МОСКВА,1 июня. /Корр. ТАСС Светлана Янкина/. Экономическая ситуация сказалась на интересе российских коллекционеров к национальному искусству, но за некоторые произведения они по-прежнему готовы отдавать значительные суммы.
Об этом ТАСС рассказали представители аукционных домов накануне недели русских торгов в Лондоне, которая открывается с Christie's. На следующий день, 2 июня, торги проведет Sotheby's, а 3 июня - Bonhams и MacDougall’s.
Охота за топами
"Несмотря на финансовую ситуацию, русские коллекционеры не ушли с рынка. Когда появляются работы, за которые они готовы биться, они идут на все. Это касается высшего сегмента - здесь тенденция осталась неизменной", - сказала ТАСС директор российского отделения Christie's Екатерина Винокурова.
На прошлой неделе русских торгов, в разгар нестабильной ситуации с курсом рубля, оборот аукционных домов составил около 40 млн фунтов (для сравнения, летом аналогичные торги принесли 65 млн фунтов).
Половину выручил аукционный дом Christie's за счет успешной продажи двух портретов - Марии Цейтлиной Валентина Серова (9,2 млн фунтов) и Александра Тихонова кисти Юрия Анненкова (4 млн фунтов).
В этот раз в Christie's картины авторов российского происхождения, чьи работы относятся к верхнему ценовому сегменту, перенесли на аукцион "Искусство импрессионизма и модернизма" и привезли на смотрины в Москву.
Речь идет о "Паруснике" Наталии Гончаровой и двух работах Хаима Сутина - "Монастырь ордена капуцинов в Сере" и "Пейзаж в Миди".
Русские торги откроет подборка акварелей и живописных работ младшей сестры Николая II, великой княгини Ольги - диапазон цен на них от 2 до 9 тыс. фунтов. Самое дорогое полотно на торгах - "Американское торговое судно у скалы Гибралтара", оцененное в 2,8-3,5 млн фунтов. Также в подборке лотов присутствует популярный у коллекционеров Николай Рерих - его картины "Белый и Горний" и "Дружина Гэсэр-Хана" (с одинаковым эстимейтом в 500-750 тыс. фунтов) предоставил Музей Рериха в Нью-Йорке.
По словам специалиста Русского отдела Bonhams Дарьи Черненко, экономическая ситуация все же оказала негативное влияние на рынок русского искусства и уговорить продавцов расстаться с вещью стало сложнее. Несмотря на то, что этому аукционному дому принадлежит серия рекордов - например, на Рериха и Поленова, сейчас там сделали ставку на громкие имена, но недорогие работы. Среди них - "Портрет актера Григория Ге в образе Мефистофеля" Ильи Репина (эстимейт 150-180 тыс. фунтов) и полотно Николая Рериха "Гималаи" (эстимейт 250-300 тыс. фунтов).
"Среди наших клиентов неизменно велик интерес к произведениям декоративно-прикладного искусства (ДПИ), в особенности к вещам фирмы Фаберже. Следует отметить, что, если живопись покупают преимущественно русские клиенты, то интерес к предметам ДПИ, а также к иконам интернационален", - сказала Черненко.
В этом сегменте наибольший интерес представляют серебряный сервиз для пунша фирмы Сазикова (эстимейт 250-350 тыс. фунтов), подаренный от имени Александра III британскому путешественнику и мореплавателю, капитану Джозефу Виггинсу и серебряный ковш с позолотой и полудрагоценными камнями фирмы Овчинникова (эстимейт 150-250 тыс. фунтов).
От национального к интернациональному
Тенденция к изменениям на рынке русского искусства наметилась еще несколько лет назад, когда интересы российских коллекционеров - главных покупателей национального искусства, стали смещаться в сторону искусства интернационального.
"Если в 2008 году 51% покупателей был верен русскому искусству и 49% распределялись по другим категориям, то теперь таких только 39%", - рассказала ТАСС заместитель генерального директора Sotheby’s Россия и СНГ Ирина Степанова.
На глобальном рынке импрессионисты и современное искусство пользуются большим успехом, о чем свидетельствуют крайне успешные торги с выручками в полмиллиарда и более долларов. Наиболее активные покупатели, как отмечает собеседница агентства, происходят из Индии, Бразилии, арабских стран и России.
"Но говорить о том, что русское искусство будет заброшено, совершенно неправильно. Просто идет смещение вкусов", - отметила она. Эксперты резюмируют, что оно происходит также и внутри рынка: если раньше XIX век был очень популярен, то теперь предпочтение отдается авангарду начала ХХ века.
"Мы увидели провал в XIX веке на ноябрьских торгах в первую очередь и учли это в составлении новой коллекции. Здесь собраны очень значимые вещи, и к ним есть значительный интерес", - отметила Степанова.
Одна из них - элегический пейзаж Алексея Саврасова "Волга над Юрьевцем", который был показан на выставке Московского общества любителей художеств в 1871 году (эстимейт 1,4-1,8 млн фунтов), другая - "Портрет Ардалиона Новосильцева" кисти Владимира Боровиковского (эстимейт 800 тыс. -1,2 млн фунтов). Большинство портретов членов этого семейства распределено по российским музейным собраниям, а этот удалось обнаружить во Франции.
"Все, что касается других лотов XIX века, то оценки здесь очень консервативные. Многие наши клиенты удивились этому. Мы попытались убедить владельцев, что сейчас, особенно в части XIX века, нужно это сделать и это очень поможет рынку. Мне нравится, что есть выбор между дорогими и работами за 3-5 тыс фунтов", - рассказала представительница Sotheby’s, где в этот раз решили приостановить практику вечерних аукционов русского искусства.
Консервативные, как это называют в аукционном доме, оценки распространились также и на полотна "Ветлы. Пейзаж с лошадью" Петра Кончаловского (эстимейт 100-150 тыс. фунтов) и на "Осенние цветы" Наталии Гончаровой (эстимейт 100-150 тыс. фунтов).
Самой весомой в оценке у MacDougall’s стала картина Николая Фешина "Крестьянка " - ее предлагают покупателям за 800 тыс. -1,2 млн фунтов. На торгах также представлены хрестоматийные Иван Шишкин с пейзажем "Осень на Крестовском острове" (эстимейт 600-900 тыс. фунтов) и Иван Айвазовский с мариной "Погрузка корабля в тихое туманное утро" (эстимейт 450-700 тыс. фунтов).