2 ИЮЛ, 12:58

Во Франции вышла новая книга о Петре Великом

Новый труд потребовал нескольких лет работы в архивах, изучения огромного количества документов

ПАРИЖ, 2 июля. /Корр.ТАСС Дмитрий Горохов/. Французский издательский дом "Таландье" (Tallandier) выпустил книгу историка Франсин-Доминик Лиштенан "Петр Великий. Первый император всея Руси" (Pierre le Grand. Le premier empereur de toutes les Russies).

В беседе с корр.ТАСС автор, профессор Сорбонны и Католического института Парижа, отметила, что давно занимается петровской темой и несколько лет назад посвятила книгу младшей дочери царя - императрице Елизавете Петровне. Новый труд потребовал нескольких лет работы в архивах, изучения огромного количества документов. "Много значили и встречи с российскими историками на ежегодных научных конгрессах, посвященных Петру Великому", - подчеркнула профессор Лиштенан, удостоенная за свои прежние работы премии Французской Академии.

В том же 1721 году, когда Петр I принял титул императора, напомнила автор, он направил библиотекаря Иоганна Шумахера в Европу за новой партией книг. Вот лишь некоторые из областей, которые занимали его ум: архитектура, военное искусство, кораблестроение, физика, анатомия, история, религия.

Шумахер приобрел 500 томов, а также заглянул на аукционы камей и инталий, зная, что резные камни с углубленным изображением были одним из давних увлечений царя. В Амстердаме библиотекарь купил 66 камей, заплатив за них, по тем временам, целое состояние - 327 рублей! Так было положено начало коллекции Эрмитажа. Передача царских коллекций в первый русский музей показывает, что Петр собирал их также и в педагогических целях.

Государь лично занимался воспитанием своего крестника Абрама Ганнибала, африканца, который еще ребенком был выкуплен русскими дипломатами из турецкого плена. "Тот, кого Вольтер назовет "черной звездой Просвещения", был оставлен крестным учиться во Франции, вступил в королевскую армию, дослужившись до звания капитана, - отметила биограф царя. - Вернувшись в Россию, Ганнибал продолжил военную карьеру и в царствование Елизаветы стал генерал-аншефом. Александр Пушкин увековечил образ своего прадеда в историческом романе "Арап Петра Великого".

С распространением образования рос профессионализм армии, сказавшийся на исходе Полтавской битвы. "Шведы рассчитывали встретить у русских комплекс военной неполноценности", - считает исследователь. Карл XII недооценил силу русской артиллерии и пехоты. 27 июня (8 июля) 1709 года превосходство русских и интенсивность их канонады обратили шведов в бегство.

В мае 1712 года столицей России стал Санкт-Петербург, который исследователь называет "лабораторией новой России". "Северная столица - самый яркий символ петровской эпохи, - полагает Лиштенан. - Город был зеркалом не только реформ, но и самой концепции новой России".

В сближении петровской России и Франции большую роль сыграл аббат Жан-Поль Биньон, духовник Людовика ХIV. "Интеллектуальную Францию мало трогали войны, которые вел Петр, она видела в нем поклонника науки, - считает автор. - Аббат был убежден в том, что наука прежде дипломатии создаст первые настоящие узы между странами". В апреле 1717 года царь принял решение посетить Францию.

Царь вставал рано, нередко в четыре часа утра. Порывистый, открытый , он отвергал церемониал и отдавал предпочтение посещению мануфактур. Ничто не ускользало от его взора: анатомический кабинет с его коллекциями, изготовление гобеленов, обсерватория, Сорбонна, королевская типография, Ботанический сад, Лувр, где он восторгался макетами укреплений, сооруженных Вобаном (знаменитый французский строитель фортификаций и крепостей 17 века - прим. ТАСС). В Доме Инвалидов он завтракал с солдатами и пил за их здоровье.

После визита во Францию международный престиж русского царя достиг новых высот. И вновь наука взяла верх над политикой. Став президентом Академии наук, Биньон предложил принять в академики русского государя. 22 декабря 1717 года Петр был избран в состав академии аплодисментами.

Уже после смерти Петра российский мореплаватель Витус Беринг открыл новый пролив. "Заслуга в этом принадлежала царю, - полагает автор. - Без него не появилась бы так рано Академия наук и не началось систематическое освоение огромной России. Исследования, инициатором которых он был, делают его настоящим первопроходцем".

Читать на tass.ru