29 июля 2022, 15:45
Статья

Этим летом танцуем под Бейонсе: новый альбом певицы как начало новой эпохи

Renaissance — седьмая сольная пластинка королевы R&B, и она состоит из сотен отсылок и частиц ушедших эпох, которые сейчас покажутся вам как из другого, параллельного измерения
Бейонсе. Christopher Polk/ Getty Images
Бейонсе

Безусловно, один из главных релизов этой недели — выход седьмого сольного альбома королевы R&B Бейонсе. Интерес к пластинке не омрачило даже то, что ее слили за два дня до этого и для самой артистки это был неприятный сюрприз. Дело в том, что Би всегда все держит в секрете, не устраивая каких-то особо масштабных промоакций, вообще, кажется, особо не церемонится, не задумываясь о каких-то сложных пиар-стратегиях и рекламных ходах: захотела — выложила альбом. Будто они у нее за ночь рождаются. 

Бейонсе и в 2013 году выпустила свой лонгплей без каких-либо предупреждений, и в 2016 году тоже. Всем остается только поражаться смелости и непосредственности одной из главных артисток поколения. В этот раз — спасибо! — Бейонсе все-таки объявила о своей новой работе за месяц. В конце июня артистка очистила все свои соцсети и продемонстрировала обложку грядущего альбома. А потом — все равно! — неожиданно выпустила для затравки один из синглов с него — Break My Soul. 

Несмотря на слив, артистка не стала передвигать релиз и что-то менять в своих планах: Renaissance вышел, как и задумывалось, 29 июля. Она рассказывала в своих социальных сетях, что в создании этого альбома она нашла спасение в страшное время для всего мира (Queen B имела в виду пандемию, так как альбом начал создаваться еще в те времена). 

"Я смогла почувствовать себя свободной и авантюрной в то время, когда все застыло. Мне хотелось создать безопасное место, где не будет осуждения. Место, свободное от перфекционизма и накручивания самой себя. Место, где можно кричать, выпустить эмоции. Это было прекрасное приключение, и я надеюсь, что музыка вдохновит вас на освобождение. Ха! И вы почувствуете себя уникальными, сильными и сексуальными, какие вы и есть", — писала Бейонсе, представляя свою обложку. 

В отличие от предыдущего своего альбома Lemonade, артистка совсем уходит тут от политики и посвящает свою пластинку другим немаловажным темам, правда, более камерным и личным — уникальности, красоте, силе. Она не упускает шанса напомнить о том, кто она сама такая, и сказать своим слушателям об их восхитительности и оригинальности. 

С обложкой связана интересная история. Казалось бы, лаконичная картина: Бейонсе на абсолютно черном фоне сидит верхом на светящемся футуристическом, будто хрустальном коне, в бикини, которое похоже на сороконожку. Однако многие в этом образе увидели отсылку к картине английского художника Джона Кольера "Леди Годива" 1897 года (совсем не эпоха Возрождения, если что). А топ, который носит здесь Бейонсе, напоминает обложку ее первого альбома Dangerous In Love (2003). Хочет ли таким образом артистка намекнуть нам, что возвращается к тому, с чего начинала, и это и будет ее возрождением? Вряд ли, ведь у Бейонсе не было никакого страшного падения, удара по репутации (кроме разве что нескольких скандалов, кои бывают у всех звезд), и за эти почти 20 лет она, кажется, никогда не лишалась любви и поддержки своих фанатов. 

Скорее всего, Бейонсе чувствует новый виток жизни после пандемии. Как будто после метафорической смерти прежних устоев общества и привычек люди снова возвращаются к жизни, к свободе. Сейчас, когда многие страны потихоньку снимают ковидные ограничения, Renaissance и правда звучит как гимн рождения чего-то нового, нового витка истории человечества. На такой ноте и звучит вся пластинка — артистка славит жизнь, силу и любовь. 

Но Бейонсе не была бы Бейонсе, если бы делала это банально, мол, давайте жить, любить и смеяться. Она шокировала своих слушателей, выпустив сингл Break My Soul, абсолютно уникальную в своем творчестве композицию. Это зажигательный трек, который можно было ожидать от диджеев из 90-х: пусть его грув и не какой-то новаторский по сегодняшним меркам, но он звучит удивительно свежо, а для альбома под названием "Возрождение" стал лучшим стартом. Ну а еще прекрасно вписывается в ту эпоху, когда целое лето могло пройти под звучание только одного трека, как это было, например, с Despacito, Mr. Saxobeat или треком самой Бейонсе Crazy In Love. 

