19 декабря 2022, 15:45
Статья

Исполняется 25 лет со дня премьеры одного из самых зрелищных и романтичных фильмов в истории

Кадр из фильма "Титаник". 20th Century-Fox/ Getty Images
Кадр из фильма "Титаник"

"Титаник" идеально отразил особенности режиссерского метода Джеймса Кэмерона — это была одна из самых дорогостоящих, самых масштабных и драматических съемок в современной истории кино, которая окончательно закрепила за канадцем репутацию перфекциониста и деспота, не останавливающегося ни перед чем. Сейчас всем известно, что "Титаник" собрал огромную кассу, одиннадцать наград "Оскар" и по-прежнему остается любимым у миллионов зрителей по всему миру. Однако для достижения этого триумфа и режиссеру, и всей его команде пришлось пройти долгий и мучительный путь.

В детстве Джеймса Кэмерона поразила книга Уолтера Лорда "Последняя ночь "Титаника", а затем и ее экранизация под руководством режиссера Роя Уорда Бейкера, которая рассказывала о крушении самого крупного судна в истории человечества. "Непотопляемый "Титаник" ушел под воду в первом же своем рейсе и унес вместе с собой жизни примерно полутора тысяч человек. В 1985 году экспедиции Роберта Балларда впервые удалось спуститься к обломкам печально известного корабля на глубине четырех тысяч метров. Кэмерон узнал об этом погружении из документального фильма — Баллард в нем рассказал о глубоководных аппаратах, благодаря которым команде исследователей удалось добраться до места катастрофы. Канадскому режиссеру они напомнили машины из научно-фантастических фильмов, а темное и неприветливое дно океана практически ничем не отличалось от открытого космоса.

Через пять лет, в 1992 году, Кэмерон вновь пересмотрел фильм Бейкера. По счастливой случайности именно в то же время режиссер подводных сцен Эл Гиддингс, с которым они раньше вместе работали на съемках "Бездны", пригласил Джеймса Кэмерона на премьеру своей документальной ленты о еще одной экспедиции к "Титанику". После просмотра картины пазл наконец-то сложился — режиссер понял, что может снять романтическую жизненную историю на фоне одной из самых эпических и печальных катастроф в человеческой истории. Экспедиция Гиддингса проходила на борту советского научно-исследовательского судна "Академик Мстислав Келдыш". На премьере Кэмерон подошел к Гиддингсу и сказал: "Это невероятно. Я хочу снять про это свой следующий фильм. Возьми меня с собой в Россию".

Гостеприимные русские

На "Келдыше" Кэмерон познакомился с российским ученым, исследователем Мирового океана Анатолием Сагалевичем и сотрудниками Института океанологии имени П.П. Ширшова, которые с энтузиазмом встретили голливудского режиссера. Съемки американского блокбастера были явно далеки от научной работы, однако после развала Советского Союза финансирование исследований Сагалевича стремилось к нулю, поэтому ученый был рад любому поводу вновь спуститься на дно океана. Вместе с Кэмероном они разработали дизайн подводной камеры в прочной оболочке из титана, чтобы выдержать огромное давление под водой, а также другие технические вопросы съемочного процесса. Однако для того, чтобы начать работу, им нужно было сделать невозможное — убедить голливудскую студию профинансировать съемки блокбастера на дне океана.

Кэмерон написал небольшой тритмент (краткое содержание сценария) будущего фильма и встретился с директорами студии 20th Century Fox. Для того чтобы история звучала увлекательнее, он описал ее как "Ромео и Джульетту на "Титанике", а подводные съемки оправдал тем, что гораздо лучше снять все по-настоящему, чем прибегать к дорогостоящим компьютерным эффектам (хотя бюджет экспедиции все равно оказался на 30% дороже). В то время за Кэмероном уже закрепилась репутация одного из самых своенравных и при этом прибыльных режиссеров в Голливуде. Его всегда завораживали глубины океана, а "Титаник" для него был "Эверестом кораблекрушений", и режиссеру обязательно нужно было его покорить. Кэмерону сложно было сказать "нет", поэтому студия все-таки согласилась выделить ему бюджет на экспедиции к месту трагедии.

Джеймс Кэмерон (справа) и Анатолий Сагалевич во время обсуждения подводных съемок в Калининграде. Игорь Зарембо/ ТАСС
Джеймс Кэмерон (справа) и Анатолий Сагалевич во время обсуждения подводных съемок в Калининграде

Кэмерон "сплавлялся" к обломкам "Титаника" в крохотном глубоководном аппарате "Мир" 12 раз. Каждое погружение занимало около 14 часов туда и столько же обратно. Несколько раз режиссеру и русским ученым чудом удавалось избежать столкновения с кораблем: однажды аппарат был захвачен подводным вихрем, который не давал команде подняться на поверхность, и искатели приключений рисковали остаться на морском дне вместе с "Титаником". Кэмерон единолично управлял подводной камерой, которую ласково назвал "Снуп Дог". Ему удалось заснять уникальные кадры внутреннего убранства корабля, которые потом вошли в фильм. Переход от затонувшего, обросшего кораллами и водорослями "Титаника" к новому, только что отстроенному особенно понравился зрителям на тестовом просмотре фильма.

