В фильмографии Вячеслава Тихонова более 50 картин, многие из них признаны классикой, а две — получили премию "Оскар". Рассказываем, как складывалась судьба артиста, воплотившего незабываемые образы князя Болконского, Штирлица, ставшего практически национальным героем, учителя истории Мельникова и других любимых всеми персонажей.
Благородные черты лица, стать, сдержанность, вкрадчивый голос — запросто можно поверить, что Вячеслав Тихонов происходил из какого-нибудь аристократического рода, рос в семье, где за завтраком общаются на иностранном языке, с детства учился музыке и рисованию. На деле все, конечно, не так. Родители Тихонова были простыми людьми, отец работал механиком на ткацкой фабрике, мать — воспитательницей в садике, все вместе они жили в подмосковном городе Павловский Посад. Как и большинство детей того времени, Вячеслав проводил много времени на улице, искусством особо не интересовался, даже школьной самодеятельностью, зато любил мастерить и подумывал стать инженером. "Мне нравилось ковыряться в машинках, дед был машинистом, паровозы водил, отец техникой занимался на ткацкой фабрике. Мне хотелось что-то машинное, тем более что в школе мне очень нравились математика и физика", — вспоминал актер.
Во время Великой Отечественной войны школу, куда ходил Тихонов, переоборудовали в госпиталь. Вячеславу было 13 лет, и его приняли в ремесленное училище. Получив специальность токаря, он стал работать на заводе — вытачивал детали для подводных лодок. В те годы в жизни Тихонова случились два события, напоминавшие о себе до конца дней: он набил на левой кисти руки татуировку "Слава" (во время съемок ее всегда приходилось скрывать), а еще полюбил кино.
Вечерами, после смен, Вячеслав с друзьями ходил в кинотеатр "Вулкан". Борис Бабочкин в образе Чапаева, Николай Черкасов, сыгравший Александра Невского, актеры Петр Алейников и Михаил Жаров... "Это люди, которые завораживали и в итоге потащили меня в искусство", — вспоминал позже Тихонов. Юноша понял, что тоже хочет быть артистом, но из-за суровости той поры не решался в этом признаться. Однако мечта все же повела за собой.
Спустя много лет Анна Тихонова, дочь актера, в одном из интервью рассказывала, что на выбор профессии повлиял и дядя Вячеслава — он был режиссером какого-то местного театра. Неудачливым в плане карьеры, но любимым в семье человеком. По воспоминаниям дочери, Тихонов часто шутил, что он работает за двоих — "за себя и за этого дядю".
Поехал в Москву поступать в Автомеханический институт, но по дороге передумал и отнес документы во ВГИК. В то время моим кумиром был Петр Алейников. Я прочитал, что он из простой семьи, приехал в Москву и стал звездой. Его пример и определил мой жизненный путь
Вступительный экзамен в Институт кино Тихонов провалил, но неожиданно его все же приняли на один "испытательный" семестр. А после зачислили и в студенты. Возможно, потому, что в послевоенные годы на актерском факультете не хватало мальчиков, как рассуждал сам артист. Но что-то подсказывает, что дело было в другом.
Из ткацкого городка на экраны
Тихонов еще учился во ВГИКе, когда Сергей Герасимов утвердил его на роль партизана Володи Осьмухина в фильме "Молодая гвардия" (1948). Несмотря на то что картина шла с успехом и получила Сталинскую премию, начинающему актеру дебют славы не принес. Зато вместо зрительской любви Тихонов обрел личную: на съемках он познакомился с юной Нонной Мордюковой — она играла главную роль в фильме, — и вскоре они поженились. Вместе актеры прожили больше десяти лет.
Помню, когда увидел себя в первом фильме, то подумал: "Какой у меня длинный нос! Совершенно не актерская внешность"
После выпуска из института Вячеслав Тихонов снялся еще в нескольких картинах, однако и они не принесли быстрого успеха. Он поступил в Театр-студию киноактера, где познакомился с режиссером Станиславом Ростоцким. Встреча оказалась судьбоносной: Ростоцкий предложил Тихонову главную роль в своем новом фильме "Дело было в Пенькове" (1958). Обаятельный тракторист Матвей Морозов, выдумщик, щеголь и боль председателя колхоза, вскружил голову советским зрительницам. Кроме того, как говорил сам Тихонов, эта роль вскрыла в нем драматический материал, о котором он не подозревал. После премьеры Тихонову посыпались предложения от разных режиссеров.
Один из наиболее ярких проектов того периода — фильм Михаила Швейцера "Мичман Панин" (1960), где Вячеслав Тихонов играет только что произведенного в мичманы члена подпольной организации. Его персонаж — с одной стороны, гуляка, с другой — строгий и преданный делу военный — проявил многоплановость актера. В то же время Тихонов еще прочнее утвердился в амплуа героя-красавца.
Война и мир
Пока Тихонов снимался в "Оптимистической трагедии" (1963) Самсона Самсонова (впоследствии фильм получил приз Каннского фестиваля "За лучшее воплощение революционной эпопеи"), Сергей Бондарчук взялся экранизировать "Войну и мир" (1965–1967). Уже популярный к тому времени Вячеслав Тихонов так хотел сыграть князя Болконского, что сам предложил свою кандидатуру. Но Бондарчук отказал ему. Для Тихонова это стало ударом, он усомнился в своих способностях, ситуацию спасла Екатерина Фурцева: она настояла, чтобы актера утвердили.