Весь Renaissance построен как единый микс, где треки гладко перетекают один в другой. И удивительно, как гармонично это происходит, учитывая то, какие разномастные композиции выпустила в этот раз Бейонсе. Правда, критики (те из них, кому удалось послушать отрывки песен) еще до выхода альбома говорили, что тут будет и электронная, клубная музыка, и хаус, и кантри, и фанк, и, конечно же, R&B. С ума можно сойти. 

Бейонсе отдает дань уважения хаусу из 90-х и диско из 80-х — так она приглашает всех своих слушателей наконец вырваться из того гнетущего мира тоски и изоляции, в котором все были вынуждены находиться последние годы. Она зовет всех на танцпол, освободиться под сочное звучание басов, синтезаторов, хип-хопа и мощного вокала Бейонсе, который с годами становится все сильнее, чувственнее и красивее. Она демонстрирует это на балладоподобной композиции Plactic Off The Sofa со множеством сложных вокальных мелодий, и на драйвовых Cozy и Alien Superstar — оба этих трека, с грубоватым битом, говорят лишь одно: не связывайтесь с Бейонсе, она слишком сильна и хороша, чтобы проиграть. 

Артистка в этом ворохе стилей не обходит стороной традиционный для соула госпел и пишет трек Church Girl, где миксует церковное пение с жестким битом в лучших традициях хип-хопа. Nobody can judge me but me // I was born free ("Никто не может судить меня кроме меня самой // Я была рождена свободной"), — еще раз напоминает нам, почему мы все тут собрались, Бейонсе. А еще в этом треке есть момент, который наверняка станет вирусным в социальных сетях: строчка Must be the cash ‘cause it ain’t your face ("Должно быть дело в деньгах, не в твоем же лице") вполне себе претендует на новый музыкальный мем, как, например, Never Gonna Give You Up или Shooting Stars.

На Renaissance вообще очень много отсылок. Как эпоха Возрождения ссылалась на далекую культуру, так же и Бейонсе вспоминает музыку и стили будто бы из другого мира. Согласитесь, пандемия и локдаун имели такое катастрофическое влияние на весь мир, что треки даже из, казалось бы, не таких уж и далеких 90-х кажутся созданными в абсолютно другом измерении, будто другой цивилизацией. 

Все тот же Break My Soul напоминает нам о треке 1990 года Show Me Love американской артистки Robin S. — это один из классических клубных треков того периода. Этот огромный коллаж из стилей, отсылок и аллюзий Бейонсе дополняет тоже типичными для диджей-культуры вставками с голосами или элементами других записей. Например, в Pure/Honey Бейонсе семплирует один из треков популярного в 90-е дрэг-артиста Moi Renee.    

В заключительном треке Summer Renaissance Би и вовсе откровенно цитирует культовый трек Donna Summer — I Feel Love. Собрать из сотни кирпичиков настоящий дом Бейонсе помогала целая армия продюсеров. С ней работал и ее (не менее легендарный, к слову, артист) супруг Jay-Z, и Фаррел Уильямс, и Териус Нэш, и многие-многие другие. Над каждым треком Бейонсе трудилась с целым списком соавторов, поэтому неудивительно, что, несмотря на разнообразие стилей, альбом получился на высшем уровне. 

Впрочем, ждать чего-то другого от одной из главных див поколения было бы глупо. Бейонсе покорила весь мир своими треками, своей позицией, сильными высказываниями. Четыре года назад она вовсе сделала заявку на то, что они такое же произведение искусства, как и экспонаты в Лувре (смотрите совершенно удивительный по красоте и силе клип Apeshit). Но и это еще не все, потому что, судя по приписке к альбому (Act I), Renaissance — это только начало какой-то сверхмощной эпопеи от Королевы Би. Что это будет — еще несколько альбомов, серия концертов, выход фильма или книги — кто знает. Но, очевидно, это будет одним из уникальных и запоминающихся возвращений, ознаменовавших новую эпоху.