8 июня 2022, 12:00
Статья

Битмейкер, рэпер, продюсер, бизнесмен, политик, а еще сумасшедший, проповедник — вот вам немного слов, которыми называли Канье Уэста. Он с детства начал проявлять интерес к творчеству, уже в пять лет написал первый стих. Его растила мама, Донда, — родители будущего музыканта развелись, когда тому было три, воспитание ребенка легло на плечи женщины. И даже спустя годы можно увидеть, как любовь и уважение к матери он пронес через все свое творчество. 8 июня артист отмечает день рождения

Канье Уэст. Frank Micelotta/ Getty Images
Канье Уэст

Канье (а теперь просто Йе) — один из самых ярких и влиятельных людей в современном мире искусства. Его энергия затронула не только музыку, но и, кажется, все сферы жизни современного человека. Он начинал с того, что писал инструменталы (или, проще, биты) для рэперов лейбла Jay-Z Roc-A-Fella Records. Канье продюсировал альбомы, занимался продакшеном треков, чем и привлек внимание критиков. Jay-Z в скором времени, после совместной работы над его альбомом The Blueprint, назвал Канье гением, а эта пластинка вскоре стала классикой жанра. 

В 90-е и нулевые у рэпа, впрочем, как и сейчас, были свои стандарты, а истории музыкантов повторяли друг друга. Это трудное детство, жизнь в гетто, проблемы с наркотиками, законом, оружием. Грабежи, убийства, бандитизм, развод (или смерть) родителей — все это становилось главными темами треков. "Несмотря ни на что, мы заработали на свои золотые цепи на шее и готовы доказывать свою силу, рвать до последнего" — что-то типа того. 

Канье немного не встраивался в этот образ. По сравнению с тем же Jay-Z, который подстрелил своего брата в плечо, а первые свои диски продавал из окна собственной машины, Уэст выглядит просто лапочкой, душечкой, родившейся с золотой ложкой во рту. Но, с другой стороны, именно это дало ему ту свободу от стереотипов и возможность поменять направление жанра. Когда Канье начинает писать собственные треки, он пишет не о том, о чем принято, а о том, что волнует его на самом деле. Он говорит: "Я обычный человек, простой парень", поэтому на его альбомах очень просто найти песню про себя самого. Будущий рэпер-революционер касается очень простых вещей — например, говорит о своей любви к матери, о своем отношении к религии или образованию. 

Как-то, в 2002 году, Канье возвращался со студии и по дороге попал в автомобильною катастрофу — заснул за рулем. Музыкант оказался в больнице, где ему на челюсть пришлось наложить шину — в результате аварии нижняя половина лица Канье оказалась раздроблена. Именно этот эпизод стал толчком для Уэста к сольному творчеству. Спустя две недели после выписки он отправляется на студию, где пишет трек Through the Wire (простите грубый перевод — буквально "Через шину"), где рассказывает обо всех трудностях, с которыми он столкнулся в результате инцидента. 

Его первый сольный альбом The College Dropout вышел в 2004 году. Известный в то время как битмейкер и продюсер, Канье наделал шуму этой пластинкой, многие издания даже не постеснялись назвать работу главным релизом года. Канье показал себя как удивительно честный и открытый человек. Он не поддавался трендам, чтобы быть популярным, и, как шутили критики, слава богу, хоть на этом альбоме лишь одна песня про сломанную челюсть. Среди множества рэперов, которые частенько выделялись лишь своим гангстерским позерством, Канье выглядел образованным, политически осознанным представителем среднего класса, который не побоялся быть искренним, хотя и относится ко многим вещам с юмором. 

The College Dropout дебютирует на второй строчке чарта Billboard, а вскоре продается тиражом почти в полмиллиона экземпляров. Критики в восторге, у Канье появляются настоящие поклонники его творчества. Один из главных треков альбома — Jesus Walks, обращенный к религии. Это важный момент, ведь христианство, разговор с Богом, рефлексия через религию станут важными моментами в жизни и искусстве Канье. 

Страшная потеря для музыканта случилась в 2007 году — от осложнений после операции скончалась его мать, а вскоре он расстается со своей девушкой Алексис Файфер. Эти события оказали большое влияние на артиста — даже спустя годы фанаты и критики слышат отголоски этих жизненных трагедий в треках Канье.

В 2008 году  Канье представляет свой четвертый альбом 808s & Heartbreak — совершенно непохожую на его предыдущие работы пластинку. Поработав с разными музыкантами, вдохновленный творчеством U2, The Rolling Stones, Led Zeppelin, электроникой и диско из 80-х, Канье создает альбом на стыке жанров электропопа и синти-попа. Он не только читает рэп, но и поет, кроме того, использует автотюн. 

Главной темой альбома стал, конечно же, разрыв с его девушкой. Вся пластинка — от названий до текстов — без скрытого умысла говорит об этом. 808s & Heartbreak — очень личный, практически исповедальный альбом, где Канье делится с нами историями о предательстве, боли, горе и печали. И все это, его состояние души, его тоска переплетаются с музыкой: загадочные цифры 808 — это отсылка к классическому звуку драм-машины TR-808, которая была очень популярна в 80-е. 

Короче говоря, к тому времени Канье уже завоевал мировую известность — его альбомы продавались миллионными тиражами, критики писали положительные отзывы, фанаты радовались. Но музыка была не единственным, что прославило артиста. Отличающийся непредсказуемым нравом Канье был втянут и в парочку скандалов. Самый громкий, пожалуй, произошел в 2009 году, когда на церемонии статуэтку за лучшее женское видео получила Тейлор Свифт. Он выскочил на сцену, прервав традиционную для победителя речь певицы, и вызывающе заявил, что эта награда должна принадлежать Бейонсе. 

