Алексей Смирнов — Федя из "Операции "Ы" и других приключений Шурика", завхоз из "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен" — был звездой эпизода. Чаще всего он играл беззаботных, веселых, неуклюжих простаков, при этом его коллеги и не подозревали, что перед ними герой, который прошел всю войну, получил несколько орденов и положил во имя Победы свое личное счастье. Рассказываем, какой была биография артиста.
Ранние годы
Алексей Макарович Смирнов родился 28 февраля 1920 года в городе Данилов Ярославской губернии, но почти всю жизнь провел в Ленинграде. Туда он переехал еще в детстве вместе с родителями и младшим братом Аркадием. Смирновы жили скромно, в комнате коммунальной квартиры. Глава семьи, Макар Степанович Смирнов, рано ушел из жизни, поэтому матери Анне Ивановне пришлось в одиночку воспитывать двоих сыновей.
Алексея с ранних лет тянуло к творчеству, и мама отдала его в драматический кружок. Он участвовал во всех школьных концертах и спектаклях, при этом педагоги отмечали его талант и доверяли ему крупные роли — например, он играл Фамусова в комедии "Горе от ума". Получив аттестат, Алексей Смирнов решил связать свою жизнь со сценой и поступил в актерскую студию при Ленинградском театре музыкальной комедии.
В 1940 году он окончил учебу и присоединился к труппе того же театра (ныне — Санкт-Петербургский государственный театр музыкальной комедии). Смирнов успел сыграть всего одну роль — Черного Орла в оперетте "Роз-Мари". Осенью 1940-го он был призван в армию и с началом Великой Отечественной войны ушел на фронт.
На полях Великой Отечественной войны
Вчерашний актер служил химинструктором, затем стал командиром огневого взвода артиллерийской батареи. Алексей Смирнов воевал на Западном, Брянском, 1-м Украинском и 2-м Белорусском фронтах. Не только участвовал в боях, но и ходил в разведку в тыл врага: в один из таких походов он лично устранил автоматным огнем трех гитлеровцев, о чем сообщает наградной лист к медали "За отвагу" (1943).
Также известно, что в 1944 году в районе украинской деревни Онацковцы со своим взводом Смирнов уничтожил минометную батарею, станковый пулемет и 30 солдат противника. А через несколько дней их взвод победил еще в одном бою и смог освободить от оккупации город Староконстантинов. За проявленное мужество Смирнов был представлен к ордену Отечественной войны I степени, но получил орден Красной Звезды.
Неоднократно Алексей Смирнов попадал в засаду, был вынужден лично отбивать атаку врага, при этом в одном из боев лично взял в плен семь солдат противника, а в другом — еще двоих. За мужество он был удостоен ордена Славы III степени в 1944 году и ордена Славы II степени в 1945-м. На войне не забывал Смирнов и о своем актерском предназначении. Он организовал для сослуживцев десятки концертов. В 1943 и 1944 годах полк, в котором служил артист, занял первые места среди частей дивизии в смотрах красноармейской художественной самодеятельности.
В 1945 году Алексей Смирнов воевал на территории Европы и участвовал в боях при форсировании реки Одер, смог вплавь переправить миномет, что позволило Красной армии закрепиться на другом берегу, уничтожить две пулеметные точки и около 20 солдат противника.
Дойти до Берлина Смирнову не удалось — во время сражений на Одере он был тяжело контужен. Его поместили на лечение в госпиталь, а затем комиссовали. В дальнейшем контузия серьезно омрачила жизнь актера — после нее он не мог иметь детей, что сильно повлияло на его мировосприятие и личную жизнь.
Театральная карьера
Вернувшись с фронта, Алексей Смирнов столкнулся с отсутствием работы. Спустя год ему удалось устроиться в родной Театр музыкальной комедии, но за годы войны там появились свои звезды, а Смирнову предлагали лишь второстепенные роли. Актер жил крайне бедно, к тому же ему приходилось ухаживать за больной матерью. У нее развилось психическое заболевание после того, как на фронте погиб ее младший сын Аркадий.
