23 ноября 2017, 15:27
Что посмотреть

Ребятам о скелетах: смелый мультфильм Pixar "Тайна Коко"

Кадр из мультфильма "Тайна Коко". filmpro.ru
Кадр из мультфильма "Тайна Коко"

23 ноября в российский прокат выходит неожиданно забавное детское кино о смерти

Простой мексиканский мальчик Мигель родился в большой и деспотично-заботливой семье башмачников, в которой все презирают музыкантов. Его прапрадед ушел из дома, чтобы посвятить себя скитаниям и игре на гитаре. Прапрабабка же возненавидела всех творцов-бездельников и научила этому дочку, она — своих отпрысков, и так далее.

К сожалению, Мигель — фанат актера эпохи черно-белого кино и по совместительству гитариста, плечистого Эрнесто де ла Круса, похожего на мексиканский вариант Кэри Гранта в пиджаке с большими накладными плечами. Поверив его увещеваниям из фильмов о том, что нужно ловить свой миг удачи, паренек, дабы поучаствовать в конкурсе талантов, пытается украсть гитару кумира прямо из его склепа.

Эта попытка воровства происходит во время Дня мертвых, диковинного национального праздника, когда, по латиноамериканским верованиям, духи ушедших людей могут встретиться со своими еще живыми родственниками. Волшебным образом Мигель, наоборот, попадает в мир оживших скелетов-призраков, то есть, де-юре, умирает.

Но не бойтесь этой необычайно смелой завязки, причем особенно смелой для дорогого студийного мультфильма, а значит, по идее, сделанного под орущих детей со скучающими родителями-сопровождающими. "Тайна Коко" неожиданно доступна: можно не бояться того, что целевая аудитория испугается оживших трупов.

По логике мексиканцев, рано или поздно наши лица сгниют до черепа, зубы навсегда обнажатся, а значит, мы будем вечно улыбаться в могилах, а души будут жить в лучшем из миров, пока о нас кто-то помнит

Мексиканцы, у которых мультфильм, кстати, поставил кассовый рекорд, вообще относятся к смерти необычайно позитивно, это понятно уже только из того, что у них есть подобный праздник, когда все население в дружном порыве (это выходной день, как у нас — 8 Марта) идет на кладбища, украшает могилы цветами и свечами, готовит любимую еду покойников, лепит сахарные черепа и так далее. И эта легкая фольклорная интонация очень бережно перенесена в фильм.

Поэтому дидактическая польза от "Тайны Коко" очевидна — ровно затем же родители покупают детям домашних животных: чтобы примирить их с ужасом неизбежной смерти, как их собственной, так и мамы с папой. Все, что останется после тебя, — это память о себе, которую ты оставишь в головах учеников, детей, внуков. Кстати, о том же повествовали "Тачки 3", вышедшие чуть раньше в этом году. Интересно, что Pixar стала подряд снимать мультфильмы о старении и увядании — видимо, у продюсеров какой-то кризис среднего возраста.

Еще та же студия выпускала трагичный шедевр "Вверх". Там по сюжету пожилой бездетный вдовец от отчаяния привязывал к своему дому миллион воздушных шаров и таким образом улетел в небо, чтобы, очевидно, покончить с собой. Так вот, для тех, кто боится подобного похоронного захода: на "Тайне Коко" вы до какого-то момента не утонете в слезах, которые очень неудобно вытирать под 3D-очками. Как несложно догадаться, в этом мультфильме ни один из персонажей не уходит в небытие навсегда.

Пока режиссер Ли Анкрич, чьи амбиции явно простираются дальше анимации (первые полчаса вообще можно было бы переснять с настоящими актерами на натуре, и ничего бы не поменялось), не решает привести сюжет к закономерно пронзительному финалу, "Тайну Коко" можно характеризовать как сюрреалистичный мюзикл, смертельно веселый карнавал.

Как всегда у Pixar, среда, в которой существуют герои, бесконечно остроумно придумана. Мир призраков окрашен в истошно-яркие и переливисто-радужные цвета, будто духи постоянно принимают галлюциногенные грибы (кстати, их традиционно ели как раз индейцы майя, жившие на территории современной Мексики). Куда-то несется смехотворно тупая лысая собака Мигеля по имени Данте, путешествующая, прямо как тезка из "Божественной комедии" Алигьери, по миру мертвых вместе с хозяином.

Но затем выходит ключевой персонаж — как выясняется, это вовсе не стандартный мультяшный мальчик Мигель, а та самая Коко, у которой есть какая-то тайна, милейшая прабабушка, сидящая в инвалидном кресле овощем. На лице застыла бездумная улыбка, а мысли ее окончательно ушли куда-то глубоко в детство. В ней, как выясняется, и заключается гений картины.

Ли Анкрич делает крутой философский, почти экзистенциальный вираж. Да, можно бесконечно разглагольствовать о том, что семья — это святое, о неразрывной связи поколений. Но как раз Коко — возможно, лучшая героиня из тех, что придумывали в Pixar, — живописует: мы все на самом деле всего лишь постаревшие дети, как вот эта немощная старушечка. Но время, как выясняется, никуда не уходит: все, что случилось с нами, остается с нами же навсегда, и это совсем не страшно, а лишь повод для светлой меланхолии.

С другой стороны, о чем же грустить? По логике мексиканцев, рано или поздно наши лица сгниют до черепа, зубы навсегда обнажатся, а значит, мы будем вечно улыбаться в могилах, а души будут жить в лучшем из миров, пока о нас кто-то помнит. Мысль, может, и жутковатая, зато правдивая.

Егор Беликов