МОСКВА, 26 февраля. /Корр. ТАСС Мария Токмашева/. До вручения очередных наград Американской киноакадемии "Оскар" – главной мировой премии в области кинематографа – остаются считанные дни. Скандалы и критика премии остались позади, профессиональные гильдии определили своих фаворитов, и теперь самое время делать ставки на лучший фильм по итогам 2015 года.
В Лос-Анджелесе завершается подготовка к церемонии вручения кинопремии "Оскар"
Несмотря на то, что в этом году в главной оскаровской номинации представлено восемь фильмов, реальные шансы на заветную статуэтку есть, пожалуй, только у трех. Это в первую очередь лидер номинаций – фильм "Выживший" от прошлогоднего триумфатора "Оскара" Алехандро Гонсалеса Иньярриту, обласканная критиками социальная драма "В центре внимания" Тома МакКарти и завоевавшая премию Гильдии продюсеров Америки сатирическая комедия "Игра на понижение" Адама МакКея.
"В центре внимания" – финансисты и политика
Итоги призового расклада американской гильдии продюсеров часто сходятся с "Оскаром" за лучший фильм, именно поэтому "Игра на понижение" формально главный претендент на победу по итогам 2015 года. История о нескольких служащих банков и частных инвестиционных фондов, предугадавших кризис 2008 года, в условиях нынешней экономики все еще остается актуальной. МакКей в популярной форме излагает зрителям суть американского "ипотечного пузыря". Насыщенный шутками и саркастическими насмешками сценарий, бойкий монтаж, яркие вставки с объяснениями всех сложных экономических терминов и потрясающий актерский состав – Кристиан Бейл, Райан Гослинг, Брэд Питт, Стив Карелл (все не в самых привычных для себя образах) – дают фильму большой шанс на получение главного "Оскара" или как минимум награды за лучший адаптированный сценарий.
Еще один актуальный претендент на победу – "В центре внимания" Тома МакКарти. Получивший отличные рецензии фильм, кстати, тоже основанный на реальных событиях, в этом году отвечает за главный, как всем кажется, тренд каждой оскаровской церемонии – политику. "В центре внимания" – история о журналистах Boston Globe, раскрывших самую крупную сеть священников-педофилов. Рассказанная МакКарти история тонко и точно разыграна отличным актерским ансамблем во главе с Майклом Киттоном, Марком Руффало и Ливом Шрайбером, который, кстати, совсем недавно уже обличал священников-педофилов в сериале "Рэй Донован". У фильма "В центре внимания" также хороший шанс на получение премии "Оскар" в номинации "Лучший оригинальный сценарий".
Лео идет за "Оскаром"
"Выживший" заявлен сразу в 12 оскаровских номинациях, однако прошлогодний успех, с которым Иньярриту легко завоевал звание главного любимца Голливуда, не может не отразиться на раскладе нынешнего года. В отличие от виртуозного "Бердмэна", который получил сразу три главные статуэтки (за лучший фильм, режиссуру и сценарий), "Выживший" – история более простая, но менее симпатичная Голливуду, с которым Иньярриту щедро заигрывал в "Бердмэне". Охотник Хью Гласс в исполнении Леонардо Ди Каприо остается наедине с суровой природой Дикого Запада и чувством мести к предателю Джону Фицджеральду (Том Харди). Грезящий "Оскаром" шестикратный номинант на премию Американской киноакадемии Ди Каприо демонстрирует в кадре всю свою силу и упорство, сопоставимое с тем, что академики проявляли на протяжении 20 лет, игнорируя талантливые работы актера. В этом году все может измениться – не зря же Ди Каприо из холеного красавца превратился в одичавшего, бородатого Хью Гласса.
"Выживший" – фильм для него и о нем, не заметить этого невозможно. Поэтому, даже если Иньярриту в этот раз все-таки не получит "Оскар", Ди Каприо статуэтка гарантирована. Кроме того, "Выжившего" могут отметить и в операторской номинации. Эммануэль Любецки, который получал "Оскар" два года подряд – собственно за "Бердмэна" и за "Гравитацию" Альфонсо Куарона – вновь сотворил чудо, поэтому и третий "Оскар" у него, кажется, не за горами.
Безумный выбор и низкие шансы на победу
Самым радикальным и оттого самым невероятным будет решение киноакадемиков наградить фильм Джорджа Миллера "Безумный Макс: Дорога ярости", ставший, безусловно, лучшей картиной прошлого года и более чем достойным возвращением франшизы про Макса Рокатански на большой экран. Воин Рокатански в исполнении Тома Харди вместе с жесткой Фуриосой, которую блистательно сыграла Шарлиз Терон (но, к сожалению, не была отмечена номинацией на "Оскар"), пытаются покинуть Цитадель, где царят зло и порок, возведенные в культ беспощадным тираном. Двухчасовой фильм, в котором герои, по сути, едут из пункта А в пункт Б, сделан с удивительным драйвом и режиссерской силой. Экшн у американских киноакадемиков никогда не был в почете, однако не отметить режиссерской наградой Джорджа Миллера – значит попросту не заметить этот, без сомнения, лучший образец жанра за последние несколько лет. Кроме того, "Безумный Макс: Дорога ярости", вероятно, будет отмечен в большинстве технических номинаций и категории за грим и прически.
