SpaceX разрабатывает систему межпланетных путешествий в пределах Солнечной системы
Илон Маск также заявил, что цена доставки человека на Марс - $10 млрд - слишком высокая, поэтому необходимо исходить из более реалистичных цифр
ГВАДАЛАХАРА /Мексика/, 28 сентября. /ТАСС/. Способ доставки людей и грузов на Марс, предложенный американской компанией SpaceX, станет основой для будущих межпланетных путешествий в пределах Солнечной системы. О таких планах рассказал во вторник на проходящем здесь конгрессе Международной астронавтической федерации глава SpaceX Илон Маск.
"Мы говорим о межпланетной транспортной системе. Она позволит любому человеку путешествовать куда угодно, на любую планету Солнечной системы", - отметил предприниматель и изобретатель. По его словам, подобная "свобода передвижения" в ряде случаев даже не будет ограничена таким сдерживающим фактором, как отсутствие резерва топлива в космосе для дозаправки кораблей.
Полеты на Марс в два этапа
Маск планирует отправлять на Красную планету космические корабли, разгонный блок которых будет способен самостоятельно возвращаться на Землю и использоваться еще несколько раз путем заправки и монтажа новой капсулы с грузовым и жилым отсеками. Капсулу предлагается дозаправлять на орбите Земли или Луны, чтобы стало возможным преодолеть расстояние до Марса. Причем, по мнению предпринимателя, запасаться топливом для возвращения корабля на Землю нецелесообразно. Гораздо разумнее разместить заправочные станции на орбите Земли и на поверхности Красной планеты во время ее освоения.
"Мы показали вам демонстрационный видеоролик, который создан с помощью симулятора в лабораторных условиях. Однако хочу подчеркнуть, что видео - это вполне реалистичная картинка, которая не приукрашена", - отметил Маск. Дело в том, что с 2012 года SpaceX уже несколько раз успешно доставляла грузы на Международную космическую станцию (МКС) с помощью грузового корабля Dragon. Как планируется, через два-три года он сможет брать на борт и людей.
Компания использует для вывода аппарата на орбиту Земли ракету-носитель Falcon 9. SpaceX четыре раза удавалось осуществить управляемый спуск нижней ступени носителя на морскую платформу в Атлантическом океане и еще один раз - приземлить ее обратно на космодром. В компании считают, что повторное использование первой ступени позволит значительно снизить стоимость коммерческих пусков.
- SpaceX испытала первый двигатель для межпланетных полетов
- Израильская фирма доверит SpaceX спутник только после серии успешных полетов ракеты
- Австралийские ученые разработали курс обучения "Как выжить на Марсе"
- На Гавайях завершился эксперимент длиною в год по имитации условий полета на Марс
- NASA создает универсальный адаптер под ракету SLS и корабль Orion для полетов на Марс
По оценке Маска, снаряжать разгонные блоки "можно достаточно часто, учитывая то, что для возвращения (ступени ракеты) на Землю требуется 20 минут". Для этого понадобятся более крупные космические корабли, чем разрабатываемый SpaceX образец высотой 122 метра с диаметром разгонного блока 17 метров и диаметром капсулы 12 метров.
Под будущие миссии предназначена пусковая площадка 39А, которая в данный момент строится на территории базы ВВС США рядом с космодромом на мысе Канаверал (штат Флорида). Ракеты-носители должны быть способны брать груз массой до 450 тонн. Конкретный вес будет зависеть от числа дозаправок по пути на Марс. В качестве двигателя выбран прототип Raptor. Его удельный импульс (показатель эффективности реактивного двигателя) во время недавних испытаний составил 382 секунды, а тяга - три меганьютона.
Планируется, что разгонный блок многоразового использования будет оборудован 42 криогенными Raptor. По оценке изобретателя, SpaceX сможет ежегодно производить порядка 300 таких двигателей.
Сроки освоения и число полетов
По прогнозам Маска, колонизовать Марс можно за 40-100 лет, если отправлять на Красную планету 100-200 человек единовременно. "Мы исходим из того, что пространство (в корабле) для экипажа надо будет существенно увеличить", - отметил он, уточнив, что на первом этапе следует добиться возможности отправлять в космос больше людей за один раз, чтобы потом "быть в состоянии перевозить на Марс 100 и 200 человек".
При этом продолжительность полета составит от 80 до 150 дней в зависимости от времени года. "В отдаленной перспективе мы надеемся выйти на показатель в 30 дней", - заметил изобретатель. Создать поселение на планете возможно, осуществив от 20 до 50 полетов. "Мы полагаем, что для достижения уровня, необходимого для освоения Марса, потребуется от 40 до 100 лет", - добавил Маск, уточнив, что понимает под термином "полностью самодостаточная колония" поселение численностью 1 млн человек.
Маск обещает дешевые путешествия
SpaceX в настоящий момент оценивает стоимость доставки в будущем одного человека на Марс в 10 млрд долларов и хочет снизить эту беспрецедентно высокую сумму до 200 тысяч долларов. "Мы подсчитали, что с учетом всех накладных расходов путешествие одного человека на Марс составит 10 млрд долларов", - сообщил Маск. По его мнению, такая ценовая планка "слишком высока для одного билета". "Нам следует исходить из более реалистичных цифр, например с учетом средней стоимости дома, которая в США составляет 200 тысяч долларов", - пояснил предприниматель.
"Мы будем стараться устроить все так, чтобы такое путешествие смог предпринять любой человек после, возможно, всего лишь нескольких дней подготовки", - добавил он. Подобный подход исключает возможность участия в миссиях детей, так как риск нештатных ситуаций будет все еще высок. Соответственно, первопроходцам на Марсе придется "быть готовыми умереть".
С прицелом на Марс
SpaceX ранее сообщила о планах запустить космический корабль Dragon на Марс в 2018 году. Речь идет о первом испытательном запуске на Красную планету корабля Dragon 2. Его экспедиции присвоено название "Красный дракон". "Dragon 2 рассчитан так, чтобы спускаться на поверхность (любого космического тела) в нашей Солнечной системе. Миссия "Красного дракона" станет первым испытательным полетом", - заявили в компании.
Американцы осваивают маршрут до МКС с дальним прицелом на Марс. Для этого используются корабли Dragon компании SpaceX, Cygnus консорциума United Launch Alliance (ULA) и CST-100 Starliner корпорации Boeing. NASA рассчитывает осуществить первый полет человека к Красной планете примерно в середине 2030-х с помощью нового пилотируемого корабля Orion и тяжелой ракеты-носителя SLS. Они тоже созданы по принципу частно-государственного партнерства авиакосмическими гигантами Boeing и Lockheed Martin.
До полета Orion к Марсу должны быть направлены несколько автоматических аппаратов, которые изучат поверхность и атмосферу планеты и определят место будущей посадки корабля с астронавтами. Директор NASA Чарльз Болден заявлял, что США заинтересованы в сотрудничестве по этому проекту с другими странами, в том числе Россией.