8 ДЕК, 12:15

Шпионы, Янка Дягилева и возвращение Уилла Смита: что смотреть на этой неделе

Кадр из фильма "На тебе сошелся клином белый свет"

Гид по самым ярким фильмам в кино и онлайн

Сделать декабрьский вечер интереснее помогут шпионский детектив с Филиппом Янковским, биографическая картина о Янке Дягилевой и драма о жизни тридцатилетних москвичей. Также зрителей ждет романтический фильм из Германии, история о родительстве с Вигго Мортенсеном, драма о победе над рабством с Уиллом Смитом и история о Пиноккио, рассказанная Гильермо дель Торо.

"Тень. Взять Гордея"

Можно посмотреть в кино

Режиссеры Аня Мирохина и Илья Куликов ("Полицейский с Рублевки") решили рассказать о буднях шпионов, смахнув с них привычный гламурный блеск голливудского кино: никаких дорогих автомобилей, смокингов, умных гаджетов и путешествий по всему миру. 

В центре сюжета — российский контрразведчик Вадим (Олег Гаас), который на первый взгляд ничем не отличается от обычного человека. Он ездит в метро, ходит в кино, выгуливает собаку, закупается в супермаркете около дома. Вадиму нужно вычислить опасного шпиона по кличке Гордей (Филипп Янковский). Никто не знает, как он выглядит, Гордей практически неуловим и крадет государственные секреты пачками. Однако Вадиму поступает информация, что преступник может быть в Москве, и это единственный шанс наконец-то поймать его.

По словам Куликова, фильм был вдохновлен историей, которую ему рассказал знакомый, работающий в контрразведке. Во время написания сценария Куликов общался и с другими сотрудниками спецслужб — их опыт и рассказы о реальных расследованиях дополнили сюжет. "Мы все привыкли, что если кино про шпионов, то, значит, главный герой — а-ля Джеймс Бонд, постоянные перестрелки, сумасшедшие погони, бесконечный экшен. Но "Тень. Взять Гордея" — очень приземленное кино про будни российских контрразведчиков, про то, как именно они работают, о чем думают, какие процессы у них внутри происходят. И на это интересно смотреть, потому что это — правда жизни", — подчеркнул продюсер картины Владимир Пермяков.

"На тебе сошелся клином белый свет"

Можно посмотреть в кино

Советская рок-певица и участница панк-рок-группы "Гражданская оборона" Янка Дягилева — одна из самых загадочных представительниц сибирского андерграунда. Она избегала прессы, не гналась за популярностью и верила, что тот, кто может понять ее творчество, всегда ее найдет. Исполнительница трагически погибла в 24 года при невыясненных обстоятельствах. Правоохранительные органы считают, что Янка умерла в результате несчастного случая, однако далеко не все согласны с официальной версией. Одни утверждают, что Дягилева покончила с собой, другие думают, что это было убийство, — так предполагал и Егор Летов.

В течение 30 лет после ее смерти вышли несколько документальных фильмов о панк-рок-сцене конца 1980-х годов. Частично они рассказывали о Дягилевой, однако никто не пытался осмыслить ее жизнь и творчество в отдельной картине. Молодой режиссер Игорь Поплаухин дебютировал в кино с короткометражкой "Календарь", победившей в программе Cinefondation на Каннском фестивале и ставшей лучшей на фестивале "Кинотавр" в программе короткого метра в 2018 году.

В своем новом фильме Поплаухин не пытается разобраться в обстоятельствах смерти Дягилевой, а скорее рисует фантазийный образ певицы в последний день ее жизни. Она проделает длинный путь из города на дачу, повидается со многими людьми, некоторые из них воображаемые, а кого-то уже нет в живых, и в конечном счете столкнется с самой собой. Главную роль в картине исполнила петербургская художница Кира Пиевская, для которой "На тебе сошелся клином…" стал дебютом в кино.

Наш фильм в поэтической манере воскрешает события дня, когда Янка исчезла. Он пропитан образами и настроением ее песен, однако ни одна из них в картине напрямую не звучит. И живет наша Янка не в 1991 году, а в каком-то русском безвременье дач, лесов и рек. Для меня это не биография Янки, это скорее агиография — жизнеописание святого человека, где чудеса и реальность неразделимы

Игорь Поплаухин

"Рядом"

Можно посмотреть в кино

Несчастные люди за тридцать, которые никак не могут повзрослеть и найти себе полезное применение, — такой образ миллениалов успел сложиться в поп-культуре. Он активно эксплуатируется режиссерами по всему миру. Так, норвежский режиссер Йоаким Триер в фильме "Худший человек на свете" рассказал о романтической жизни "потерянного поколения", а Симона Костова в ленте "Тридцать" — об экзистенциальном кризисе, который накрывает вечных кидалтов после тридцати. В своей дебютной картине "Рядом" Тамара Дондурей на примере одной героини описывает жизнь современных молодых москвичей, прикрывающих тоску и депрессию успешной карьерой.

Кира (Катя Ермишина) работает архитектором в престижном столичном бюро, встречается с удобным и спокойным Иваном (Илья Маланин), у нее хорошие друзья и семья. Все вроде бы благополучно, но внутри нее — пустота, которую абсолютно непонятно чем заполнить. Героиня пытается компенсировать свою неудовлетворенность работой, но потеря, которая неожиданно нарушает обычное течение дней, заставляет Киру переосмыслить ее отношение к миру.

