Мотивы "Песняров" на слуху даже у рожденных после распада СССР — нынешние 30-летние с детства помнят ту самую песню, под которую волк в "Ну, погоди!" косит пшеницу. Праздничные концерты российской эстрады часто сопровождаются исполнением таких хитов, как "За полчаса до весны", "Беловежская пуща", "Белоруссия", "Вологда".
Один из ключевых участников ансамбля, 79-летний Владислав Мисевич, пообщался с ТАСС на открытии посвященной "Песнярам" выставки в московском Музее музыки. Он рассказал о том, что группа может предложить, помимо красивого многоголосья и осовремененных белорусских народных песен, с которыми ансамбль ассоциируется у жителей постсоветского пространства. И открыл секрет белорусского духа, за который слушатели любят "Песняров".
Мисевич в ансамбле играл на флейте и саксофоне со времен основания в 1969 году и вышел из его состава только четыре года назад. Были еще шесть лет перерыва в 1990-х годах: в 1992 году музыкант ушел из группы, в 1998 году Минкультуры назначило его директором ансамбля вместо худрука и основателя группы Владимира Мулявина, но спустя девять месяцев он покинул коллектив из-за раскола. Тогда бóльшая часть ансамбля обосновалась в Москве, основав группу "Белорусские песняры". Она существует и сейчас, только в этом году сменила название на "Белорусские легенды". Первоначальные "Песняры" прекратили свое существование в 2003 году.
От народной песенки до рок-оперы и прог-рока
К сожалению, после ухода какого-либо композитора из активной деятельности из всего его песенного багажа популярной осталась лишь маленькая часть. По ней потом — просто в силу повторяемости — и определяют жанр, передают ее из поколения в поколение, объясняет Мисевич, отмечая, что такой феномен наблюдается у всех музыкантов. Даже у Моцарта, из всего громадного наследия которого подавляющее внимание уделяется Симфонии №40.
А между тем Мулявин и ансамбль не ставили себе преград, поэтому в творчестве группы можно найти гораздо больше, чем ряд известных хитов. По словам Мисевича, "Песняры" в своем жанре дали пример, как можно из традиционной песенки, простых поэзии, музыки и аранжировки сделать мастерские произведения.
В зале, где проходил вернисаж выставки, играют композиции ансамбля — как всенародно известные, так и более редко исполняемые. Мисевич обращает внимание на звучащую песню на стихи Владимира Маяковского. Он признается, что такие вещи для него гораздо дороже, хоть они и не для широких масс.
Кто-то слышит "Маяковский", и сразу возникает барьер. Уверен, что тот, кто переступит через себя и будет искать, разочарован не будет. Но надо над собой сделать усилие
В 1986–1988 годах "Песняры" работали над созданием программы "Во весь голос" — 12 песен по стихам Маяковского. В ней можно услышать как сентиментальные, так и сатирические композиции. В альбоме "Песняров" авангардная поэзия Маяковского, создававшаяся на заре Советского Союза, обрела вторую жизнь уже в период его заката, в эпоху перестройки. Как отмечает эксперт по творчеству группы в "Виртуальном музее ансамбля "Песняры", звучание этого альбома радикально отличается от фирменного стиля группы: для песен выбрана форма находящихся тогда на пике моды прогрессив-рока и новой волны, пришедших из США и Великобритании. В альбоме коллектива, железно ассоциирующегося с белорусским фольклором, зазвучали аналоговые синтезаторы, электрогитары и электронные барабаны.
А как насчет рок-оперы на стихи величайшего белорусского поэта Янки Купалы? В 1976 году на сцене Белгосфилармонии состоялась премьера рок-оперы "Песня о доле", музыку к которой написал Владимир Мулявин. Участники ансамбля осваивали актерское мастерство, причем солисты Леонид Борткевич и Анатолий Кашепаров увлеклись настолько сильно, что позже окончили ГИТИС. К созданию рок-оперы привлекли главного балетмейстера Белгосфилармонии Валентину Дудченко.
Еще одно творение "Песняров", на которое обратил внимание Мисевич, — альбом "Через всю войну", выпущенный в августе 1985 года, состоящий из песен в жанре прогрессив-рока на стихи поэтов-фронтовиков. Большинство стихотворений здесь принадлежат авторству белорусского поэта и прозаика Валентина Тараса, который также выступил консультантом.
Альбом полон очень разных по интонации песен — есть как лирические, например "Праважала сына маці", так и надрывные и жуткие, как песня "Рисунок тушью". Но всех их объединяет особый трагизм, скорбь по слишком рано повзрослевшим фронтовикам и погибшим в бою товарищам. Когда думаешь о доле, доставшейся советским жителям в годы Великой Отечественной войны, мысли о Белоруссии вызывают особую горечь. Республика, одной из первых в СССР подвергшаяся нападению нацистов, прочувствовавшая на себе бесчеловечную сущность Третьего рейха в гетто и лагерях смерти. Республика, где возникло одно из самых больших партизанских движений.
Сохранившие наивность
Возможно, из-за постоянного существования в центре Европы, на стыке столь разных и конфликтующих народов, основные определения, которыми многие описывают белорусский характер, — это миролюбие и спокойствие. Владислав Людвигович считает, что белорусы как нация отличаются мягкостью, интеллигентностью, чего не хватает эсэсэсэровскому населению.
Белорусы сохранили чистоту, непосредственность, наивность, которая является ценнейшим качеством. Не только для молодежи, но и для взрослого человека наивность — это качество, которое дает колоссальное преимущество
Белорусы достойны того внимания, которое всегда было направлено на них, вплоть до белорусской колбасы и хлеба, уверен Мисевич. "Если это качество неизменно в течение 50–60 лет, значит, это неслучайно и дает свои плоды. И все хорошее, что есть в Белоруссии, — благодаря их качеству. И то же самое у москвичей", — говорит он.
Сейчас наступил интересный период, когда внимание широких слоев населения из бывшего Союза приковано к Белоруссии и ее столице, замечает музыкант. В эти сложные времена вдруг вышел на свет феномен Минска, его очевидной для всех чистоты.
В этом Мисевич видит сходство белорусской и российской столиц, скромно отмечая, что Россия, где основная публика "Песняров", в своей грандиозности недостижима — просто в силу масштабов. "Сравнить наш национальный музей и ваш. Правда, у нас есть Музей истории Великой Отечественной войны — он может сравниться", — поясняет он.
Маэстро указывает и на коллекцию музыкальных инструментов в Музее музыки, где есть целый зал скрипок, в том числе Амати, Гварнери и Страдивари. "Это недостижимо для нас", — подчеркивает он.
Тем временем из зала совершенно завораживающе доносятся строки из песни "Березовый сок". Реальность периодически создает поистине кинематографичные моменты, как сейчас, когда разговор с одним из столпов феноменальной белорусской группы, воспевшей славянские корни, сопровождается саундтреком с такими словами:
Где эти туманы родной стороны
И ветви берез, что над заводью гнутся,
Туда мы с тобой непременно должны
Однажды вернуться, однажды вернуться.
Карина Канчурина