В общем-то, Канье, если посмотреть внимательно, совсем никогда ничего не стеснялся. Когда у него были долги в $53 млн, он написал в Twitter Марку Цукербергу с просьбой одолжить ему $1 млрд. Тот ему, конечно, отказал, причем довольно обидно. Канье оскорблял Буша в прямом эфире телевидения, получал оскорбления от Обамы, публично срывался. Ему диагностировали биполярное расстройство (кстати, сам артист говорит, что это его сверхспособность, а не слабость), он пару раз лежал в лечебницах с нервным срывом, психологическим истощением. Скорее всего, Канье все слишком близко всегда принимает к сердцу, от чего и страдает так сильно. 

Уверенный в своих силах и в своей вере, Канье, между прочим, всегда считал себя слабым рэпером — и это несмотря на его многочисленные статуэтки Grammy, многомиллионные продажи и признание от людей со всего света. В 2013 году он выпускает знаковую для индустрии абсолютно must-hear-пластинку Yeezus, которая стала одним из самых громких в тот год и ее оценки, кажется, не опускались ниже 90 баллов из ста.  

Yeezus — это взрыв, концентрация отчаяния, веры, всего того, что переполняло музыканта долгое время. Канье говорил, что лучше он сделает что-то, что не понравится обществу, но будет счастлив, чем будет копить злость и недовольство внутри. С момента выхода Jesus Walks прошло девять лет, и, видимо, Иисус действительно шел где-то рядом с ним — на новой пластинке Канье и вовсе заявляет: I am a God. И потом, со временем, станет понятно, что он это всерьез (чуть позже Уэст даже сменит свое имя на Йе). По сравнению с предыдущими его работами тут даже нет фитов — несмотря на то что над пластинкой совместно с Канье работали и другие музыканты, они будто неназванные апостолы за его плечом. 

Кроме всего прочего, Yeezus — это такой большой монумент музыки той эпохи. На альбоме Канье будто концентрирует все вопросы, которые сложились у артистов того времени. Он создает что-то новое, что-то свое, при этом ссылаясь на тренды и сложности, которые волновали тогда многих. В треках много электроники, много тяжелых басов, агрессивных танцевальных ритмов (под которые на самом деле не потанцуешь). Канье, хоть и был всегда визионером, делает музыку как бы не с запалом на будущее, а наоборот — хорошо отражающую настоящее. 

Спустя три года после выхода этого альбома Канье окончательно ушел в религию. Его риторика поменялась кардинально, и в треках практически не осталось ничего, кроме Бога и веры. В 2019 году же он стал устраивать воскресные службы: посещение церкви всей семьей — в Америке традиционное времяпрепровождение в конце недели. Конечно, это были совершенно отличные от церковных мероприятий сборища. Время и место всегда держались в тайне, обычно проходили где-то на крытых аренах и были больше похожи на концерты. В этом же году Канье выпускает альбом Jesus Is King, идея которого довольно проста: через прилежную веру можно получить все, что хочешь. Вот его, например, Всевышний вознаградил возвратом налоговых вычетов на несколько миллионов долларов. 

Апогей веры Йе-проповедника произшел в прошлом году — в связи с выходом его пластинки Donda. Это был не просто рядовой релиз альбома, а настоящая акция, перформанс, который разросся на несколько месяцев. Дату презентации и выхода пластинки несколько раз переносили, Канье то там, то тут устраивал внезапные появления и отсылки к будущему альбому, организовывал закрытые ивенты, службы в церквях, выступал в роли пастора и делал еще много чего. В конце концов он перестал общаться с людьми, стал носить черную балаклаву, а потом пригласил зрителей на стадион, где представил новые треки, пока сам ходил по полю. После он прямо там поселился вместе со своими продюсерами и приглашенными артистами, доделывая, частично в панике, альбом. 

Как уже понятно, этот альбом Канье посвятил своей матери. В августе, накануне выхода, он провел серию выступлений, где прослеживалось множество отсылок к современному искусству, философии, политическим деятелям, моде и, конечно, Библии. Билеты продавались за считаные часы, были прямые трансляции, он использовал сценический трюк с поджогом, возносился к небесам, второй раз женился на своей уже супруге Ким Кардашьян, а альбома все не было. Короче говоря, это было очень красивое и сильное промо, которое хоть и бесило фанатов, но заставило их прослушать треки (всего за сутки) более 100 млн раз. Как уже говорил артист, лучше он будет всех злить, чем будет сам злиться внутри. 

Это всего лишь краткая история жизни и творчества Канье (Йе) Уэста и описание только нескольких его альбомов (хотя говорить можно о каждом и много). За пределами этого текста, например, осталась его политическая карьера и желание баллотироваться в президенты. Его творчество в индустрии моды, коллаборации с Nike и Adidas (пара его кроссовок стоила несколько десятков тысяч долларов). Его удивительно сильные и мощные клипы, которые создавались в связке с лучшими видеомейкерами мира. 

Музыкант, продюсер, гений или скандалист, псих, сумасшедший? Как воспринимать Канье, каждый, пожалуй, решает сам. "Ты либо безумец, либо гений". — "Это две крайности одной и той же сущности", как говорилось в одном фильме. Иногда кажется, его работы становятся столь сложными и столь хитро переплетенными со всем остальным в мире, что мы просто пока не можем до конца это осознать. Как темную материю и размеры Вселенной. Но, очевидно, что-то глубоко внутри Канье выстраивается в красивую и сложную философию, которой он еще, поверьте, не раз удивит весь мир.