Призрак золотого века Голливуда

Конечно, съемочная группа руководствовалась не только материалами подводных съемок Кэмерона. Питеру Ламонту, художнику-постановщику "Чужих" и "Правдивой лжи", пришлось отложить выход на пенсию, чтобы заняться дизайном копии "Титаника", которую планировалось построить в реальном масштабе в бухте мексиканского курортного города Росарито. Впоследствии все павильоны, офисы, гримерки, звуковая сцена, огромный крытый съемочный бассейн и сам резервуар, в котором расположился корабль, превратились в самую большую киностудию, построенную Голливудом со времен 1930-х годов. Сейчас она носит название Fox Baja. Стройка, развернувшаяся на фильме Кэмерона, по масштабам практически ничем не отличалась от строительства оригинального корабля в начале XX века, на которой было задействовано четырнадцать тысяч человек.

800-футовая копия "Титаника", построенная для съемок фильма, у побережья Мексики. AP Photo/ San Diego Union-Tribune, John Gibbins
800-футовая копия "Титаника", построенная для съемок фильма, у побережья Мексики

Судостроительная верфь в Белфасте "Харланд энд Вульф", создавшая настоящий "Титаник", поделилась со съемочной группой чертежами корабля. В версии Кэмерона он получился такой же высокий (десять этажей), но покороче, чем оригинал, — недостроенные, повторяющиеся по дизайну части корабля были дорисованы на постпродакшене. Фотографий интерьеров "Титаника" практически не сохранилось, поэтому они были воссозданы по модели сестринского судна "Олимпик". Все — от кают до фарфора, которым пользовались пассажиры первого класса, и резной лестницы из настоящего дуба, где Джек ждал Роуз, — копировало оригинальный дизайн. Каждый ковер, стул, лампа, посуда с символикой корабля были сделаны с невероятным вниманием и заботой.

Джек и Роуз

Кэмерон утверждает, что все его фильмы в том или ином виде рассказывают о любви, но в случае с "Титаником" ему хотелось создать традиционную, "скромную", по его выражению, историю о двух молодых сердцах. Просто так совпало, что она происходила на самом большом корабле в мире. Съемки "Титаника" напоминали о старом Голливуде не только внешне, но и содержательно — герои Джека и Роуз принадлежали другой эпохе во всех смыслах. Кэмерону нужны были молодые актеры, которые при этом не уступали бы на экране Одри Хепберн или Кэри Гранту. При этом Кейт Уинслет и Леонардо Ди Каприо были далеко не первым выбором режиссера.

Кадр из фильма "Титаник". 20th Century-Fox/ Getty Images
Кадр из фильма "Титаник"

К середине девяностых Уинслет, несмотря на свой юный возраст, успела сняться во множестве исторических драм, получить номинацию на "Оскар" за роль в картине "Разум и чувства" и прозвище "корсетная Кейт". Поэтому Кэмерону, который любил "открывать" актеров и работать с новичками, было неинтересно снимать Уинслет в очередной костюмной драме. Однако директор по кастингу Мали Финн уговорила его посмотреть видеопробу актрисы, и тот был очарован тем, как Уинслет удавалось быть властной и в то же время уязвимой.

Ди Каприо казался режиссеру слишком худощавым, недостаточно мужественным и вообще не очень привлекательным. Кэмерон понял, что ошибался, когда весь женский состав съемочной группы почему-то решил лично посмотреть на пробы молодого Ди Каприо. Актер на самом деле тоже не был в восторге от сценария Кэмерона. Ему не нравилась старомодность Джека, скучная прямолинейность персонажа. Актер привык преодолевать себя, ему нужен был вызов — будь то младший брат Джонни Деппа с особенностями развития в "Что гложет Гилберта Грейпа" или подросток с наркотической зависимостью в "Дневниках баскетболиста". Но когда Ди Каприо сыграл сцену из "Титаника" вместе с Уинслет, он будто полностью перевоплотился в героя, написанного Кэмероном. После проб актриса подошла к режиссеру и прошептала: "Даже если вы не наймете меня, обязательно возьмите его". Позже она отправила режиссеру розу с запиской: "Ваша Роуз".

