2 мая 2014, 05:07

Директор Эрмитажа считает неприемлемой продажу произведений искусства из коллекций музеев

ИТАР-ТАСС/ Вадим Жернов
"Произведения искусства, поступающие в музеи, не являются собственностью музея или государства, они является достоянием человечества", - подчеркнул Михаил Пиотровский

ЛОНДОН, 2 мая. /Корр. ИТАР-ТАСС Алан Бадов/. Продажа произведений искусства из коллекций музеев неприемлема. Такое мнение высказал директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, выступая вечером 1 мая на презентации английского издания книги "Проданные сокровища России" ("Selling Russia’s Treasures") в помещении лондонского аукционного дома MacDougall's, специализирующегося на русском искусстве.

Издание историков искусства Натальи Семеновой и Николая Ильина рассказывает о продаже шедевров из коллекции Эрмитажа для увеличения государством валютных поступлений в 1920-1930-е годы.

"Эта книга посвящена очень драматичному эпизоду российской истории, который очень важен с философской точки зрения", - считает Михаил Пиотровский. Он отметил, что продажа отдельных экспонатов музеев для покупки новых (т.н. деакцессия, по-английски - deaccession) является распространенной практикой на Западе. Однако Пиотровский считает ее неприемлемой и полагает, что история продажи произведений из коллекции Эрмитажа является доказательством тому.

"Музей - это не просто место для хранения произведений искусства, - подчеркнул Пиотровский. - Это живой организм, все, что попало в музей, должно оставаться там, и с произведениями нельзя производить никаких операций". Он добавил, что "не все соглашаются с этим", но опыт самого Эрмитажа показывает, что "лучше не пытаться выносить решение о том, что "является "плохим", а что - "хорошим" искусством" и "как лучше использовать произведения, доставшиеся вам в наследство".

Он сообщил, что в годы перестройки вновь выдвигалась идея о продаже отдельных произведений из коллекции Эрмитажа, однако руководство музея категорически отвергло такую возможность. "Такие книги помогали нам защитить нашу коллекцию. Мы говорили: "Разве вы не слышали, что мы говорили об этом, что мы считаем такие действия преступными? Пожалуйста, не просите об этом", - рассказал Пиотровский.

Некоторые британские участники дискуссии, состоявшейся в ходе презентации, высказали мнение, что продажа ряда шедевров Эрмитажа была благом, так как она помогла пробудить интерес к изобразительному искусству в США, которые в то время были "провинцией" с точки зрения музейного дела. Так, 31 картина из Эрмитажа, главным образом шедевры художников Возрождения, составили основу коллекции вашингтонской Национальной галереи искусств. Она была создана на основе собрания американского миллиардера Эндрю Меллона, который был министром финансов США и одним из крупнейших покупателей картин у советского правительства.

Директор Эрмитажа подчеркнул, что "произведения искусства, поступающие в музеи, не являются собственностью музея или государства, они является достоянием человечества". "Они достались нам от предыдущих поколений, и мы должны передать его будущим поколениям", - добавил он.

Пиотровский напомнил также, что в прошлом году в Великобритании временно были выставлены картины из коллекции британского государственного деятеля Роберта Уолпола, купленные Екатериной II и составившие первоначальную основу собрания Эрмитажа.

Также Пиотровский рассказал, что он встретился с лордом Артуром Дуро, потомком великого британского полководца, победителя Наполеона при Ватерлоо, герцога Артура Веллингтона. В ходе встречи они обсудили возможность временной экспозиции в доме-музее Веллингтона в Лондоне, "Эпсли-хаусе", портрета этого полководца работы французского живописца Жана-Леона Жерома из Эрмитажа. Это произведение в свое время было включено в список подлежащих продаже, но продано не было, и недавно было найдено в запасниках санкт-петербурского музея.