывать можно, они сделаны в высоком качестве. Но абсолютно все, записанное на пленку или каким-то другим, более современным способом, демонстрировать широкому зрителю нельзя. И мы так больше делать не будем. 

— Словом, вы против того, чтобы театр ушел в режим онлайн. И с нетерпением ждете, когда вернется нормальная театральная жизнь? 

— С 5 июня театр в отпуске. В августе вернемся к репетициям. Не знаем еще, что будет дальше.

Как можно играть на расстоянии полтора-два метра друг от друга? А обниматься? А целоваться? А играть в масках? Как можно? 

Предлагают рассаживать зрителей через стул. Мужчину и женщину через стул. А с ребенком как? Мне кажется, это непродуманно. Значит, театры будут "гореть" (в финансовом смысле, конечно). Кто-то пойдет посмотреть. Для смеха. Наш народ непредсказуем

Если не послушают старших людей (я имею в виду возраст), не знаю, как будет. Мы-то готовы хоть через неделю после выхода из отпуска играть. У нас в штате 734 человека, на договорах работают пять актеров. По госзаданию нам нужно выпускать по семь спектаклей в год

В нынешнем укороченном сезоне мы выпустили три спектакля: "Последний срок" по Валентину Распутину, "Варвары" по Максиму Горькому и "Физики" по Фридриху Дюрренматту. Приняли четвертый спектакль — "Рождество в доме Купьелло" по пьесе Эдуардо де Филиппо. Его поставил итальянский режиссер Стефано де Лука (это уже его четвертая постановка в Малом театре). В спектакле заняты Василий Бочкарев, Евгения Глушенко, Ольга Абрамова, Александр Наумов, Владимир Дубровский и другие. Премьера была запланирована на 28 марта, так что зрителям не успели показать, сыграли только "для пап и мам". 

На выходе было еще два спектакля. Потом, уже в ZOOM, — "Доходное место" по Александру Островскому репетировал режиссер Александр Цисарук. К 9 Мая — 75-летию Великой Победы — хотели выпустить спектакль "Большая тройка (Ялта-45)" режиссера Андрея Житинкина. Из-за карантина не смогли. Но если все будет нормально, в августе возобновим репетиции, а в сентябре откроем 265-й сезон новыми постановками. 

— Интересно, есть такие вещи, которыми вы гордитесь больше всего в жизни?

— В 1988 году (а это уже 32 года назад) коллектив Малого театра избрал меня художественным руководителем. Я тогда отказался от многих киноролей. И всю жизнь посвятил театру. Пока мы держимся при всех невзгодах. Экономический план выполняем. У нас замечательный директор Тамара Анатольевна Михайлова, она копейки не возьмет. 

Горжусь, что теперь у Малого театра два филиала — один на Большой Ордынке в Москве, а второй — в Когалыме. Огромное спасибо нашим нефтяникам из "Лукойла". Они построили прекрасное здание и на нем укрепили вывеску "Малый театр". Мы уже практически целый год там работаем. Возили несколько спектаклей для взрослых, а для детей "Снежную королеву" и "Недоросля". Есть план 15 сентября поехать в Когалым. Если все будет хорошо (я что-то суеверным стал), я тоже поеду и 15 сентября выступлю там с творческим вечером. 

— А еще какие планы у мастера?

— Мыслей много. Пока не хочу рекламировать. Будет детский спектакль. Очень хороший материал. Сейчас работаю над ним. 

— Скажите, Юрий Мефодьевич, когда-нибудь в жизни вам доводилось иметь такой длинный, многомесячный "антракт"?

— В Москве была трагедия, вызванная пандемией. Дай бог, чтобы это никогда не повторилось.

Я всю жизнь работал. Играл спектакли, снимался в кино. На моем счету около ста фильмов. До сих пор не могу выйти из дома — все узнают. Вот такой подарок сделала мне судьба!

— Конечно, вы моложавы и легко узнаваемы. И хотя Минкультуры подписал с вами бессрочный контракт на продолжение работы в должности худрука Малого театра, может быть, вы все же подумываете о своем преемнике на этом посту?

— Пока не знаю, не думал. Это нельзя делать на ходу! (Смеется.)

— Видела, когда 12 июня на Поклонной горе вам вручали знак Героя Труда, вы, как и Владимир Владимирович Путин, на церемонии были без маски. Почему?

— А маски зачем? Все нормально. Вот ноги забарахлили, шел с палочкой. Но, надеюсь, и это обойдется, и все будет хорошо! 

Беседовала Ольга Свистунова 

Читать на tass.ru