2 ИЮН, 17:13

Третьяковка выпустит книгу, посвященную картине "Иван Грозный и его сын Иван"

К выставке к 175-летию Ильи Репина также выйдут альбом-каталог, книга "Илья Репин. Европейские впечатления", книга из серии "Семейный альбом художника" и отдельное издание для детей

МОСКВА, 2 июня. /ТАСС/. Третьяковская галерея готовит несколько изданий, в т.ч. несколько книг в серии "История одного шедевра", специально к выставке работ Ильи Репина, которая пройдет в 2019 году и будет приурочена к 175-летию со дня рождения художника. Одна из книг посвящается картине "Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года", пострадавшей от вандала, сообщила в субботу на фестивале "Красная площадь" научный сотрудник отдела живописи, историк искусства Софья Аксенова.

 Третьяковская галерея готовит ретроспективную выставку к 175-летию со дня рождения Ильи Репина, которая пройдет в Москве и Санкт-Петербурге в 2019 году. Затем экспозиция в более сжатом виде будет показана в Париже и Хельсинки в 2020 и 2021 годах соответственно.

"Мы готовим три произведения в этой серии ["История одного шедевра"]. Пока из работ Репина издана только "Прием волостных старшин". К выставке мы готовим "Крестный ход в Курской губернии", "Не ждали" и "Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года". После последних трагических событий мы внесем в книгу истории покушения на эту картину", - сказала Аксенова.

О ЧП в Третьяковке

Сообщение о повреждении в Третьяковской галерее картины "Иван Грозный и сын его Иван" поступило в полицию 25 мая. Был задержан злоумышленник, который металлическим столбиком ограждения разбил стекло картины и повредил полотно. Возбуждено уголовное дело, статья обвинения переквалифицирована с ч. 1 ст. 243 УК РФ на ч. 2 той же статьи ("Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия, совершенные в отношении особо ценных объектов"), которая предусматривает лишение свободы на срок до шести лет.

В предыдущей квалификации обвинения 37-летнему задержанному грозило максимум три года колонии. Источник в правоохранительных органах ранее сообщил ТАСС, что мужчина объяснил в полиции повреждение картины "недостоверностью изображенных на полотне исторических фактов".
Это не первое подобное происшествие. В 1913 году 29-летний иконописец-старообрядец Абрам Балашов нанес по полотну три удара ножом, после чего Репину пришлось воссоздавать лица изображенных на нем царя и царевича.

Издания к выставке

К выставке Третьяковка также готовит альбом-каталог книгу "Илья Репин. Европейские впечатления", книгу из серии "Семейный альбом художника", отдельное издание для детей. Планирует Третьяковская галерея выпустить к выставке Репина и сувенирную линию.

"К выставке мы готовим несколько изданий. Самое объемное из них - каталог. Обычно есть два жанра - каталог и альбом. Для нас очень важно, что наше издание к этой выставке объединяет эти два формата. С одной стороны, мы ставим перед собой цель воспроизвести очень много произведений и их все аннотировать. С другой стороны, мы ставим перед собой задачу сделать каталог, то есть собрать статьи, в том числе современных авторов, которые осмысляют проблемы творчества Репина", - рассказала Аксенова.

Альбом-каталог с секретом

По ее словам, альбом-каталог будет состоять из статей, каталожной части с аннотациями, хроники и переписки. "Переписка - это тот секрет, о котором мы пока не можем рассказать, можем только намекнуть. Мы надеемся, что удастся опубликовать ранее не изданные материалы, которые существенно дополнят представление о позднем периоде жизни и творчестве Репина", - пояснила научный сотрудник Третьяковской галереи.

Она напомнила, что последние большие монографические выставки Ильи Репина прошли в России больше 20 лет назад. "С одной стороны, кажется, что о художнике известно все и сложно что-то еще узнать или чем-то разнообразить рассказ, который был сделан уже нашими предшественниками. С другой стороны, в наших изданиях мы расскажем, что именно изменилось за те 20 лет с момента, когда прошли последние большие выставки Репина - в Третьяковской галерее и в Русском музее", - поделилась Аксенова.

