СТОКГОЛЬМ, 6 декабря. /Корр. ТАСС Ирина Дергачева/. Документалистика - это будущее литературы, так как сама жизнь становится спектаклем. Такое мнение Нобелевский лауреат в области литературы, белорусская писательница Светлана Алексиевич выразила 6 декабря на пресс-конференции в Стокгольме.
"Толстой написал однажды в своем дневнике, что больше не будет писать художественные произведения, а только документальные. И что придет время, когда писателю будет стыдно выдумывать жизнь. Что можно придумать после видео ИГ? Палачи - в черном, жертвы - в красном. А мы - зрители этих нечеловеческих спектаклей. Сама жизнь становится спектаклем. Современная реальность - очень стремительная, у нас нет времени ее продумать. Новое содержание требует новых форм. Несомненно, что свидетели становятся главными героями литературы", - полагает она.
По мнению Алексиевич, две вечных и главных темы, вокруг которых все движется, - любовь и смерть. "Сейчас я пишу книгу об отношениях мужчины и женщины. Если мне будет дано время, я напишу книгу о старости, о завершении цикла жизни", - рассказала она.
Отвечая на вопрос корреспондента ТАСС об изменениях, которые произошли в ее мировоззрении за время творческого пути, литератор сказала: "В период "У войны не женское лицо" у меня еще было много иллюзий. Я не сразу от них освободилась. Последнюю книгу - "Время секонд хэнд" - написал человек, свободный от них, услышавший и увидевший много. Теперь я не так легко верю в человека, в идеалы, будущее. Это говорит зрелый человек без иллюзий".
"Я счастливый человек, так как я уже давно делаю то, что я хочу делать, и живу так, как хочу жить", - подытожила Алексиевич.
Белорусская писательница Светлана Алексиевич получила Нобелевскую премию 2015 года в области литературы за "полифоничные произведения, являющиеся монументом страданиям и мужеству в наше время". Первым романом Алексиевич стала книга "У войны не женское лицо" (1985). Потом появились "Цинковые мальчики" (1989), "Зачарованные смертью" (белорус. 1993, рус. 1994), "Чернобыльская молитва" (1990, рус. 1997), "Последние свидетели. Соло для детского голоса" (2004), "Время сэконд хэнд" (2013).
За свое творчество писательница получила целый ряд наград: премию Ленинского комсомола (1986), премию Курта Тухольского (1996), премию "Триумф" (Россия, 1997), Лейпцигскую книжную премию за вклад в европейское взаимопонимание (1998), премию Гердера (1999), премию Ремарка (2001), Национальную премию критики (США, 2006), премию Рышарда Капущинского (Польша, 2011), Премию мира немецких книготорговцев (2013).