Мадса Миккельсена можно по праву назвать народным артистом. Слава актера уже давно вышла за пределы родной Дании. Куда бы он ни поехал, где бы ни снимался, его везде считают своим: фанаты со всего мира ежедневно присылают ему свой фан-арт, британцы до сих пор вспоминают его Ганнибала Лектора, американцы берут в главные блокбастеры, французы присвоили Миккельсену звание рыцаря, а русские дарят ему шапки-ушанки и Чебурашек.
Когда наблюдаешь за виртуозными танцевальными пируэтами актера в финальных сценах фильма "Еще по одной" Томаса Винтерберга, невольно поражаешься его грации и мастерству. Хотя на самом деле для него в этом нет ничего необычного — свою карьеру он начинал как гимнаст, а затем увлекся танцами. Однажды его пригласили на одно из шоу, хореографу понравилось, как он двигался, и ему предложили попробовать себя в танцах. "У меня абсолютно не было никаких планов на дальнейшую жизнь, и я подумал: "Почему бы и нет!" Там было мало мальчиков и много девочек, меня это устраивало". Примерно также Миккельсен попал в театральную академию: после восьми лет танцевальной карьеры он понял, что драматическая составляющая танцев его интересует больше, и решил стать актером.
Середина 90-х была идеальным временем для начала актерской карьеры. Тогда в Дании сформировался целый кластер молодых деятелей киноиндустрии, которые были полны энтузиазма и новых идей. Именно в то время родилось одно из самых знаменитых движений датского кинематографа — "Догма 95", во главе которого стоял возмутитель спокойствия, провокатор и гений Ларс фон Триер. Правда, сам Миккельсен относился к постулатам движения довольно прохладно. Главным фокусом для его представителей было не художественное наполнение фильма, а сюжет и актеры. "Честно говоря, все это показалось мне глупостью. Сидеть и записывать десять заповедей кинопроизводства? "История важна". Да ладно, Шерлок! Серьезно? Вы считаете, что это действительно стоит записывать?" — возмущается актер, правда, признает, что Триер и его сторонники сыграли большую роль в популяризации датского кино. У одного из них Миккельсен впоследствии снимется в двух важных фильмах своей карьеры.
Он еще не раз сыграет в криминальных драмах, в том числе в продолжении "Пушера", и именно злодейское амплуа принесет ему международный успех. Но стоит отдать актеру должное: он не зацикливался на одном жанре и не боялся пробовать новые. Например, в 2001 году Миккельсен снялся в комедии про гей-пару "Все кувырком", а в 2002 году — в драме Сюзанны Бир "Открытые сердца", что окончательно закрепило его популярность в Дании.
И, в общем-то, к большему актер не стремился, его вполне устраивала его родная страна, он не обивал пороги голливудских студий, и даже когда актеру предложили поучаствовать в прослушивании на роль в новом фильме о Джеймсе Бонде, он ответил, что у него нет времени. Миккельсен так понравился голливудским продюсерам благодаря своим работам в Дании, что они взяли его в картину без прослушиваний. Это впоследствии возмутило Дэниела Крэйга. Он даже шутливо спрашивал датчанина, с кем ему пришлось переспать, ведь самому Крэйгу, чтобы заполучить роль знаменитого британского шпиона, пришлось пройти аж пять этапов отбора. Несмотря на такое везение, Мадс знает об ужасах прослушиваний не понаслышке: "Все мы там были. Ты заходишь в какую-нибудь маленькую офисную комнатушку со столом и парой книжек, и они хотят, чтобы ты сыграл сцену, где у тебя всего две строчки типа "Бруаа!" или "Отойди назад!". И ты прячешься за пальмой, которой там на самом деле нет. Ну в самом деле, нельзя было выбрать другую сцену? Чувствуешь себя как идиот".
"Казино рояль" перезапустило многолетнюю франшизу и открыло перед Миккельсеном двери в Голливуд: его злодей Ле Шиффр, невозмутимо утирающий кровь с лица во время игры в покер, запомнился всем. Впоследствии актер сыграет хитрого Рошфора в "Трех мушкетерах", грозного Драко в "Битве титанов", брутального викинга в "Вальгалле: Саге о викинге" у своего старого друга Рефна, который не даст актеру ни одной реплики, а также сразу в двух мегафраншизах Disney — Кецилия, мечтающего о вечной жизни, в "Докторе Стрейндже", и ученого Галена Эрсо в "Изгой один. Звездные войны: истории". Хотя, наверно, его самой любимой международной ролью стал доктор Ганнибал Лектор в одноименном британском сериале. Здесь ему не пришлось "вытягивать" своим талантом одномерных злодеев и придавать им хоть какой-то объем — все-таки на телевидении больше времени и места, чтобы развернуться и хорошенько изучить своего героя. Правда, сначала актер сильно сомневался, что ему удастся переплюнуть Ганнибала в исполнении мэтра британского кино, сэра Энтони Хопкинса.
Но на самом деле он зря беспокоился — Миккельсену удалось создать собственный, не похожий ни на кого образ. Его педантичный, элегантный доктор Лектор, выражающий свои эмоции только взглядом, запал в душу фанатам, которые до сих пор не могут смириться с тем, что сериал закрыли после третьего сезона. Для датчанина Ганнибал — не злодей, не социопат, а настоящий падший ангел со своей уникальной психологией: "Играть отрицательных персонажей невероятно интересно! Они делают клевые вещи, говорят клевые вещи. Они радикальны, потому что они влюблены в свою цель, и их не особо заботят средства. Мы все бы хотели жить так. Они игнорируют мораль, и мы бы все хотели сделать так, но не можем себе этого позволить".
Эту его особенность любит использовать соотечественник актера и один из членов движения "Догма 95" Томас Винтерберг. В фильме "Охота" режиссер переворачивает "злодейство" Миккельсена с ног на голову. Он играет образцово-показательного учителя детсада, хорошего друга, внимательного соседа. Все относятся к нему с симпатией. Одна из учениц из-за обиды обвиняет его в домогательствах, и некогда приветливые соседи и друзья быстро отворачиваются от героя. За происходящим на экране физически сложно наблюдать — мука, в которую погружен персонаж, практически ощущается кожей. Миккельсену ничего не стоит вызвать сочувствие зрителя одним лишь взглядом грустных карих глаз.
Тот же самый трюк они проделывают в новом фильме Винтерберга "Еще по одной", где школьный учитель Мартин пытается справиться с депрессией с помощью алкогольных экспериментов. Тематика картины настолько народная, что здесь датчанин окончательно становится своим для всех и каждого. Даже если вы были равнодушны к Миккельсену, не полюбить его после этого фильма невозможно. Вдобавок к его очередному успеху в Дании, его прочат на роль Гриндевальда в "Фантастических тварях" вместо впавшего в немилость Джонни Деппа. Ни у кого нет сомнений, что датчанин станет достойной, если не лучшей заменой. Правда, он поспешил опровергнуть эти слухи. Но кто знает, может, голливудским продюсерам снова удастся его уговорить.
Тома Ходова