10 октября 2018, 10:58
Наука

МКС, зонды к планетам и другие совместные проекты Роскосмоса и NASA

Члены основного экипажа МКС астронавт НАСА Джозеф Акаба, космонавт Роскосмоса Александр Мисуркин и астронавт НАСА Марк Ванде Хай перед началом  экзаменационных тренировок в 2017 году. Станислав Красильников/ ТАСС
Члены основного экипажа МКС астронавт НАСА Джозеф Акаба, космонавт Роскосмоса Александр Мисуркин и астронавт НАСА Марк Ванде Хай перед началом экзаменационных тренировок в 2017 году

К встрече гендиректора Роскосмоса Дмитрия Рогозина и директора NASA Джима Брайденстайна редакция "ТАСС-Досье" рассказывает о совместных проектах России и США в космической области

10 октября 2018 года на космодроме Байконур состоится встреча гендиректора госкорпорации "Роскосмос" Дмитрия Рогозина и директора Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) Джима Брайденстайна. 11 октября главы космических ведомств будут присутствовать при старте очередной экспедиции на Международную космическую станцию (МКС).

История российско-американского сотрудничества в области космоса

Сотрудничество СССР и США в области космоса началось с подписания 8 июня 1962 года Академией наук СССР и NASA соглашения "О сотрудничестве в использовании искусственных спутников для метеорологии и сверхдальней связи, составлении карты магнитного поля Земли". 24 мая 1972 года было подписано соглашение о сотрудничестве СССР и США в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях. Впоследствии было заключено более 40 советско-американских и российско-американских договоренностей в сфере изучения и освоения космоса.

В настоящее время взаимодействие Роскосмоса и NASA осуществляется в рамках соглашения РФ и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях от 17 июня 1992 года, а также ряда других документов.

Космические частицы: Konus-WIND

С 1994 года Роскосмос и NASA проводят совместный эксперимент по исследованию солнечного ветра и его взаимодействия с поверхностью Земли. Он реализуется с помощью американского космического аппарата WIND, на борту которого установлен российский астрофизический прибор для исследования космических гамма-всплесков "Конус". Устройство разработано и изготовлено Физико-техническим институтом (ФТИ) им. А.Ф. Иоффе РАН. Начало проекту положило соглашение, подписанное 28 октября 1994 года. Космический аппарат WIND был запущен 1 ноября 1994 года и в настоящее время продолжает исследования. В рамках совместного эксперимента ФТИ РАН составлены каталоги гамма-всплесков, а также солнечных вспышек (в 1994–2018 годах зарегистрировано 962 вспышки). Изучены уникальные гигантские вспышки гамма-репитеров в Млечном пути, произошедшие в 1998 и 2004 годах. Что было их источником, до сих пор непонятно. Результаты исследований мощных излучений 2005 и 2008 годов позволили установить, что оптическое и гамма-излучение всплесков генерируется в одной и той же области пространства, и определить соотношение между этими компонентами излучения.

Международная космическая станция

С 1998 года Роскосмос и NASA участвуют в международной программе МКС вместе с Европейским космическим агентством, а также космическими ведомствами Японии и Канады. Межправительственное соглашение по Международной космической станции было заключено 29 января 1998 года в Вашингтоне (США). В тот же день был подписан меморандум о взаимопонимании между Роскосмосом и NASA по МКС и другие документы.

С вывода первого модуля станции в 1998 году осуществляются совместные полеты представителей РФ и США на российских пилотируемых кораблях типа "Союз", также они проводились на американских шаттлах. После прекращения полетов шаттлов с 2011 года доставка на МКС американских астронавтов производится только российскими "Союзами". Всего к 9 октября 2018 года на МКС шаттлами были доставлены 13 россиян (в том числе один космонавт летал дважды), "Союзами" — 45 американцев (один — трижды, четверо — дважды). Действующий контракт предусматривает предоставление мест на российских "Союзах" до конца 2019 года (в среднем одно место обходится американской стороне в $74,7 млн). Затем США планируют отправлять своих астронавтов на МКС на новых пилотируемых кораблях Crew Dragon компании SpaceX и CST-100 Starliner компании Boeing. Первые запуски кораблей намечены на 2019 год.

Марс: HEND

7 апреля 2001 года Роскосмос и NASA заключили соглашение, предусматривающее проведение совместных исследований Марса с его орбиты. Согласно договоренностям, с октября 2001 года в составе американского межпланетного аппарата Mars Odyssey (запущен в апреле 2001-го) успешно работает российский нейтронный детектор HEND. Он разработан Институтом космических исследований (ИКИ) РАН и предназначен для изучения состава поверхности Марса методами гамма- и нейтронной спектроскопии. Измеряя энергию нейтронов, можно понять, есть ли водород на определенном участке планеты, то есть определить места нахождения залежей водяного льда в верхнем слое грунта. Благодаря российскому прибору удалось получить доказательства существования воды на Марсе. Были обнаружены огромные запасы подповерхностного водяного льда у полюсов планеты, построены высокоширотные карты его распределения с разрешением около 300 км. Кроме того, собраны данные о климате планеты и радиационном фоне на околомарсианской орбите.

Луна: LEND

С июня 2009 года исследования в космосе проводятся с помощью другого прибора ИКИ РАН — нейтронного детектора LEND. Проект реализуется в соответствии с соглашением Роскосмоса и NASA, подписанным 3 октября 2007 года. Детектор установлен на американском лунном спутнике Lunar Reconnaissance Orbiter, запущенном в июне 2009 года. Задача LEND — поиск на Луне водородсодержащих соединений, прежде всего водяного льда в верхнем слое грунта до 2 м. С помощью российского прибора построена глобальная карта нейтронного излучения естественного спутника Земли с пространственным разрешением 5–10 км, обнаружены потенциальные запасы воды на Южном полюсе Луны. Измерения LEND показывают, что признаки водяного льда есть не только на затененных внутренних склонах околополярных кратеров Кабео, Шумейкер, Хаворт, но и в нескольких приполярных районах, которые освещаются Солнцем.

