2 мая 2023, 17:14
Статья

Вслед за скончавшимся 30 апреля Вячеславом Зайцевым 2 мая из жизни ушел его ученик Валентин Юдашкин

Показ Валентина Юдашкина в рамках Недели моды в Париже, 2018 год. Richard Bord/ Getty Images
Показ Валентина Юдашкина в рамках Недели моды в Париже, 2018 год

Последние несколько лет Вячеслав Зайцев страдал от болезни Паркинсона и довольно редко выходил из дома. Его появление 27 апреля на показе в рамках ММКФ для многих стало приятной неожиданностью, однако куда большее потрясение настигло всех 30 апреля, когда отец-основатель советской моды скончался. Среди тех, кто выражал соболезнования, был и дизайнер Валентин Юдашкин. И вот спустя всего пару дней, после продолжительной болезни он ушел вслед за своим учителем.

Зайцев и Юдашкин — художники разных поколений, но одной эпохи: времени, когда рождалась новая русская мода. Их пути не раз пересекались и были чем-то похожи. Оба с детства увлекались рисованием, оба вдохновлялись родными традициями и "вшивали" в свои коллекции русский культурный код. Оба были "дипломатами" — прорубили окно в Европу и показали Западу, каким бывает стиль в России. Оба были любимцами парижских подиумов, российской и западной прессы, при этом всегда оставались друзьями, а не соперниками. 

От ивановского ситца к haute couture

Вячеслав Зайцев родился в 1938 году в Иванове — городе, который еще с царских времен считается текстильной столицей России. Возможно, выбор профессии был данью традиции, возможно, роль сыграла его любовь к рисованию, но в 1956 году Зайцев получил в химико-технологическом техникуме специальность художника по росписи ткани. После он перебрался в Москву и начал учиться на художника-модельера в Московском текстильном институте. 

После выпуска Зайцева направили работать на Экспериментально-техническую швейную фабрику Московского областного совнархоза в подмосковный городок Бабушкин. Там Вячеслав создал свою первую коллекцию — спецодежду для работниц сельской местности. Местному худсовету валенки, расписанные гуашью, яркие телогрейки и юбки из павловопосадских платков совершенно не понравились. Однако про эти арт-эксперименты на провинциальной фабрике каким-то образом узнали корреспонденты французского издания Paris Match. Благодаря им о 24-летнем визионере из СССР заговорили в Европе, причем со временем статья о Зайцеве дошла до Пьера Кардена и Марка Боана (Dior).

Вскоре Зайцева пригласили работать в Общесоюзный дом моделей на Кузнецком Мосту — главный институт моды в Советском Союзе. Там он дал волю своей фантазии: придумывал подиумные коллекции, шил непривычные для СССР наряды от-кутюр, которые выставлялись на показах за границей, сотрудничал со звездными моделями Региной Збарской, Милой Романовской, Лекой Мироновой.

 Вячеслав Зайцев в модельно-конструкторском цехе Дома моды, 1983 год. Николай Малышев/ ТАСС
Вячеслав Зайцев в модельно-конструкторском цехе Дома моды, 1983 год

Прорывной для Зайцева стала коллекция "Русская серия", вдохновленная народными мотивами. Платье "Россия" из этой линии получило Гран-при на Всемирном фестивале моды.

В зарубежной прессе Вячеслава Зайцева на долгие годы окрестили Красным Диором. В своих платьях он соединял мировые тенденции с отсылками к национальной культуре, его имя стало синонимом понятия "русская мода". Зайцев показал Западу, что за железным занавесом в СССР существует стиль — самобытный, современный, запоминающийся, независимый от политического строя

Однако особенности системы все же давали о себе знать: процесс утверждения и пошива новых изделий был долгим, и к концу 1970-х Зайцеву надоело, что вещи морально устаревают, пока проходят путь от мастерской до магазина. Он уволился из Дома моделей и в 1982 году стал художественным руководителем собственного Дома моды. Благодаря созданным в нем авторским коллекциям — "1000-летие Крещения Руси", "Русские сезоны в Париже" и другим — Зайцев наконец лично вышел на международную модную арену и стал первым в истории советским модельером, который регулярно участвовал в Неделях высокой моды в Париже, а также проводил показы в США, Германии, Италии.

Две звезды

Однажды на стажировку в Дом моды Вячеслава Зайцева пришел молодой художник Валентин Юдашкин. Он уже успел поучиться в Московском индустриальном техникуме на факультете моделирования и даже отслужить в армии. Зайцев обучал Юдашкина тонкостям дизайна — в 1987 году Валентин представил свою первую коллекцию в Москве и уже в 1988-м основал бренд "Vali-Мода". Как и в случае с наставником, его работу заметили французы: молодой модельер получил приглашение в Париж.

Триумф Юдашкину принесла его кутюрная коллекция "Фаберже": необычные фактурные наряды, вдохновленные ювелирными яйцами, в 1991 году Валентин представил на Неделе высокой моды в Париже. Платья были столь художественными, что некоторые из них выкупили Лувр и Калифорнийский музей моды. Юдашкин стал первым и единственным российским кутюрье, который вошел в парижский Синдикат высокой моды. Вскоре он тоже открыл собственный модный дом. При этом интересно, что и Дом моды Зайцева, и Дом моды Юдашкина из-за особенностей системы в то время официально считались театрами. "Отчасти потому, что нескромным казалось иметь дом своего имени. Но еще и потому, что вокруг моды тогда все было театром, все было зрелищем", — писала президент издательского дома Condé Nast Карина Добротворская. 

Валентин Юдашкин после показа на Неделе высокой моды в Париже, 1991 год. Daniel SIMON/ Gamma-Rapho via Getty Images
Валентин Юдашкин после показа на Неделе высокой моды в Париже, 1991 год

Оба модельера были любимцами знаменитостей и первых лиц страны. Зайцев придумал знаменитый балахон для Аллы Пугачевой, шил платья для Людмилы Гурченко, наряды для Филиппа Киркорова и других звезд эстрады. Был художником на нескольких фильмах ("Безымянная звезда", "Иван Васильевич меняет профессию" и др.), создавал костюмы для московских театров, например для "Современника" и Вахтанговского. Работы Юдашкина нравились первой леди СССР Раисе Горбачевой, а еще Селин Дион и Леди Гаге — обе звезды блистали в его одежде на светских раутах в 2016 году.

И если Зайцев чаще работал с кинематографистами и театралами, то Юдашкин — со спортсменами и военными. В 1990-х годах он разрабатывал костюмы для олимпийской сборной России, а в 2000-х — парадную форму для служащих ВС РФ. 

Оба дизайнера оставили богатое наследие, которое теперь хранится в музеях по всему миру, а у некоторых — и дома в шкафах, ведь модельеры выпускали не только кутюрные наряды, но и одежду для массмаркета. Продолжать традиции мэтров будут их ученики: Зайцев успел основать Лабораторию моды и модельное агентство, а Юдашкин — Академию моды, где по-прежнему готовят профессионалов модной индустрии.

Дарья Шаталова