31 мая, 09:30
Статья

1 июня исполняется 180 лет со дня рождения художника

Портрет Василия Поленова работы Ильи Репина, 1877 год. Public Domain/ Wikimedia Commons
Портрет Василия Поленова работы Ильи Репина, 1877 год

Василия Поленова называют художником света, певцом природы, рыцарем красоты. Сам он, иронизируя, говорил: "Я — плохой художник и непризнанный композитор". Человеком он был противоречивым и разносторонним: совмещал уроки в Академии с учебой на физмате, вдохновлялся французской культурой, чтобы сильнее полюбить русскую, настолько любил пейзажи, что рисовал их даже на войне. Выросший в высших кругах Поленов приглашал в гости крестьян и всю жизнь восхищался простой красотой природы. Рассказываем, как автор "Московского дворика" искал себя и свое место в искусстве.

Василий Поленов родился в 1844 году в Петербурге, в многодетной дворянской семье. Его отец был дипломатом, тайным советником, историком и археологом, мать писала детские книги и занималась живописью. Художественный вкус Василия формировался с ранних лет — способствовали этому все близкие. Бабушка (которая была дочерью выдающегося архитектора Николая Львова и воспитанницей Гавриила Державина) знакомила внуков с литературой и устраивала среди них конкурсы по рисованию — лучшие работы отмечались "медалями", как в академиях. 

С детства Василия восхищала красота природы: он проводил много времени за городом — в бабушкиной усадьбе Ольшанка под Тамбовом, в отцовском имении Имоченицы в Олонецкой губернии. Позже свои впечатления от этих мест художник воссоздал в пейзажах.

Василий Поленов хотел поступать в Академию художеств, ведь уже несколько лет он занимался с педагогами из этого заведения. Но родители настояли на университетском образовании, и юноша отправился на физико-математический факультет. Впрочем, от мечты стать художником Поленов отказываться не собирался и посещал Академию как вольнослушатель. Там он практиковался в живописи, слушал лекции по анатомии, истории искусств, архитектуре и вскоре так увлекся, что ушел из университета (правда, затем восстановился и даже защитил диссертацию на юридическом факультете). 

Найти себя вдали от дома

В 1871 году за картину "Воскрешение дочери Иаира" Поленов получил большую золотую медаль — эту награду Академия художеств вручала лучшим выпускникам. В придачу ее обладатели получали грант на пенсионерскую поездку — так тогда называли зарубежную стажировку. Василий вместе со своим другом Ильей Репиным (тоже медалистом) отправился на несколько лет в Европу. 

"Воскрешение дочери Иаира", 1871 год. Public Domain/ Wikimedia Commons
"Воскрешение дочери Иаира", 1871 год

Поленову было 28 лет, и он только нащупывал свой стиль. В Германии, Франции, Италии, Англии он изучал искусство иностранных художников, постоянно ходил в музеи, посещал мастерские и салоны. Жизнь была насыщенной: помимо работы, он успел потанцевать в костюме черкеса на балу Полины Виардо, переплыть с Репиным Ла-Манш, покататься на поездах в лондонской подземке, в Венеции влюбиться в живопись Веронезе, а в Париже застать рождение импрессионизма. О своей поездке он писал так:

Тут я пробовал и перепробовал все роды живописи: историческую, жанр, пейзаж, марину, портрет головы, образа животных, nature morte и т.д. и пришел к заключению, что мой талант всего ближе к пейзажному, бытовому жанру, которым я и займусь
Василий Поленов

За границей художнику полагалось пробыть шесть лет, но он добился досрочного окончания поездки и вернулся в Россию на два года раньше. Как и Репин, он считал себя истинно русским художником и не мог думать о карьере во Франции — ему не терпелось писать родные пейзажи. Тем не менее европейская стажировка повлияла на творчество Поленова — он нашел свою палитру, полюбил работу на пленэре, усовершенствовал штрихи. Вернувшись в Россию, художник представил в Академии 2 картины, 50 этюдов и получил за них звание академика.

