28 МАР, 20:45

Все четыре блокадные подстанции Петербурга получат статус объектов культурного наследия

Речь идет об энергообъектах, работавших в Ленинграде в 1941-1944 годах и передававших электричество для городских нужд, в том числе, для пуска трамвая после самой трудной первой блокадной зимы

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 28 марта. /ТАСС/. Все четыре тяговые подстанции, которые остались в Санкт-Петербурге со времен блокады, получат охранный статус памятников истории и культуры по решению Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга. Такое решение члены совета приняли на заседании тайным голосованием. Речь идет об энергообъектах, работавших в Ленинграде в 1941-1944 годах и передававших электричество для городских нужд, в том числе, для пуска трамвая после самой трудной первой блокадной зимы.

"Решение принято большинством голосов. В короткие сроки будет принято распоряжение о включении подстанций в реестр", - сообщил журналистам после заседания совета председатель комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) Сергей Макаров.

Выбор между памятником и инвестпроектом

От решения совета по статусу одной из этих подстанций - Центральной, расположенной на набережной Фонтанки, зависела судьба инвестиционного проекта по строительству апарт- отеля, который реализует компания "ЛСР". Подстанция расположена на территории, которую власти города в 2009 году отдали девелоперу под строительство апарт-отеля, и по проекту старое здание подлежало демонтажу.

Несколько лет этот объект был предметом спора между градозащитниками и инвестором. Было подготовлено несколько экспертиз и решений, причем, в одних документах говорится, что постройку нельзя считать памятником архитектуры, поскольку это обычное промышленное здание советского времени, другие же подтверждают, что с учетом роли подстанции во время блокады ее можно считать памятником истории и культуры. Последние научные исследования историков показали, что подстанция на набережной Фонтанки была не единственным энергообъектом, который обеспечил током трамвайную линию, а в этом процессе участвовали все работавшие в то время станции.

Ценность Центральной подстанции, по мнению градозащитников, состоит также в ее географическом положении. Как пояснил сегодня заместитель председателя Совета по культурному наследию Михаил Мильчик, благодаря расположению в центре Петербурга "подстанция очень легко включается в маршруты, связанные с историей обороны Ленинграда, и отсюда ее особая роль в экскурсионном деле". Недалеко от этого места сохранился репродуктор на углу Малой Садовой улицы и Невского проспекта, установлен знак у блокадной полыньи, откуда ленинградцы брали воду. В этом же районе находится Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда в Соляном городке.

В качестве компромиссного варианта, который позволил бы реализовать инвестпроект и напомнить об исторической роли подстанции, предлагалось оставить фрагмент стены с мемориальной доской, но градозащитников эта схема не устроила.

Подстанция может стать общественным пространством

Присвоение охранного статуса означает, что объект нельзя будет сносить, а любые работы на нем необходимо будет согласовывать с КГИОП. Подстанция давно выведена из эксплуатации, сейчас она находится в ветхом состоянии, большинство ее помещений никак не используется. Представители общественности в разное время предлагали отдать их цирку или музею блокады. "Не могу сказать, что будет дальше с этой подстанцией - обсудим с комитетом по культуре", - сказал после заседания глава КГИОП.

"ЛСР Групп" пока не предоставила официального комментария о том, как в дальнейшем будет развиваться ее проект, и не приведет ли решение совета к разрыву соглашения с городом. "Будем смотреть и обсуждать внутри компании", - сообщил ТАСС заместитель генерального директора "ЛСР" по управлению проектами Борис Мурашов.

Читать на tass.ru
Теги