Все новости

Как закалялся Танос: история самой успешной в истории киновселенной Marvel

С выходом в прокат "Мстителей: Войны бесконечности" киностудия Marvel отмечает свой 10-летний юбилей. Своими успехами она во многом обязана одному человеку — продюсеру Кевину Файги
Кадр из фильма "Мстители: Война бесконечности" filmpro.ru
Описание
Кадр из фильма "Мстители: Война бесконечности"
© filmpro.ru

За 10 лет Marvel выпустила уже 19 блокбастеров, чья суммарная касса перевалила за $15 млрд, а планы на будущее простираются вплоть до 2028 года. Студия не просто лихорадочно экранизирует все комиксы, какие подвернутся под руку, а выстраивает единый мир, где супергерои навещают друг друга в сольных приключениях и собираются все вместе по особо важным оказиям. Для Голливуда идея снимать фильмы как долгоиграющий сериал со сквозным сюжетом и множеством действующих лиц стала революционной.

Различные конторы поспешили запустить собственные киновселенные (по мотивам комиксов DC и фильмам с монстрами от студии Universal), но пока их удручающие попытки выглядят неуклюже. Основная причина, почему Marvel преуспевает в том, что не удается конкурентам, — это глава студии Кевин Файги.

Большой взрыв

Киноподразделение Marvel появилось еще в 1993 году, но поначалу промышляло исключительно продажей прав на своих персонажей. В 2000-е президент студии Ави Арад назначил Файги своего рода послом, который бы приглядывал за тем, как киношники обращаются с их героями, и давал ценные советы. Наставления Кевина часто пропускались мимо ушей, в результате чего на свет рождались такие ошибки природы, как фильм "Сорвиголова" с Беном Аффлеком. Супергероическому жанру прочили внеочередную кончину, когда Файги надоел подобный произвол и он решил, что картины надо производить своими силами.

Будучи независимой студией, Marvel заняла кучу денег и выпустила в 2008-м "Железного человека". Рисковая ставка на бывшего алкоголика и наркомана Роберта Дауни-младшего оправдалась: фильм стал международным хитом, а актер — суперзвездой. Еще до премьеры Арад сложил президентские полномочия и оставил за главного 33-летнего гика в бейсбольной кепочке, Кевина Файги. Год спустя Disney купил студию за $4 млрд, благодаря чему ее рекламные кампании вышли на новый уровень.

Глава студии Marvel Кевин Файги Jordan Strauss/Invision/AP
Описание
Глава студии Marvel Кевин Файги
© Jordan Strauss/Invision/AP

В "Железном человеке" после титров Marvel поместила сцену с Сэмюэлем Л. Джексоном в роли Ника Фьюри, директора организации Щ.И.Т., который вскользь упоминал Мстителей. Это было простое заигрывание с аудиторией без задней мысли, но фанаты так бурно реагировали, что Файги понял: собрать всех супергероев в одном фильме необходимо. Секретные эпизоды в концовках стали традицией, а Marvel начала по крупице возводить свою вселенную.

С тех пор Файги постоянно координирует сразу несколько проектов на разных стадиях производства и следит, чтобы они вписывались в общую картину. Он просматривает тесты костюмов и грима, хорошо ориентируется в комиксах и консультируется с их авторами, согласовывает с режиссерами их видение. Халк, Капитан Америка и Тор, последовавшие за Железным человеком, встретили с меньшими фанфарами, но их сольники срывали достаточную кассу, чтобы план Файги двигался дальше.

В итоге Marvel удалось раскрутить периферийных комиксных персонажей до статуса всенародных любимчиков. Тот же фокус студия старается проворачивать и с исполнителями главных ролей. Когда истечет срок их беспрецедентно долгосрочных контрактов, Крис Хемсворт (Тор), Том Хиддлстон (Локи), Крис Эванс (Капитан Америка) и Крис Пратт (Звездный Лорд) вздохнут не только как свободные люди, но и как идолы мирового кино.

"Мстители", объединившие вместе Капитана, Железного человека, Халка, Тора и рыбешку помельче, изъяли у зрителей $1,6 млрд. С тех пор фильмы серии стали более выверенными, а где-то даже — смелее и экспериментальнее. Ярче всего тенденция проявилась в экстравагантных "Стражах Галактики". Оказалось, что Marvel под силу снять классное кино даже про космического енота и ходячее дерево.

Трудности на пути

Случалось, что-то шло не по плану. Изначально Халк считался самым известным героем на руках у Marvel, однако сейчас студия старается делать вид, будто его сольного фильма "Невероятный Халк" 2008 года не было вовсе. Зеленого монстра сыграл Эдвард Нортон, которого Файги уволил из-за тяжелого характера актера. Агент потерпевшего, впрочем, уверяет, что всему виной нежелание студии раскошеливаться.