С поля боя в московский дворик

В 1876 году, едва приехав на родину, Поленов отправился добровольцем на сербско-турецкую войну. В ходе начавшейся в следующем году уже русско-турецкой войны он был художником при штабе русской армии — вел заметки и делал зарисовки, которые публиковались в журнале "Пчела". В основном это были пейзажные этюды и наброски бытовых сцен. Батальных картин художник не писал, объясняя это тем, что "сюжеты человеческого изуродования и смерти слишком сильны в натуре, чтобы быть передаваемы на полотне". В сражениях он тоже участвовал, за что был награжден медалью и орденом.

"Московский дворик", 1878 год. Public Domain/ Wikimedia Commons
"Московский дворик", 1878 год

Вернувшись с войны, Василий Поленов снял квартиру в Москве и принялся за пейзажи — делал зарисовки старинных домов, соборов и церквей. Тогда он создал самую знаменитую свою картину — "Московский дворик" (1878), и дебютировал с ней на выставке передвижников. Самому художнику эта работа не очень нравилась — он называл ее "картинкой" и сожалел, что не успел "сделать более значительной вещи" для смотра. Но коллеги и критики хвалили поэтичность пейзажа, Павел Третьяков сразу же приобрел его, а "Товарищество передвижников" приняло Поленова в свои ряды — с тех пор он регулярно участвовал в передвижнических выставках.

Когда "Московский дворик" был впервые выставлен, рядом с ним все этюды и пейзажи других художников казались черными, как клеенка, настолько много света, воздуха, жизнерадостности и правды было в этой небольшой по размеру, но глубокой по содержанию картине
Василий Бакшеев
Участник "Товарищества передвижников", народный художник СССР

В тот же период Василий Поленов создал две другие выдающиеся картины — "Бабушкин сад" (1978) и "Заросший пруд" (1979). Умиротворяющие, одухотворенные, проникнутые светом и тем самым ощущением красоты из его детства.

Вредная для народа картина

В 1880-х Поленов вновь много путешествовал. Он задумал написать картину, где одним из героев был бы Христос, поэтому отправился за вдохновением и фактурой на Ближний Восток. Вместе с искусствоведом Адрианом Праховым и князем Семеном Абамелек-Лазаревым он побывал в Турции, Египте, Сирии, Палестине и Греции. Зарисовывал людей в восточных одеждах, впервые увидел плантацию пальм в Александрии, побывал в арабских дворцах и сделал множество этюдов, которые вновь скупил Третьяков. Но нужной натуры так и не нашел. 

Поиски увенчались успехом в Италии — там Поленов создал эскизы к полотну "Христос и грешница", самой крупноформатной работе в его творчестве (325 х 611 см). Картину художник закончил в 1888 году и хотел представить ее на выставке передвижников, но накануне показа один из цензоров заявил: "Конечно, для нас картина интересная, но для народа она вредна".

В основе полотна лежал библейский сюжет: фарисеи приводят к Христу грешницу и спрашивают, как с ней поступить. По закону Моисея женщину должны побить камнями, но Иисус, проповедуя добро и прощение, отвечает: "Кто из вас без греха, пусть первым бросит в нее камень". 

"Христос и грешница", 1888 год. Public Domain/ Wikimedia Commons
"Христос и грешница", 1888 год

Спор о том, выставлять ли картину, решил Александр III: император восхитился ей и выкупил за 30 тыс. рублей. Произведение перевесили в самое выгодное место и включили в каталог. Но оригинальное название посчитали слишком провокационным и изменили его. Василий Поленов огорченно вспоминал: "Картина эта была названа мною "Кто из вас без греха?". В этом был ее смысл". Кстати, и это полотно Павел Третьяков собирался приобрести — он обсуждал это в переписке с Поленовым, но конкурировать с Александром III, конечно, не стал.

