10 марта 2016, 11:57

В Петербурге представили каталог "Ленинградские "Окна ТАСС" 1941-1945"

Обложка каталога "Ленинградские "Окна ТАСС" 1941-1945" . На обложке - рисунок Василия Селиванова "У центрального стенда "Окон ТАСС". Декабрь 1942 года.. ТАСС
Обложка каталога "Ленинградские "Окна ТАСС" 1941-1945" . На обложке - рисунок Василия Селиванова "У центрального стенда "Окон ТАСС". Декабрь 1942 года.
Это самое полное собрание из фондов Российской национальной библиотеки, включившее в себя 201 блокадный плакат, созданный тассовскими художниками в осадном кольце

Каталог "Ленинградские "Окна ТАСС" 1941-1945" содержит алфавитный указатель имен создателей плакатов – художников, авторов текстов, фотографов и заведующих Ленинградским отделением ТАСС, а также краткие библиографические справки. Тираж издания – 200 экземпляров. Книга предназначена для широкого круга читателей, а также будет интересна специалистам – искусствоведам и историкам.

"Эти листы (плакаты – прим. ред.) воспринимаются не только как произведения агитационного искусства, но и как летопись жизни и борьбы окруженного врагом Ленинграда, свидетельства героизма его защитников. В научный оборот впервые введены максимально полные сведения о плакатах, которые сгруппированы по хронологии и дают представление о драматизме происходивших событий", – сказала на презентации в отделе эстампов РНБ автор вступительной статьи к каталогу "Ленинградские "Окна ТАСС" 1941-1945" Инна Селиванова, дочь художника блокадных "Окон ТАСС" Василия Селиванова.

Именно в "Окнах" впервые появились снимки, потрясшие мир: раненые дети, убитые во время артобстрела на улицах женщины, следы от снарядов на портике Эрмитажа и здании Кировского театра. Есть тут и учебные плакаты, в которых содержатся советы горожанам, как устроить быт в условиях осады. Научные описания, сопровождающие каждый плакат, дают возможность увидеть эволюцию изобразительного языка плакатов, созданных в период с 24 июня 1941 до ноября 1945 года, проследить характер манеры письма каждого художника.

Каталог открывается эпиграфом из стихотворения Ольги Берггольц:

"В эти дни, как никогда,

Мы знали вдохновение труда".

Авторы издания это сделали не случайно, ведь одним из активных сотрудников "Окон ТАСС" была муза блокадного Ленинграда Ольга Берггольц, сохранившая дружеские отношения с художниками и после войны.

Как считает Инна Селиванова, отдавшая много лет изучению ленинградских "Окон ТАСС", "с выходом каталога поставлена последняя точка в реабилитации "Окон ТАСС", памяти о которых был нанесен большой ущерб в результате печально известного "Ленинградского дела" 1940-1950-х годов. Впереди – новый этап изучения блокадных плакатов, где свое слово должны сказать искусствоведы. Ведь среди тех, кто работал тогда в этом боевом жанре, были такие талантливые мастера, как архитектор и график Моисей Ваксер, умерший от голода в осажденном городе в феврале 1942 года, карикатурист Владимир Гальба, который был объявлен за свои рисунки личным врагом фюрера".

На презентации книги прозвучали строчки из стихотворения ученого, коллекционера и поэта Всеволода Инчика, который пережил блокаду подростком и сохранил много свидетельств того времени. Вспоминая о тех трагических годах, он написал: "Война... Фашистская армада/ Была сильней нас во сто крат,/ И на защиту Ленинграда/ Встал грозный тассовский плакат".