Марс: DAN

7 октября 2007 года было подписано соглашение о сотрудничестве Роскосмоса и NASA по проекту нейтронного детектора DAN для американского марсохода Curiosity (запущен 26 ноября 2011 года, работает с августа 2012-го). Детектор тоже разработан специалистами ИКИ РАН. Российский прибор предназначен для исследования состава грунта и изучения содержания в нем водяного льда на глубине до 1 м вдоль пути марсохода по дну кратера Гейл. С помощью прибора DAN в грунте была обнаружена связанная вода (то есть находящаяся в составе породы). Это доказывает, что когда-то кратер Гейл заполняло древнее пресное озеро.

Вселенная: "Спектр-РГ"

С 2011 года NASA принимает участие в российско-германском проекте по созданию орбитальной астрофизической обсерватории "Спектр-РГ". В ее состав входят два рентгеновских телескопа: ART-XC (Россия) и eRosita (Германия). Для российского телескопа, который разработан ИКИ РАН, американский Центр космических полетов им. Джорджа Маршалла (входит в структуру NASA) изготовил рентгеновские зеркальные системы. Контракт между ИКИ РАН и NASA был заключен 7 февраля 2011 года, соглашение — 4 июня 2013 года. Космический аппарат построен химкинским НПО им. С.А. Лавочкина. Запуск "Спектра-РГ" неоднократно переносился. Он может состояться в марте-апреле 2019 года. Согласно планам, астрофизическая обсерватория будет работать в 1,5 млн км от Земли и в течение семи с половиной лет изучать Вселенную в рентгеновском диапазоне длин волн.

Лунная станция

В конце сентября 2017 года в ходе 68-го Международного астронавтического конгресса в Аделаиде (Австралия) Роскосмос и NASA подписали совместное заявление о сотрудничестве в области исследования и освоения дальнего космоса. Космические ведомства двух стран подтвердили намерение использовать МКС как основу для дальнейшего исследования космоса. Со слов возглавлявшего в то время Роскосмос Игоря Комарова, была достигнута договоренность об участии РФ в проекте создания американской окололунной станции Deep Space Gateway. 22 сентября 2018 года нынешний глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин заявил, что Россия "не может себе позволить" участвовать "на вторых ролях" в проекте станции. 22 сентября глава пресс-службы госкорпорации Владимир Устименко добавил, что переговоры с США по лунной станции продолжаются.

Пилотируемые полеты в космос: SIRIUS

С 2017 года реализуется российско-американский проект SIRIUS по моделированию пилотируемых полетов в дальний космос. В нем участвуют Институт медико-биологических проблем (ИМБП) РАН и NASA, а также специалисты из Италии, Германии и других стран. В рамках проекта на базе ИМБП РАН проводится серия экспериментов с целью подготовки к полетам в дальний космос, в том числе к Луне. Первый эксперимент состоялся в ноябре 2017 года. В течение 17 дней его участники, находившиеся в изоляции, имитировали облет Луны. В марте 2019 года стартует четырехмесячный эксперимент, включающий "полет" к окололунной станции (аналог американской Deep Space Gateway) и "высадку" на поверхность Луны.

"Венера-Д"

В разработке находится совместный российско-американский проект по созданию автоматической межпланетной станции "Венера-Д" (Venera-D) с посадочным модулем. Работу по нему ведет объединенная рабочая научная группа, включающая представителей NASA, ИКИ РАН, предприятий Роскосмоса (НПО Лавочкина и ЦНИИмаш), а также ряд других научных организаций РФ и США. Группа была создана в 2013 году, но после введения в 2014-м санкций США с связи с позицией России в отношении Украины ее работа была приостановлена. Группа возобновила деятельность в 2015 году. Первоначально работы по автоматической межпланетной станции "Венера-Д" ("Д" в названии означает "долгоживущая") велись Россией, проект был включен в Федеральную космическую программу (ФКП) на 2006–2015 годы. Однако впоследствии из-за сокращения финансирования "Венера-Д" была исключена из ФКП на 2016–2025 годы. Задачи объединенной российско-американской группы — определение научных целей изучения Венеры и проработка возможной миссии к планете на базе российского проекта с потенциальным вкладом NASA. Запуск "Венеры-Д" может состояться не ранее 2026 года.

Использование российских двигателей в американских ракетах-носителях

Американские компании закупают у российского НПО "Энергомаш" (входит в структуру госкорпорации "Роскосмос") двигатели для своих ракет-носителей: ULA (совместное предприятие Lockheed Martin и Boeing) — РД-180 для Atlas V (запуски проводятся с 2002 года), Orbital ATK — РД-181 для Antares (с 2013 года). Соглашение об использовании двигателя РД-180 в Atlas было подписано в мае 1997-го. Он устанавливался также на ракетах Atlas III (в 2000–2005 годах состоялось шесть запусков). Последний контракт предусматривает поставку российских двигателей для Atlas V до 2020 года включительно. Соглашение об изготовлении российским предприятием и поставке в США 60 двигателей РД-181 для Antares было заключено в декабре 2014 года. Ранее для ракет Antares закупались двигатели НК-33, которые изготавливались в 1962–1973 годах Куйбышевским моторостроительным заводом им. М.В. Фрунзе (ныне — ПАО "Кузнецов", Самара) в рамках советской "лунной" программы для ракетно-космического комплекса Н1-Л3 (была закрыта в 1974 году).