Кадр из фильма "Невероятный Халк" filmpro.ru
Описание
Кадр из фильма "Невероятный Халк"
© filmpro.ru

Обе версии правдоподобны: Нортон известен любовью диктовать условия и переписывать сценарии, а Marvel славится своей прижимистостью, если, конечно, речь идет не о гонорарах Роберту Дауни-младшему, который загребает десятки миллионов за каждую свою роль. Капризного лицедея заменили в "Мстителях" на приятного, покладистого и бюджетного Марка Руффало. С тех пор регулярно ходили слухи о его сольном фильме, который так и не материализовался. Возможно, потому, что права на Халка сейчас принадлежат Universal и Marvel может использовать его лишь как часть ансамбля.

До 2015-го производственный процесс регулярно омрачался вмешательствами консервативного Айка Перлмуттера (бывшего СЕО студии), а также креативного комитета Marvel. Правки и замечания этих товарищей попортили режиссерам много крови. По слухам, именно из-за их посягательств на творческий процесс сотрудничество со студией прекратили Джосс Уидон и Эдгар Райт, который вынашивал своего "Человека-муравья" аж с 2006 года. Джеймс Ганн жаловался, что комитет хотел вырезать саундтрек 70-х годов из "Стражей", который не только задавал атмосферу, но и сюжетно связывал главного героя с его покойной матерью.

Кадр из фильма "Железный человек 3" filmpro.ru
Описание
Кадр из фильма "Железный человек 3"
© filmpro.ru

Когда Перлмуттер требовал в целях экономии убрать Роберта Дауни из "Гражданской войны", Файги пригрозил уволиться, и испуганный Disney провел реструктуризацию. Комитет упразднили, а Кевин освободился от подчинения Перлмуттеру и обрел еще большее влияние.

Но у Файги бывает и приятная головная боль. Когда ему удалось договориться с Sony о совместном использовании Человека-паука, планы пришлось перекраивать, чтобы вписать в повествование лакомого героя.

Формула успеха

Как правило, Marvel предпочитает давать шанс перспективным режиссерам, не имеющим опыта работы с дорогими постановками, благо стоят они дешевле, контролируются проще и из кожи вон лезут сильнее. Работу обычно получают те счастливчики, которым удается поразить студию интересным развитием ее идей. Например, Скотт Дерриксон принес готовые концепты и раскадровки "Доктора Стрэнджа", после чего ему доверили режиссерский рупор.

Режиссер Скотт Дерриксон Jordan Strauss/Invision/AP
Описание
Режиссер Скотт Дерриксон
© Jordan Strauss/Invision/AP

Несмотря на то что блокбастеры Marvel грешат повторяющимися шаблонами (натужный и масштабный экшен в третьем акте и тому подобное), они часто экспериментируют с жанрами. "Первый Мститель" был исторической военной картиной, его сиквел — шпионским политическим триллером, "Стражи Галактики" — космооперой, "Человек-муравей" — грабительской аферой и так далее.

Файги убежден: чтобы построить киновселенную, следует в первую очередь волноваться о нуждах конкретного фильма. Главное — снять хорошее кино, которое бы работало само по себе, а глобальный сюжет можно в случае чего выправить и потом. Обычно у Marvel есть представления о ключевых событиях, которые должны произойти, а режиссеры уже сами придумывают, как до них добраться.

Кадр из фильма "Мстители: Война бесконечности" filmpro.ru
Описание
Кадр из фильма "Мстители: Война бесконечности"
© filmpro.ru

Еще на "Первом мстителе" Файги осознал, что подобные истории строятся на "макгаффинах", придуманных Альфредом Хичкоком, то есть неких вожделенных ценных предметах, за которыми все гоняются, за счет чего сюжет двигается с места. Во время "Мстителей" студию Marvel озарило, что эти могущественные артефакты могут быть Камнями Бесконечности, меняющими реальность. За побрякушками охотится инопланетный титан Танос, который был анонсирован в качестве главного злодея серии еще в 2012 году.

Свои фильмы студия группирует по фазам, своего рода сезонам, охватывающим несколько лет. "Война бесконечности" и ее продолжение завершат третью фазу, а по совместительству и целую главу в эпохе Marvel. В небывалых по размаху эпиках сойдется рекордное количество героев, многие из которых уйдут на заслуженную пенсию, а в сюжете про Камни Бесконечности будет поставлена жирная точка. Естественно, киновселенная Файги продолжит свое существование, но пока держится в секрете, в каком направлении она будет развиваться.

Логично предположить, что ее ждет курс на диверсификацию: среди супергероев появится больше женщин и представителей национальных меньшинств (ходят слухи, что прежде подобным начинаниям ставил палки в колеса Перлмуттер, не веривший в их коммерческий потенциал). Файги полагает, что люди не пресытятся экранизациями комиксов, пока те смогут их удивлять. Библиотека Marvel насчитывает 8000 персонажей. Конец еще ой как не близок.

Николай Долгин