"Быстрый словарик любви"

Можно посмотреть в кино

Премьера необычного романтического фильма немецкого режиссера Николетт Кребиц прошла в начале года на Берлинале. Картина рассказывает о своенравной актрисе Анне (София Ройз), у которой по пути в ресторан крадет сумочку какой-то юноша. Вскоре героиня соглашается давать уроки по технике речи молодому человеку из приюта, и им оказывается тот самый грабитель. Точнее, Анна догадывается об этом, но не подает виду. Юноша постепенно становится все более раскованным, а Анна теперь его учитель не только по технике речи, но и по жизни.

Дружба перерастает в роман, а фильм Кребиц превращается из романтической комедии в детектив о парочке аферистов сродни "Бухте ангелов" Жака Деми. Новоиспеченная пара отправляется на юг Франции, где молодой человек возвращается к своему прошлому ремеслу, то есть воровству.

"Капитан Фантастик"

Можно посмотреть в кино

Жемчужина американского независимого кино и один из лучших фильмов десятилетия "Капитан Фантастик" Мэтта Росса показали на фестивале "Сандэнс" и в Каннах в 2016 году, где Росс получил премию за режиссуру в секции "Особый взгляд". Исполнителя главной роли Вигго Мортенсена номинировали на "Оскар", а для актера Джорджа Маккея ("1917") фильм стал первым заметным международным проектом в карьере.

Картина рассказывает о семье Кэш, которая живет на лоне природы вдали от цивилизации. Отец семейства Бен (Вигго Мортенсен) вместе со своей женой Лесли растит шестерых детей самостоятельно, предпочитая домашнее образование государственным школам. Как бывшие анархисты и либералы, разочарованные в капитализме и принципах американской жизни, они учат детей философии, навыкам выживания, литературе, квантовой физике, иностранным языкам и, главное, умению думать собственной головой. После того как Лесли попадает в больницу и заканчивает жизнь самоубийством, семье Кэш приходится выбраться из своего убежища и столкнуться с реальным миром.

На создание фильма Мэтта Росса вдохновил его собственный опыт. Во-первых, режиссер вспоминал свое детство, проведенное в закрытых комьюнити вдали от больших городов. Во-вторых, он задумался, как сам бы растил детей, если бы ничего его не ограничивало. "Фильм не самое совершенное средство, чтобы выразить свои мысли, но я и не пытаюсь это сделать. Я только пытаюсь задавать вопросы, и, может быть, у вас получится сделать какие-то свои выводы о фильме. Но я сознательно хотел создать что-то позитивное", — подчеркивает Росс.

"Освобождение"

Можно посмотреть на Apple TV+

Экшен-драма "Освобождение" должна была стать одним из главных претендентов на премию "Оскар" от сервиса Apple (свою первую награду киноакадемии стриминговая площадка получила в прошлом году за фильм "CODA: ребенок глухих родителей"). Однако одновременно с триумфом сервиса, который обогнал Netflix в борьбе за лучший фильм, произошел и крах его надежд на следующий наградной сезон. По крайней мере, тех, которые были связаны с "Освобождением".

Ведущий церемонии "Оскар" Крис Рок неудачно пошутил о прическе жены Уилла Смита, исполнителя главной роли в "Освобождении": в ответ актер эмоционально отреагировал и на глазах у всех ударил Рока. Инцидент вызвал шквал возмущения, осуждение Американской академии и разговоры о том, что, скорее всего, карьера Смита на этом закончилась. Вместо громкой премьеры "Освобождение" получило скромный и тихий релиз. Решение Apple о том, выдвигать ли фильм на "Оскар", все еще остается под вопросом.

Картина основана на реальной истории бывшего афроамериканского раба, "побитого Питера", который сбежал с плантации в 1863 году в Луизиану. Фотография его спины, изуродованной шрамами от побоев, была опубликована в газетах и стала одним из главных символов аболиционистского движения в США, которое на протяжении десятилетий боролось за отмену рабства. Фильм получил ограниченный кинотеатральный прокат в Америке, а журналисты раскритиковали работу режиссера Антуана Фукуа, назвав ее исторически недостоверной жанровой картиной с размытыми моральными принципами, созданной исключительно для того, чтобы развлекать.

"Пиноккио Гильермо дель Торо"

Можно посмотреть на Netflix

Кажется, классическая сказка итальянского писателя Карло Коллоди, опубликованная во второй половине XIX века, всегда будет вдохновлять художников, аниматоров и кинематографистов. История о деревянном мальчике была экранизирована и интерпретирована на разный лад сотни раз. Только за последние несколько лет на экраны вышла драма итальянского режиссера Маттео Гарроне, мультик Василия Ровенского, музыкальное фэнтези Роберта Земекиса, а теперь и анимационный фильм мексиканского визионера и фантазера Гильермо дель Торо.

Основа истории все та же, однако, по своему обыкновению, дель Торо делает детскую сказку мрачной, очень серьезной и наполненной дополнительными смыслами. Мексиканец перенес место действия в фашистскую Италию 1930-х годов. Бедный резчик по дереву Джепетто, горюя по погибшему сыну, создает деревянную куклу и называет ее Пиноккио. Та неожиданно оживает и мечтает превратиться в настоящего мальчика, оправдав ожидания своего отца. У дель Торо получился невероятно красивый мюзикл, а свои голоса героям подарили Юэн Макгрегор, Кейт Бланшетт, Кристоф Вальц и Тильда Суинтон.

Тамара Ходова

Читать на tass.ru