Из-за нехватки денег и частых гастролей, которые не позволяли быть рядом с матерью, в 1952 году Алексей Смирнов покинул труппу театра и перешел в "Ленгосэстраду". Артист отличался крупной комплекцией — его рост составлял 186 см, при этом простые, грубоватые черты лица не давали постановщикам разглядеть в нем серьезного, драматического героя.
Со временем у Смирнова сложилось амплуа добродушного неуклюжего здоровяка. В этом образе он полюбился зрителям, хотя самому артисту хотелось проявиться не только в комических, но и в драматических ролях. Сыграть на сцене подобную роль ему удалось однажды — в образе царя Петра I он появлялся в спектакле "Табачный капитан" по пьесе Николая Адуева.
Алексей Макарович был хороший человек, общительный, справедливый, честный, обаятельный. Этакий крепкий, мускулистый мужик. Терпел любые издевательства режиссера, ни на какие трудности не обращал внимания. Сказалось, наверное, военное прошлое. В то же время Алеша был горячий. Если чувствовал несправедливость — открыто возмущался, возражал
О войне и своих подвигах Алексей Смирнов не любил рассказывать, а награды хранил в обычной коробке. О том, что он был фронтовиком и внес большой вклад в Победу, его коллеги узнавали случайно. Например, в 1955 году театральная труппа, в которой играл Смирнов, приехала на гастроли в город Капустин Яр Архангельской области. Там отдыхали военные, среди которых был и Маршал Советского Союза Георгий Жуков. Лишь после того, как он лично поприветствовал Смирнова, пришел на его выступление в местный Дом культуры, а затем пригласил актера на банкет, артисты поняли, что работают вместе с героем.
Он был великой скромности человек. Он о своих подвигах никогда не рассказывал. Но награды, ордена Славы говорят сами за себя. И медаль "За отвагу". Он недюжинного мужества был человек: не ныл, не плакался, он улыбался, он смеялся, он нас смешил. Великой щедрости дар
Коллеги Смирнова высоко ценили его личные качества. По их воспоминаниям, он никогда не унывал, опекал молодежь, беспокоился о тех, кто его окружал. "Алексей был очень светлым и добрым человеком, никому не мог отказать в любой просьбе. Умел удивительно располагать к себе. А еще был трогательным и каким-то незащищенным. Да, он был одиноким, но на эту тему старался не распространяться", — говорила актриса Наталья Крачковская.
Путь в кино
Алексей Смирнов дебютировал на экране в конце 1950-х годов, когда ему было около 40 лет. В 1959-м режиссер Юрий Озеров доверил ему эпизодическую, единственную комедийную роль в исторической драме "Кочубей". После этого внимание на Смирнова обратили и другие кинематографисты. Ему стали активно предлагать роли — они были по-прежнему небольшими, но помогали подзаработать и оставаться на плаву в профессии. К тому же некоторые съемки позволяли актеру побывать в других городах. Например, в картине "Роман и Франческа" (1961) Смирнов решил сыграть потому, что хотел увидеть, как после войны отстроили Киев.
Расцвет кинокарьеры бывшего фронтовика пришелся на 1960-е годы. В 1961-м Алексей Смирнов стал актером киностудии "Ленфильм" и в тот же год появился в двух громких фильмах, полюбившихся зрителям. В комедии Владимира Фетина "Полосатый рейс" (1961) он сыграл матроса Кныша, а в "Вечерах на хуторе близ Диканьки" (1961) Александра Роу — атамана запорожских казаков, посла к Екатерине II.
Лучшие фильмы с участием Алексея Смирнова
Всесоюзную известность актеру принесли роли в комедиях Леонида Гайдая. Смирнов снялся в его картине "Деловые люди" (1963): в новелле "Вождь краснокожих" он сыграл одного из центральных персонажей — глуповатого мошенника Билла Дрисколла, который хотел разбогатеть на краже детей. Эта роль подразумевала различные трюки, которые актер выполнял самостоятельно. После нее о Смирнове заговорили как о талантливом, универсальном и внимательном актере, который понимает режиссерские задачи с полуслова.
Продолжилось сотрудничество Гайдая и Смирнова на съемках комедии "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" (1965). В одной из новелл артист сыграл тунеядца Федю — "великовозрастного хулигана". Яркий персонаж запомнился зрителям, а некоторые его реплики ушли в народ, например: "Кто не работает, тот ест. Учись, студент!" или "Влип, очкарик".
