ПАРИЖ, 17 октября. /Корр. ТАСС Дмитрий Горохов/. Открытие в столице Франции духовно-культурного центра России станет "историческим событием для всех соотечественников". Такое убеждение высказал в интервью ТАСС старший в семье Романовых князь Димитрий Романович. В канун открытия центра, который начнет работу 19 октября, он передал свои поздравления французским строителям центра и русской диаспоре Парижа.
К родным берегам
По оценкам историков, послереволюционная русская эмиграция во Франции, с учетом двух ее основных волн, составила более 200 тысяч человек.
"Дети эмигрантов сегодня не чувствуют себя чужими в современной России, - считает глава семьи. - Нашим родителям не довелось никогда больше увидеть родные берега, но последующие поколения смогли вновь обрести историческую родину".
По мнению князя, потомка по прямой линии императора Николая I, у нового центра "очень важная миссия - рассказывать об историческом и культурном наследии России". В хронике семьи Димитрия Романовича многое перекликается с летописью русской истории. В ней навсегда остались апрельские дни 1919 года, когда его отец - 22-летний фронтовой офицер Первой мировой войны, князь императорской крови и крестник последнего царя Роман Петрович - прощался с родными краями.
"Расставание с Россией было тяжелейшей драмой для моих родных, - отметил князь. - Отец не уходил с палубы корабля, пока был виден крымский берег". Роман Петрович умер в 1978 году, Прасковья Дмитриевна, мать Димитрия Романовича - двумя годами позже. Они похоронены в Риме на кладбище для иностранцев: чужой паспорт супруги так и не взяли, остались русскими изгнанниками.
Наследие России
В последние годы князь неоднократно посещал дорогие для него места. В 2015 году он впервые побывал в Крыму после того, как полуостров вновь вернулся в состав России. "Крым - снова русский, и это для нас главное", - сказал он, напомнив, что с этим русским краем связаны многие страницы в жизни его родных.
В начале октября он участвовал в Троице-Сергиевой лавре в днях Сергия Радонежского, объединителя Руси. В Москве старшему в роду Романовых был вручен орден Александра Невского, которым его наградил президент России Владимир Путин за большой вклад в распространение за рубежом знаний об историческом и культурном наследии России.
Награждение стало знаменательным событием для потомков императорского дома. В Российской империи князь Роман Петрович был последним по времени (декабрь 1916 года) кавалером ордена среди Романовых. Сто лет спустя его сын Димитрий Романович стал первым Романовым, удостоенным этой награды в современной России.
Судьбоносный альянс
Весной князь был почетным гостем на церемонии установки куполов на новом православном храме Парижа. Комплекс зданий духовно-культурного центра, контракт на возведение которого был подписан в 2011 году в присутствии Владимира Путина и Франсуа Фийона, возглавлявшего тогда французское правительство, поднялся на левом берегу Сены. На территории площадью 4,2 тысячи квадратных метров наряду с храмом Святой Троицы расположены епархиальное управление, конференц-зал, классы для преподавания русского языка.
Внучатый племянник царя-миротворца Александра III, в чье царствование был заключен франко-русский союз (1894), Димитрий Романович считает, что дом на набережной Сены послужит "достойным символом исторической дружбы" двух стран. Для Франции союзнические отношения с Россией оказались судьбоносными. Русская военная поддержка позволила Франции противостоять нападению Германии в августе 1914 года. На пути германской военной машины Россия встала и во Второй мировой войне. "Для Франции и России быть вместе - значит быть сильными, быть разъединенными - значит, находиться в опасности", - подчеркивал в декабре 1944 года исторический лидер Франции генерал де Голль.
В топонимике французской столицы много имен, связанных с Россией. Так, берега Сены соединяет мост Александра III, название которого - дань уважения создателю Русско-французского союза. А к новым золотым куполам Парижа ведет Франко-Российская авеню (Avenue Franco-Russe), названная так в начале прошлого века. Эту память старший в роду Романовых считает закономерной. "Без России не справились бы!", - убежден он.