Дом мечты и крестьянские дети

Любивший природу Поленов часто жил и работал в усадьбе мецената Саввы Мамонтова Абрамцево. Здесь же, в церкви, построенной по собственному (совместно с Васнецовым) проекту, он обвенчался с Натальей Якунчиковой, дочерью московского предпринимателя и мецената. Живописный пруд с цветущими лилиями, старинные деревья, усадебные дорожки, пушистые холмы постоянно появлялись на его картинах, а еще заставляли мечтать о собственном доме. 

Поленов ― еще один замечательный поэт в живописи. Я бы сказал, дышишь и не надышишься на какую-нибудь его желтую лилию в озере. Этот незаурядный русский человек как-то сумел распределить себя между российским озером с лилией и суровыми холмами Иерусалима, горючими песками азиатской пустыни
Федор Шаляпин
Оперный певец, народный артист РСФСР

На деньги от продажи картины "Христос и грешница" Поленов в 1890 году купил имение на берегу Оки — в сосновом бору, недалеко от Тарусы. В то время архитектура была модным среди художников увлечением, поэтому все постройки в своем имении он проектировал сам. Усадьба Борок (теперь она называется Поленово) до сих пор напоминает сказочный европейский городок: вероятно, под впечатлением от Германии Василий Поленов снаружи укрепил некоторые здания темными досками, благодаря чему они стали похожи на немецкие дома в стиле фахверк. Своим постройкам он давал ироничные имена: лодочный сарай назывался "Адмиралтейством", а мастерская — "Аббатством".

"Я всю жизнь об этом мечтал, а теперь как-то не верится", — писал художник о своей усадьбе. Через два года он переехал туда вместе с семьей, и имение быстро стало местом притяжения: у Поленовых останавливались Прокофьев, Левитан, Васнецов, Репин, Коровин, Чехов. Рады хозяева были не только именитым гостям — двери дома всегда были открыты для крестьян из ближайших сел. Художник обустроил музей, сам водил экскурсии, знакомил с современной живописью и рассказывал об искусстве. "Я искренно желал сделать искусство доступным и интересным народу. Это было всегда одной из главных задач моей работы", — писал Поленов. В соседнем селе Бехово он построил народный театр для крестьян и церковь Троицы Живоначальной.

С большим чувством признательности я вспоминаю своих учителей живописи. Милого друга, Василия Дмитриевича Поленова. Какой скромной души был этот прекрасный художник!
Константин Коровин
Художник, академик ИАХ

С трепетом художник относился к деревенским детям — устраивал для них елки, ставил спектакли. И даже показывал что-то вроде мультфильмов, для чего придумал световой театр-диораму. Принцип работы напоминал диафильм, только вместо пленки использовались акварельные рисунки. Василий Поленов нарисовал 65 небольших картин на тему кругосветного путешествия, благодаря специальной конструкции с подсветкой прокручивал их и как бы оживлял. Кстати, побывать на таком представлении можно и сегодня — усадьба Поленово работает как музей-заповедник, и экскурсоводы знакомят с диорамой.

В имении Борок раскрылся и композиторский талант Василия Поленова. Театром он увлекался с юности, неоднократно оформлял декорации для спектаклей, придумал для Федора Шаляпина сценический костюм Мефистофеля. А на рубеже веков сам сел за инструмент и занялся музыкой: он создал духовные сочинения "Всенощная" и "Литургия", а также оперу "Призраки Эллады" — она исполнялась и в Московской консерватории, и в тарусском Народном доме.

Живопись я называю моей духовной жизнью, а музыку моей высшей любовью <...> В живописи я работник и специалист, в музыке дилетант и почти профан, живопись часто доводила меня до полного изнеможения, а музыка давала мне силы переносить тяжесть жизни
Василий Поленов

В 1924 году прошла первая персональная выставка Василия Поленова в Третьяковской галерее — ей отметили 80-летие художника, а вскоре ему присвоили звание народного художника республики. В 1927-м Поленов скончался в своем имении и был похоронен на сельском кладбище в Бехове. По завещанию над его могилой установили олонецкий крест — в напоминание о том, что именно в Олонецкой губернии он влюбился в природу, которая питала все его искусство.

Дарья Шаталова