Шансы на победу у ветеранов Голливуда Ридли Скотта и Стивена Спилберга в этом году совсем малы. Заявленный в семи номинациях "Марсианин" Скотта продолжает заданную Миллером и Иньярриту тенденцию этого года – историю борца-одиночки. У Скотта биолог Марк Уотни (Мэтт Дэймон, номинированный на "Оскар" как лучший актер) в ходе неудачной марсианской миссии остается один на далекой планете и вынужден как-то выживать на протяжении четырех лет, пока за ним не прилетит следующая миссия. Герой Дэймона, в отличие от Хью Гласса и Макса Рокатански, опирается не на физическую силу, а на свои умственные способности и чувство юмора, и таким образом приспосабливается к жизни в разряженной атмосфере Красной планеты. Однако обаяние Мэтта Дэймона не способно спасти этот фильм, на "Золотом глобусе" получивший, кстати, статуэтку в категории "Лучшая комедия/мюзикл". Так как на "Оскаре" такого разделения нет, "Марсианин" выглядит здесь явным аутсайдером.
Как, к сожалению, и филигранная работа Стивена Спилберга "Шпионский мост", посвященная роли "маленького человека" в истории "большой войны". Бруклинский адвокат Джеймс Донован (Том Хэнкс) становится пешкой в играх ЦРУ и КГБ. Ему поручено договориться об освобождении захваченного в СССР американского пилота в обмен на советского шпиона Рудольфа Абеля. Последнего в фильме Спилберга виртуозно играет британец Марк Райлэнс, который при любом другом оскаровском раскладе вполне мог бы быть отмечен премией Американской киноакадемии за роль второго плана.
Однако в этом году ему противостоит ветеран Голливуда Сильвестр Сталлоне, вернувшийся после долгих десятилетий в образе легендарного Рокки Бальбоа в фильме Райана Куглера "Крид: Наследие Рокки". Награждение Сталлоне первым в его карьере "Золотым глобусом" гости церемонии встречали бурными аплодисментами. Правда, гильдия актеров (которая и выбирает фаворитов в актерских оскаровских категориях) его не отметила не только призом, но даже номинацией. Актеры гильдии предпочли Идриса Эльбу, который при этом в оскаровские списки даже не попал.
Из комнаты – за "Оскаром"
Особняком в восьмерке номинантов на премию американской киноакадемии за лучший фильм 2015 года стоят две независимые "женские" драмы – это "Бруклин" Джона Краули и "Комната" Ленни Абрахамсона. Фильм Краули – редкая в последнее время удачная мелодрама, срежиссированная стильно, тонко, без передергиваний.
Молодая ирландка Эллис Лэйси (Сирша Ронан, номинированная в категории "Лучшая актриса") покидает свою родную деревню и отправляется на поиски свободы в Америку. Поначалу неуютный и шумный Нью-Йорк 50-х годов прошлого века становится для Эллис своим, как только она встречает любимого парня – итальянского сантехника Тони, однако кажущаяся любовь всей жизни ставится под сомнение, когда Эллис в силу трагических обстоятельств приходится вернуться в родную Ирландию и встретить там обаятельного рыжего парня Джима. Сирша Ронан, со своей совершенно нетипичной для современного кино и вообще мира внешностью, создана для такой трогательной ретрокартины о нелегком выборе, который приходится делать каждому.
Однако в этом году 21-летняя актриса вряд ли получит статуэтку – главной ее конкуренткой стала не обласканная критиками любимица Голливуда Дженнифер Лоуренс и не двукратная обладательница "Оскара" Кейт Бланшетт, сыгравшая в драме "Кэрол" объективно не лучшую свою роль. И даже не британка Шарлотта Рэмплинг, которая, несмотря на поистине великие заслуги перед кинематографом, не имеет ни одного "Оскара" и вряд ли за работу в камерной драме "45 лет" его получит. А еще недавно неизвестная широкому кругу зрителей 26-летняя Бри Ларсон, которая за свою роль в фильме "Комната" уже успела собрать весь набор наград, влияющих на итоги "Оскара".
В "Комнате" рассказывается о похищенной много лет назад Ма (Ларсон), которая безвылазно живет в крохотной комнате со своим пятилетним сыном, родившимся от похитителя и, соответственно, ничего, кроме комнаты, за свою жизнь и не видевшим. Начинающаяся как сильная, крайне жесткая драма "Комната" Ленни Абрахамсона, к сожалению, не сдерживает до конца свой психологический накал, однако Бри Ларсон с гордостью и невероятным актерским талантом "тянет" весь этот сложный фильм на себе. Так что работа вполне достойна "Оскара".