5 апреля, 12:50
Статья

Город будущего с нелегким прошлым. Как Фрэнсис Коппола сражается за мечту о "Мегалополисе"

7 апреля режиссеру исполняется 85 лет
Фрэнсис Форд Коппола. Willy Sanjuan/ Invision/ AP
Фрэнсис Форд Коппола

Фрэнсис Форд Коппола — живой классик, автор культовой трилогии "Крестный отец", обладатель пяти премий "Оскар" и множества других наград. На его счету десятки успешных, громких проектов, и, возможно, вскоре к ним добавится еще один. Идею антиутопии "Мегалополис" Коппола вынашивал практически всю свою карьеру: путь от замысла до завершения картины занял 45 лет. Режиссер надеется выпустить фильм осенью этого года. Рассказываем все, что о нем известно, и почему процесс создания был таким долгим. 

Фрэнсис Коппола стал мировой звездой, когда ему было немного за 30. После триумфа "Крестного отца" он считался первым режиссером Голливуда, но оказался в какой-то мере заложником своего положения. Позже в интервью Коппола признавался: "Этот фильм погубил меня. В том смысле, что он был настолько успешным, что все, что я делал, сравнивали с ним". Студии обещали Фрэнсису невиданные по тем временам гонорары и хотели получить новые блокбастеры, а Коппола разрывался между их предложениями и желанием снимать авторское кино.

Постепенно он обрел независимость и стал финансировать фильмы сам (причем не только свои, он продюсировал картины Акиры Куросавы, Тима Бертона, Годфри Реджио и других). Пережив пик карьеры, как режиссер он взял паузу почти на 10 лет, а после занялся съемкой проектов "для души". Одним из них и стал "Мегалополис".

О чем фильм "Мегалополис"

Действия картины разворачиваются в будущем. По сюжету Нью-Йорк практически полностью разрушен после катастрофы, его необходимо отстраивать заново. Талантливый и прогрессивный архитектор Цезарь (Адам Драйвер) хочет использовать ультрасовременные технологии и материалы, чтобы превратить город в утопический центр мира. Однако этот план совершенно не нравится мэру Фрэнку Цицерону (Джанкарло Эспозито), который продвигает консервативный проект бетонных джунглей. Цицерон настроен враждебно, и между героями фактически вспыхивает война. Усложняется ситуация тем, что в Цезаря влюблена дочь главы города Джулия (Натали Эммануэль).

Сюжет о возведении некого Вавилона, еще и с треугольником, в котором дочь должна сделать выбор между отцом и возлюбленным, неслучайно навевает мысли об античном эпосе. В основе сценария "Мегалополиса" лежит сочинение "О заговоре Катилины" древнеримского историка Гая Саллюстия Криспа. Оно посвящено событиям 63 года до н.э., когда политик Луций Сергий Катилина придумал план радикального переустройства Рима и захвата власти. После попыток решить вопрос мирно Катилина и его сторонники решили поднять мятеж. Благодаря усилиям консула Марка Туллия Цицерона сенат вовремя спохватился и подавил восстание. 

Хлоя Файнмен, Натали Эммануэль и Фрэнсис Форд Коппола на съемках фильма "Мегалополис". MEGA/ GC Images
Хлоя Файнмен, Натали Эммануэль и Фрэнсис Форд Коппола на съемках фильма "Мегалополис"

"Мегалополис" перенял не только конфликт сочинения, имена героев (Цезарь и Цицерон), но и древнеримскую эстетику: трейлер фильма пока не вышел, но в Сети ходят кадры, на которых актрисы одеты в современные платья, напоминающие по крою хитоны.

Мечта без срока годности

Мысль о создании "Мегалополиса" пришла Копполе почти полвека назад, во время съемок картины "Апокалипсис сегодня" (1979). Но ухватиться за идею в тот период он никак не мог: работа над "Апокалипсисом сегодня" стала испытанием, из-за которого режиссер оказался в огромных долгах, депрессии и даже размышлял о самоубийстве. Дело в том, что финансированием блокбастера, бюджет которого составил $31,5 млн, он занимался лично — ему не хотелось делать уступки студиям и продюсерам, и он вкладывал деньги, заработанные на двух частях "Крестного отца". 