Библейские сюжеты

Как отметила историк искусства, еще один очень важный и интересный вопрос - библейская тема в творчестве Репина. "Конечно, Репина знают в первую очередь по жанру "портрет" и обычно не уделяют большого внимания тому, что библейские сюжеты в его живописи были всегда, с момента его поступления в Академию художеств. Тут еще вспомним, что он учился у иконописцев в родном городе Чугуеве", - пояснила Аксенова.

Составители альбома-каталога постараются рассказать, почему Репин возвращался к евангельским сюжетам, какие темы выбирал и как он их ассоциировал или не ассоциировал со своими жизненными ситуациями.

Аксенова отметила, что очень важным решением стало то, что в альбоме-каталоге будут опубликованы не только те произведения, которые войдут в экспозицию 2019 года. По ее словам, для полноценного разговора о художнике необходимо рассказать и о тех работах, которые организаторы выставки не смогут представить в галерее.

Фантастические открытия

"Последний год мы занимаемся уточнением всех этих каталожных данных. Казалось бы, что еще можно уточнять о вещах, которые уже больше 100 лет находятся в музейных собраниях, опубликованы в ряде каталогов. Но, тем не менее, мы вносим довольно много правок. Например, наша победа то, что работа, которая долгое время в историографии значилась как "Отказ от исповеди", нами в каталоге будет названа "Исповедь", это ее авторское название. Понятно, что "Отказ от исповеди" и "Исповедь" - это очень большое значение имеет для этой вещи, это сильно меняет ее для зрителя", - поделилась научный сотрудник Третьяковской галереи.

В альбоме-каталоге также будут те картины, которые крайне редко публикуются. Например, пейзаж из Вятки, который был опубликован в последний раз как раз в 1994 году, в момент последней крупной выставки работ Репина. "Это потрясающая вещь, которая показывает репинские эксперименты в то время, пока он жил в Париже и увлекался современной ему живописью. Или "Голгофа" из Принстона, которая в последних изданиях была только в черно-белом варианте, потому что в 94-м году невозможно было найти ее цветное изображение", - рассказала Аксенова.

Она отметила, что Музей Принстона датирует эту картину 1921-1922 годами, однако по письмам Репина становится понятно, что в 1925 году он продолжал над ней работать. "Мы постараемся сделать все, чтобы аккумулировать эту информацию, полный цикл работы над этой вещью - 1921 - 1925 годы", - пояснила научный сотрудник Третьяковской галереи. Еще одно, как отметила историк искусства, фантастическое открытие - картина "Портрет профессора Иванова" на самом деле оказалась портретом близкого друга Репина - Николая Мурашко.

"Эта вещь висит в музее "Атенеум" в Хельсинки, где много работ Ильи Репина. Ни в каких источниках невозможно было найти, кто же этот профессор Иванов. Недавно, буквально пару недель назад, музей "Атенеум" прислал письмо о том, что с ними связался Харьковский художественный музей и предлагает новую атрибуцию этой вещи. По их словам, это Николай Мурашко, очень близкий знакомый Репина", - рассказала Аксенова и добавила, что музей "Атенеум" согласился с аргументами коллег и запускает процедуру по изменению названия картины. По словам историка искусства, альбом-каталог Третьяковской галереи, судя по всему, станет первым изданием, где будут опубликованы новые данные по этому произведению и это "большая радость для исследователя".

Еще один портрет также обрел новое название. Это "Портрет военного", который будет значиться в альбоме-каталоге как "Портрет М. П. Оленина".

О фестивале

Фестиваль "Красная площадь" организован Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и Российским книжным союзом при поддержке Министерства культуры РФ. Он завершится 6 июня, в день рождения Александра Пушкина, вручением литературной премии "Лицей" молодым авторам, церемония награждения пройдет на Пушкинской площади. Вход на фестиваль свободный, издатели обещают гостям значительные скидки на представленную книжную продукцию.

Читать на tass.ru
Теги