Дистанция между Андреем Болконским, описанным Толстым, и Вячеславом Тихоновым, приехавшим из Павловского Посада, была огромной. Когда я впервые надел лосины и ботфорты, то не смог ни шага ступить — ноги были, как костыли
Киноэпопея Бондарчука получила Главный приз ММКФ и премию "Оскар" за лучший фильм на иностранном языке, а серия "Андрей Болконский", где больше всего был занят Тихонов, стала лидером проката — за один год ее посмотрели почти 60 млн человек. К "князю Андрею" пришла невиданная слава, однако он сам ушел в депрессию: съемки картины шли несколько лет и очень вымотали артиста. Несмотря на всесоюзную любовь (читатели "Советского экрана" назвали Тихонова лучшим актером 1966 года), он сомневался, удалось ли ему в полной мере раскрыть героя и собственный талант.
Актер захотел уйти из кино, к тому же в 1967 году он женился во второй раз — на филологе и переводчице Тамаре. Тихонов собирался погрузиться в семейную жизнь, но планы нарушил Станислав Ростоцкий — уговорил друга сняться в фильме "Доживем до понедельника" (1968). Вместе со своим героем, учителем истории Мельниковым, которому по сюжету тоже знакомы сомнения и чувство неудовлетворенности, Тихонов преодолевал себя и трудности. В итоге картина о школе понравилась и зрителям — они назвали ее лучшей в 1969 году — и самому артисту, он решил "отпустить" Болконского и остаться в кино.
Удивительно, что следующей работой знаменитого Тихонова стала роль в короткометражке тогда еще никому не известного студента ВГИКа Сергея Соловьева — он снимал дипломный фильм по Чехову. Еще удивительнее, что Тихонов совсем не понравился Соловьеву на пробах: он делал замечания, объяснял свое видение, которое совсем не сходилось с тихоновским. В итоге Тихонов пошел на уступки и сыграл так, как просил начинающий режиссер.
"А вас я попрошу остаться"
В 1970-е годы Тихонов появился во множестве картин, теперь ставших классикой. Среди них — полнометражный дебют Соловьева "Егор Булычов и другие" (1971), драма Бондарчука "Они сражались за Родину" (1975), фильм Ростоцкого "Белый Бим Черное ухо" (1977), номинированная на "Оскар" как лучший на иностранном языке. Но главной, безусловно, стала работа "Семнадцать мгновений весны" (1973).
С режиссером Татьяной Лиозновой Тихонов познакомился еще студентом на съемках "Молодой гвардии", она тогда была ассистенткой Герасимова. Формат "Семнадцати мгновений весны" был необычным для советских кинематографистов — телесериал из 12 эпизодов. Тихонов увидел в этом для себя вызов — нужно оставаться интересным на протяжении всех серий. Успех сделки с собственным талантом превзошел все ожидания, а мгновения обернулись десятилетиями народной любви, мешками писем, миллионами просмотров. И еще бесчисленным числом анекдотов и историй про Штирлица, которые сам Тихонов совсем не любил.
Кино о жизни советского разведчика во время премьерного показа по Центральному телевидению посмотрели более 50 млн человек. Некоторые не могли дождаться финала, писали создателям и звонили на киностудию, чтобы узнать, чем закончится сериал. Через три месяца из-за большой популярности картину снова пустили на экраны. 1973 год был самым триумфальным в карьере Тихонова, а он сам с тех пор стал неотделим от образа Штирлица.
Скажу сразу: после этой картины мне несколько трудно было жить. Куда бы я ни приходил, все говорили: "Смотрите, Штирлиц пришел"
Картина очень понравилась Леониду Брежневу. Когда в конце 1970-х готовилась документальная трилогия "Малая Земля", основанная на мемуарах генсека, он сразу доверил Тихонову "текст от автора". Среди самых интересных работ актера в 1980-е годы — "ТАСС уполномочен заявить…" (1984) Владимира Фокина и "Убить дракона" (1988) Марка Захарова.
Новая эпоха
Вячеслав Тихонов никак не мог принять перестройку: рушились и его идеалы. Развал Советского Союза, смена ценностей, а вместе с ними тем и эстетики в кинематографе серьезно повлияли на Тихонова. Он стал гораздо меньше сниматься, так как не видел интересных для себя проектов и ролей, отказался вести актерскую мастерскую во ВГИКе.
В 1994 году он появился в драме Никиты Михалкова "Утомленные солнцем". Несмотря на то что фильм получил премию "Оскар" как лучший на иностранном языке, Тихонов не испытывал прежнего удовольствия от работы и ее результатов. С энтузиазмом он взялся разве что за роль ослепшего ветерана Моргулиса в фильме Сергея Урсуляка "Сочинение ко Дню Победы" (1998). По сюжету персонаж Тихонова и его товарищи-фронтовики недовольны современной действительностью и пытаются скрыться от нее.
Последние годы актер провел на даче, избегая внимания и журналистов. Он пересматривал свои старые работы, проводил время с семьей, гулял с внуками-двойняшками, один из которых получил имя в честь знаменитого дедушки. В 2006 году Тихонов сыграл маленькую роль человека с нимбом в фильме Эльдара Рязанова "Андерсен. Жизнь для любви" — эта работа стала последней и для актера, и для режиссера.
Дарья Шаталова
Редакция не поддерживает употребление табачной продукции