Но все пошло совсем не так, как Коппола планировал: исполнитель главной роли Марлон Брандо сильно располнел и не оправдывал режиссерских задумок; еще один ключевой актер — Мартин Шин — слег во время съемок с инфарктом, причем у самого Фрэнсиса от этой новости случился эпилептический приступ; сильнейший тайфун "Ольга" на Филиппинах, где снимался фильм, уничтожил съемочную площадку и весь реквизит. Из-за этих и других событий производство картины останавливалось, затраты росли, время шло, а репутация Копполы падала — коллеги и журналисты заговорили о его безумии, наблюдая за всем происходящим.

Кадр со съемок фильма "Апокалипсис сегодня". Zoetrope Studios/ United Artist/ Sunset Boulevard/ Corbis via Getty Images
Кадр со съемок фильма "Апокалипсис сегодня"

Впрочем, на выходе "Апокалипсис сегодня" получился впечатляющим: принес Копполе номинации на "Оскар", приз за лучшую режиссуру на "Золотом глобусе" и другие награды. Его называют одним из мощнейших антивоенных высказываний и ежегодно включают во всевозможные списки фильмов, которые должен посмотреть каждый.

К "Мегалополису" Фрэнсис Коппола вернулся в 1983 году — за два месяца написал сотни страниц с заметками и фрагментами сценария. Ему хотелось придумать историю, в которой встретились бы Древний Рим и современный Нью-Йорк, подобно тому, как Джеймс Джойс пронизал антиутопию "Улисс" отсылками к "Одиссее" Гомера. 

О намерениях запустить фильм в работу Коппола сообщил в 1990-х, но сосредоточился на других проектах — "Дракула" (1992), "Джек" (1996), "Благодетель" (1997), — чтобы разобраться с долгами и собрать деньги для "Мегалополиса". Снимать его он хотел только за свой счет, да и студии, зная о сложной судьбе "Апокалипсиса сегодня", опасались брать на себя финансирование — работать с принципиальным Копполой было непросто и рискованно, к тому же он заявлял, что бюджет у картины должен быть внушительным.

Дела сдвинулись с мертвой точки в 2001 году: появилась визуальная концепция будущей картины, режиссер проводил читки с такими актерами, как Николас Кейдж, Рассел Кроу, Роберт Де Ниро, Леонардо Ди Каприо, Кевин Спейси и Ума Турман. Он даже приступил к съемкам, но 30 часов отснятого материала полетели в корзину после теракта 11 сентября: из-за трагедии производство фильма остановили и отложили на неопределенный срок — как оказалось, почти на 20 лет. 

Лед тронулся

К 2010-му режиссер уже было отказался от "Мегалополиса". В прессе проект хоронили как красивую, но несбыточную мечту (кстати, вместе с другим "долгостроем" — "Наполеоном" Ридли Скотта, который все же вышел в 2023 году). Сам Коппола в интервью с грустью признавался, что оставил все попытки снять "Мегалополис": "Я описал свой опыт работы над ним как влюбленность в женщину, которая, по сути, тебя не хочет. Когда ты влюблен в женщину, которой не нужен, конечно, у тебя ее нет". 

Однако в 2019-м Фрэнсис Форд Коппола снова всех удивил: он объявил, что возвращается к проекту и готов снимать его на собственные деньги. Ради бюджета в $120 млн режиссер продал часть своего винного бизнеса — в последние годы именно он был основным источником дохода. Фильмы Коппола не выпускал с 2011 года, его поздние, полные экспериментов работы — "Молодость без молодости" (2007), "Тетро" (2009), "Между" (2011) — провалились в прокате. Впрочем, его это не сильно расстраивало: “Я больше не завишу от кинобизнеса в плане заработка на жизнь. Так что, если я захочу снимать фильмы так, как другие старики, например, хотят играть в гольф, я могу это сделать”, — говорил режиссер. 

Для Копполы было принципиально важным просто дать жизнь "Мегалополису", реализовать свой opus magnum. При этом случай, когда заслуженный режиссер снимает фильм лишь на собственные деньги и выкладывает настолько крупную сумму, для современного Голливуда беспрецедентный. Поэтому, несмотря на шутки про стариков и гольф, о судьбе картины Фрэнсис все же задумывается:

Я знаю, что чем более личным и похожим на свою мечту сделаю "Мегалополис", тем труднее будет его финансировать. И тем дольше он будет приносить доход, потому что люди потратят следующие 50 лет, пытаясь понять: что же на самом деле происходит в "Мегалополисе"? Что он имеет в виду? Боже мой, что это значит, когда такое случается?
Фрэнсис Форд Коппола
GQ (17.02.2022)

В 2021 году начались переговоры с актерами: среди потенциальных кандидатов были Оскар Айзек, Кейт Бланшетт, Зендея, Мишель Пфайффер, Джессика Лэнг. В итоге, кроме уже упоминавшихся исполнителей главных ролей Адама Драйвера ("Феррари"), Натали Эммануэль ("Форсаж — 7, 8, 9, 10") и Джанкарло Эспозито ("Во все тяжкие"), к проекту присоединились Обри Плаза, Шайа Лабаф, Дастин Хоффман, Джейсон Шварцман, Джон Войт и другие знаменитости. 