Злой близнец в действии

Молодые актеры прибыли на съемочную площадку, когда "Титаник" был отстроен всего наполовину, поэтому Кэмерон выискивал сцены, которые он мог бы снять в уже готовых декорациях. Одной из них оказалась сцена в каюте Роуз, где Джек рисует ее "как одну из своих француженок" — облаченную только в колье "Сердце океана". Позже режиссер признавался, что лучше бы он и не придумал: между актерами чувствовалось стеснение, нервозность и неуверенность — идеальная химия для сцены. При этом руки, которые мы затем видим в кадре, принадлежат не Ди Каприо, а Кэмерону: режиссер, начинавший свою карьеру в качестве художника-постановщика, сам нарисовал Роуз.

На самом деле "голая сцена" впоследствии оказалась одной из самых приятных в работе. Просто актеры еще не знали, что их ждет впереди. Абсолютно все, кто был занят на съемках "Титаника", в тот или иной момент оказывались в холодной воде. Съемочная группа постоянно страдала от простуды, инфекций и очень грозного режиссера, который становился все злее и нетерпеливее из-за давления студии, переживавшей за свои инвестиции. Команда фильма считала, что у Кэмерона есть злой двойник, которого они прозвали Мижд. В какой-то момент сроки поджимали настолько, что режиссер запретил актерам ходить в туалет — на это не было времени.

 Я требователен к своей команде. В каком-то смысле по-военному требователен, но, я думаю, так происходит потому, что мне приходится управлять тысячами человек, логистикой и следить за безопасностью. Я считаю, что в таких обстоятельствах надо быть строгим
Джеймс Кэмерон

Уинслет, которая так хотела поработать с Кэмероном, в итоге ужасно его боялась, но находила силы настаивать на своем — на съемках затопления корабля она отказалась надевать гидрокостюм, чтобы ее игра была натуральнее, и, конечно же, заболела. А затем еще и повредила локтевую кость. После "Титаника" актриса заявила, что согласится снова поработать с Кэмероном только за "очень много денег". Актриса вернулась к строгому режиссеру двадцать лет спустя на съемках сиквела "Аватара", которые тоже проходили в воде. 

Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет на съемках фильма "Титаник". Hulton Archive/ Getty Images
Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет на съемках фильма "Титаник"

Непросто пришлось и каскадерам, ведь практически все трюки приходилось выполнять по-настоящему. Когда огромная корма корабля вставала вертикально перед тем, как уйти под воду, десятки людей должны были упасть с более чем 30-метровой высоты. Хотя декорации были сделаны из мягких материалов, все равно несколько каскадеров поломали себе кости. Режиссер принял решение заменить настоящих людей на цифровых. Наверно, это единственный фильм, где Кэмерон не выставляет спецэффекты напоказ, а делает их совсем незаметными для зрителя.

Эффект Кэмерона

"Титаник" известен как один из самых дорогостоящих фильмов в истории. Во время съемок довольно скоро стало понятно, что бюджета в $110 млн не хватит. В итоге к концу работы над фильмом бюджет составил более $200 млн, то есть около $1 млн за каждую минуту картины. Студия была в таком отчаянии, что уже даже не рассчитывала хоть что-нибудь заработать. Увольнять Кэмерона не представлялось возможным, заставить его сделать фильм покороче — тоже: "Вы хотите порезать мой фильм? Тогда вам нужно меня уволить! Хотите уволить меня? Тогда вам нужно меня убить".

Конечно, режиссер пытался хоть как-то успокоить инвесторов, поэтому сообщил им, что готов отказаться от процента с прибыли. Тех это никак не успокоило — ведь фильм и так ничего не принесет. Они отказались от щедрого предложения Кэмерона и потом очень об этом пожалели.

Продюсер "Титаника" Джон Ландау и режиссер Джеймс Кэмерон во время получения премии "Оскар" за лучший фильм, 23 марта 1998 года. Bob Riha, Jr./ Getty Images
Продюсер "Титаника" Джон Ландау и режиссер Джеймс Кэмерон во время получения премии "Оскар" за лучший фильм, 23 марта 1998 года

"Титаник" произвел чисто кэмероновский эффект, то есть вызвал массовую истерию. Никто не ожидал, что зрителям понравится трехчасовая мелодрама о тонущем корабле, но именно это и случилось. Зрители возвращались в кино, чтобы посмотреть "Титаник" второй, третий, пятый раз. Фильм продержался в лидерах американского проката 15 недель подряд — этот рекорд он держит до сих пор. "Титаник" собрал более $2,1 млрд в прокате по всему миру, стал самым кассовым фильмом в истории и продержался на вершине 12 лет, до тех пор, пока его не обогнал "Аватар", снятый тем же Кэмероном. Картина выиграла одиннадцать "Оскаров", в том числе и за режиссуру. "Я король мира!" — воскликнул Кэмерон, забирая награду за лучшую режиссеру и повторяя знаменитую фразу Джека. С ним было сложно не согласиться.

Тамара Ходова