Прежде всего в Алексее Макаровиче удивлял разрыв между формой и содержанием. Внешне казалось, что это такой увалень, невежда, мужлан, который прочел всего две книжки, да и в кино его взяли будто бы из-за фактуры… Но все это — маска, за которой скрывался умный, ранимый, начитанный человек, который действительно много знал и много чем интересовался
Алексея Смирнова можно увидеть в таких культовых фильмах, как "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен" (1964) Элема Климова, "Война и мир" (1965) Сергея Бондарчука, "Свадьба в Малиновке" (1967) Андрея Тутышкина. Часто актер снимался в сказках и фильмах для детей: он сыграл в картинах "Огонь, вода и… медные трубы" (1967), "Финист — Ясный сокол" (1975), "Три толстяка" (1966), "Золотые рога" (1972). Участвовал в картинах Ролана Быкова — "Айболит-66" (1966) и "Автомобиль, скрипка и собака Клякса" (1974).
В 1964 году Алексей Смирнов сыграл небольшую роль в фильме "Зайчик" — режиссерском дебюте Леонида Быкова. После этого они стали хорошими друзьями. Их главная совместная работа — военная драма "В бой идут одни "старики" (1973). Быков выступил режиссером и сыграл в картине командира эскадрильи Титаренко, а Смирнов — его сослуживца, механика Макарыча. В этой роли он наконец-то смог раскрыться как драматический актер. Смирнову на тот момент было за 50, и в одном из интервью он сказал: "Как жаль, что я так поздно нашел своего режиссера".
Финальную сцену фильма, в которой фронтовики встречаются у могилы летчиц, можно назвать одной из самых пронзительных в советском кинематографе. Во время съемок Смирнов так глубоко вошел в образ, что у него случился сердечный приступ, и актера увезли на скорой. Переснимать эпизод не стали, а вернувшись, Алексей Макарович сказал: "Второй раз так не смогу, просто умру". Позже Леонид Быков предлагал Смирнову сыграть в картине "Аты-баты, шли солдаты…" (1976), но из-за проблем со здоровьем актер отказался.
Личная жизнь
Алексей Смирнов хотел жениться еще в юности — у него была возлюбленная Лидия Маслова, но начавшаяся война нарушила планы. Девушка дождалась возвращения Смирнова с фронта, но свадьбы так и не состоялось: контузия и переживания из-за того, что он не сможет иметь детей, вынудили Смирнова разорвать отношения. При этом истинную причину расставания Лидия узнала лишь спустя много лет.
В документальном фильме Лилии Вьюгиной "Его знали только в лицо. Трагедия комика", участие в котором принимали коллеги и друзья Смирнова, говорится, что в 1950-х годах актер хотел усыновить ребенка, но осуществить это не удалось. Артист часто посещал интернат для детей-инвалидов, приносил игрушки из дерева, сделанные своими руками.
Семьи Лешенька так и не создал — женщины были к нему несправедливы. Мечты об отцовстве так и не реализовал, а детей любил безумно. В перерывах между съемками его можно было найти только в окружении ребятишек, которые липли к нему, как к Деду Морозу
Наиболее близким человеком для артиста всю жизнь была его мать, которую, по словам коллег, Смирнов боготворил. До последних дней он жил вместе с ней в коммунальной квартире (отдельную квартиру, несмотря на известность и боевые награды, Алексею Смирнову не дали). В старости из-за прогрессирующей болезни мать перестала узнавать Смирнова, из-за чего он сильно переживал.
В последние годы жизни ухудшилось здоровье и самого актера. Напоминали о себе боевые раны, сказывался и плотный рабочий график. В 20-х числах апреля 1979 года Алексей Смирнов узнал о том, что его друг Леонид Быков погиб в автокатастрофе. Для актера это стало тяжелым ударом — по данным некоторых источников, артист ушел в запой, а после попал в больницу. Врачи диагностировали у Смирнова проблемы с сердцем, кровообращением и ряд других нарушений в организме. 7 мая 1979 года Алексей Макарович Смирнов скончался в больнице в возрасте 59 лет. Мать пережила его на два года.
Дарья Шаталова