Маковецкий: таких режиссеров, как Кира Муратова, не было, нет и не будет

Сергей Маковецкий. Сергей Фадеичев/ ТАСС
Сергей Маковецкий

Актер также добавил, что от Муратовой исходило очарование, женское кокетство

МОСКВА, 7 июня. /ТАСС/. Кира Муратова была уникальным мастером и снимала неповторимое кино, таких режиссеров не было, нет и не будет. Такое мнение выразил в беседе с корреспондентом ТАСС актер Сергей Маковецкий, который снялся в двух фильмах Муратовой - "Три истории" и "Вечное возвращение".

Накануне стало известно, что Кира Муратова скончалась в Одессе на 84-м году жизни.

"Это был уникальный человек по всему - по ощущениям этой жизни, по тому, как она снимала кино. Таких не было, нет и не будет. Первый раз она пригласила меня на съемки "Трех историй", это было время, когда кино практически не снимали, Одесская киностудия была пустой. Вдруг я слышу - кто-то поет, это была Кира - она шла и пела, потому что завтра был первый съемочный день", - рассказал Маковецкий.

Он добавил, что от Муратовой исходило очарование, женское кокетство. "У нее была потрясающая улыбка. В то же время эта женщина могла быть очень жесткой, если что-то шло не так на съемочной площадке", - отметил актер.

Методом проб и фантазий

В 1997 свет увидел фильм "Три истории". Маковецкий сыграл в новелле "Котельная №6" - это история о том, как скромный служащий Тихомиров становится убийцей. "Ни Кира, ни я не знали, как чувствуют себя люди в такой ситуации. Кира, она требовала, чтобы ее называли именно так, фантазировала вместе со мной. Мы фантазировали, пробовали и, когда вышла картина, поняли, что, наверное, именно так и может чувствовать себя человек, совершивший преступление. В результате этих проб и фантазий получилось очень достоверное кино", - поделился Маковецкий.

Артист вспомнил, какое сильное впечатление произвел на него фильм Муратовой "Долгие проводы". "Он врезался мне в память. Этот фильм 16 лет пролежал на полке. Чиновники увидели в картине какие-то странные отношения между матерью и сыном, а ведь Кира так просто, так убедительно передала любовь", - рассказал он.

Собеседник агентства признался, что прорыдал полдня после того, как посмотрел его в кинотеатре. "Так жалко было мне героиню Зинаиды Шарко. Отношения матери и сына - столько боли, столько любви. Я и сейчас вспоминаю эту картину, и у меня комок в горле", - добавил он.

Таких больше нет

Второй его совместной работой с Муратовой стала ее последняя лента - "Вечное возвращение", вышедшая в 2012 году. "С какой радостью работал я в последней картине Киры Георгиевны. Это невероятно написанная история, три разные пары - Табаков и Демидова, Делиев и Бузько и наша пара с Ренатой Литвиновой. Вроде бы все было одинаково, но в то же время так по-разному", - вспомнил актер.

Он отметил уникальность киноязыка Муратовой.

"Ее бесконечный повтор, ее ритм, ее язык - это неповторимо, уникально. Она снимала кино, которое не снимал никто, она была такая одна. Жаль, что я снялся только в двух ее фильмах, жалею, что мы так редко созванивались. И вдруг понимаешь, что такого режиссера больше не будет, мне повезло - я ее понимал, и это было удивительное счастье - работать с ней. Я бы хотел, чтобы сделали ретроспективу фильмов Киры Муратовой, она как никто это заслужила", - добавил Маковецкий.