Последние несколько лет Вячеслав Зайцев страдал от болезни Паркинсона и довольно редко выходил из дома. Его появление 27 апреля на показе в рамках ММКФ для многих стало приятной неожиданностью, однако куда большее потрясение настигло всех 30 апреля, когда отец-основатель советской моды скончался. Среди тех, кто выражал соболезнования, был и дизайнер Валентин Юдашкин. И вот спустя всего пару дней, после продолжительной болезни он ушел вслед за своим учителем.
Зайцев и Юдашкин — художники разных поколений, но одной эпохи: времени, когда рождалась новая русская мода. Их пути не раз пересекались и были чем-то похожи. Оба с детства увлекались рисованием, оба вдохновлялись родными традициями и "вшивали" в свои коллекции русский культурный код. Оба были "дипломатами" — прорубили окно в Европу и показали Западу, каким бывает стиль в России. Оба были любимцами парижских подиумов, российской и западной прессы, при этом всегда оставались друзьями, а не соперниками.
От ивановского ситца к haute couture
Вячеслав Зайцев родился в 1938 году в Иванове — городе, который еще с царских времен считается текстильной столицей России. Возможно, выбор профессии был данью традиции, возможно, роль сыграла его любовь к рисованию, но в 1956 году Зайцев получил в химико-технологическом техникуме специальность художника по росписи ткани. После он перебрался в Москву и начал учиться на художника-модельера в Московском текстильном институте.
После выпуска Зайцева направили работать на Экспериментально-техническую швейную фабрику Московского областного совнархоза в подмосковный городок Бабушкин. Там Вячеслав создал свою первую коллекцию — спецодежду для работниц сельской местности. Местному худсовету валенки, расписанные гуашью, яркие телогрейки и юбки из павловопосадских платков совершенно не понравились. Однако про эти арт-эксперименты на провинциальной фабрике каким-то образом узнали корреспонденты французского издания Paris Match. Благодаря им о 24-летнем визионере из СССР заговорили в Европе, причем со временем статья о Зайцеве дошла до Пьера Кардена и Марка Боана (Dior).
Вскоре Зайцева пригласили работать в Общесоюзный дом моделей на Кузнецком Мосту — главный институт моды в Советском Союзе. Там он дал волю своей фантазии: придумывал подиумные коллекции, шил непривычные для СССР наряды от-кутюр, которые выставлялись на показах за границей, сотрудничал со звездными моделями Региной Збарской, Милой Романовской, Лекой Мироновой.
Прорывной для Зайцева стала коллекция "Русская серия", вдохновленная народными мотивами. Платье "Россия" из этой линии получило Гран-при на Всемирном фестивале моды.
Однако особенности системы все же давали о себе знать: процесс утверждения и пошива новых изделий был долгим, и к концу 1970-х Зайцеву надоело, что вещи морально устаревают, пока проходят путь от мастерской до магазина. Он уволился из Дома моделей и в 1982 году стал художественным руководителем собственного Дома моды. Благодаря созданным в нем авторским коллекциям — "1000-летие Крещения Руси", "Русские сезоны в Париже" и другим — Зайцев наконец лично вышел на международную модную арену и стал первым в истории советским модельером, который регулярно участвовал в Неделях высокой моды в Париже, а также проводил показы в США, Германии, Италии.
Две звезды
Однажды на стажировку в Дом моды Вячеслава Зайцева пришел молодой художник Валентин Юдашкин. Он уже успел поучиться в Московском индустриальном техникуме на факультете моделирования и даже отслужить в армии. Зайцев обучал Юдашкина тонкостям дизайна — в 1987 году Валентин представил свою первую коллекцию в Москве и уже в 1988-м основал бренд "Vali-Мода". Как и в случае с наставником, его работу заметили французы: молодой модельер получил приглашение в Париж.
Триумф Юдашкину принесла его кутюрная коллекция "Фаберже": необычные фактурные наряды, вдохновленные ювелирными яйцами, в 1991 году Валентин представил на Неделе высокой моды в Париже. Платья были столь художественными, что некоторые из них выкупили Лувр и Калифорнийский музей моды. Юдашкин стал первым и единственным российским кутюрье, который вошел в парижский Синдикат высокой моды. Вскоре он тоже открыл собственный модный дом. При этом интересно, что и Дом моды Зайцева, и Дом моды Юдашкина из-за особенностей системы в то время официально считались театрами. "Отчасти потому, что нескромным казалось иметь дом своего имени. Но еще и потому, что вокруг моды тогда все было театром, все было зрелищем", — писала президент издательского дома Condé Nast Карина Добротворская.
Оба модельера были любимцами знаменитостей и первых лиц страны. Зайцев придумал знаменитый балахон для Аллы Пугачевой, шил платья для Людмилы Гурченко, наряды для Филиппа Киркорова и других звезд эстрады. Был художником на нескольких фильмах ("Безымянная звезда", "Иван Васильевич меняет профессию" и др.), создавал костюмы для московских театров, например для "Современника" и Вахтанговского. Работы Юдашкина нравились первой леди СССР Раисе Горбачевой, а еще Селин Дион и Леди Гаге — обе звезды блистали в его одежде на светских раутах в 2016 году.
И если Зайцев чаще работал с кинематографистами и театралами, то Юдашкин — со спортсменами и военными. В 1990-х годах он разрабатывал костюмы для олимпийской сборной России, а в 2000-х — парадную форму для служащих ВС РФ.
Оба дизайнера оставили богатое наследие, которое теперь хранится в музеях по всему миру, а у некоторых — и дома в шкафах, ведь модельеры выпускали не только кутюрные наряды, но и одежду для массмаркета. Продолжать традиции мэтров будут их ученики: Зайцев успел основать Лабораторию моды и модельное агентство, а Юдашкин — Академию моды, где по-прежнему готовят профессионалов модной индустрии.
Дарья Шаталова