Съемки начались в Атланте 1 ноября 2022 года, а завершились 30 марта 2023-го. Пока они шли, Hollywood Reporter опубликовал материал, в котором утверждалось, что "Мегалополис" повторяет судьбу "Апокалипсиса сегодня": на площадке царит нездоровая атмосфера, бюджет выходит из рамок, ключевые участники съемочной группы покидают проект. Однако Коппола и Драйвер опровергли эти сообщения. 

Я так доволен съемками и тем, что мы полностью укладываемся в график. В этих репортажах никогда не говорится, кто их источники. Им я говорю: ха-ха, просто подождите — и увидите. Потому что это прекрасный фильм, и в первую очередь потому, что актерский состав великолепен
Фрэнсис Форд Коппола
Deadline (10.01.2023)

Кстати, ради "Мегалополиса" режиссер распрощался не только с виноградниками, но и с лишними килограммами — чтобы быть выносливее на площадке, он сбросил приблизительно 30 кг. О том, как проходили съемки, и подготовке к ним Майк Фиггис ("Покидая Лас-Вегас") снял документальный фильм. Предполагается, что лента будет сопровождать выпуск фильма, при этом включает она в себя не только бэкстейдж, но и интервью с Джорджем Лукасом, Мартином Скорсезе, Стивеном Спилбергом.

Чего ожидать от "Мегалополиса"

"Фильм дикий, — рассказал Адам Драйвер Collider. — Он такой изобретательный, масштабный, эпический и смелый. Это сопряжено с риском, и я в полном восторге от этого. Я не буду говорить больше, остановлюсь на этом... Но это потрясающе". 

Адам Драйвер на съемках фильма "Мегалополис". MEGA/ GC Images
Адам Драйвер на съемках фильма "Мегалополис"

В конце марта состоялся закрытый предпремьерный показ. Развернутых рецензий на фильм пока нет, но присутствовавший на смотре редактор Deadline Майк Флеминг написал: "Новый фильм Копполы полон идей, которые соединяют прошлое с будущим, это эпическая и очень визуальная история, которая прекрасно смотрится на экране IMAX. Фильм раскрывает сложные темы за удивительно короткие 2 часа и 13 минут".

Журналист и голливудский инсайдер Мэттью Беллони сообщил, что "Мегалополис" вызвал у первых зрителей всеобщее недоумение, а один из присутствующих сказал ему, что у фильма "нулевые коммерческие перспективы" и что проект "несомненно безумен". По словам Беллони, фильм описывали как смесь Айн Рэнд ("Атлант расправил плечи"), "Метрополиса" и "Калигулы".

Первые отзывы скорее интригуют, чем отталкивают. А Фрэнсис Форд Коппола тем временем ищет дистрибьютора — успех фильма во многом зависит от того, кто возьмется выпускать его в прокат. Есть вероятность, что мировая премьера "Мегалополиса" состоится в мае этого года на Каннском кинофестивале. Коппола неоднократно представлял свои картины на этом смотре и дважды становился обладателем главного приза — за фильмы "Разговор" (1974) и "Апокалипсис сегодня" (1979).

"Мегалополис" — проект, который Коппола так долго хотел реализовать, и он сделал это самостоятельно, по-своему, как художник. Он создал легенду Каннского кинофестиваля, и для меня было бы честью приветствовать его снова как режиссера, который приезжает представить свой фильм
Тьерри Фремо
директор Каннского кинофестиваля

Коппола надеется, что в мировой прокат "Мегалополис" выйдет осенью 2024 года. На днях режиссер заявил, что пока не планирует завершать карьеру и уже начал работу над следующим проектом: "Он ни в коем случае не будет дешевым, но я не уверен, что его можно назвать "эпическим фильмом".

Дарья Шаталова