В прокат выходит уже третий фильм Marvel за этот год (хотя, если вы смотрели все три, то у вас наверняка будет такое ощущение, что минимум десятый), по порядку выхода уже, страшно подумать, двадцатый. Осторожно, в тексте могут быть муравьиного размера спойлеры.
Скотт Лэнг (Пол Радд) — зэк, ныне — под домашним арестом за то, что он в "Первом Мстителе: Противостоянии" участвовал в битве в лейпцигском аэропорту и тем самым нарушил подписку о невыезде (это знать и понимать не обязательно, просто такая подробность). Хэнк Пим (Майкл Дуглас), гениальный и сварливый изобретатель костюма Человека-муравья, который может пропорционально уменьшать и увеличивать человека, исчез вместе со своей дочерью (Эванджелин Лилли) и на связь не выходит.
Внезапно Скотту снится некая женщина (Мишель Пфайффер), играющая с ребенком в прятки, и он догадывается, что это жена Пима, которая давным-давно слишком сильно уменьшилась в своем костюме Осы и пропала где-то в субатомах. Выясняется, что так и есть, но выковырять маму оттуда мешают сразу два злодея — местный криминальный босс средней безмозглости (Уолтон Гоггинс, мы его недавно видели в "Ларе Крофт") и какая-то невидимая женщина, а еще с этим всем как-то связан бывший коллега Пима по лаборатории (Лоуренс Фишбёрн).
Летописцы хорошо помнят, что Эдгар Райт, режиссер с максимально узнаваемым и любимым в народе стилем, несколько лет разрабатывал для Marvel первого "Человека-муравья", но в результате его заменили на постановщика-штрейкбрехера Пейтона Рида (его же позвали и сиквел делать). Райт позже сказал одну знаменательную фразу: "Я очень хотел сделать фильм для Marvel, но Marvel, кажется, совсем не хотели делать со мной фильм Эдгара Райта".
То есть очень заметно именно на примере "Человека-муравья", что во время работы на Marvel из любого режиссера вымывается всякая индивидуальность, у любого нанятого именитого актера отнимают всякую возможность на самовыражение. Пусть даже это какой-то там "Человек-муравей" (а не значимый в репутационном плане "Человек-паук" или нежно любимый на домашнем рынке "Капитан Америка"), корпоративный механизм неумолим: этот герой — просто букашка под сапогом неприподъемного глобального сюжета.
Но неожиданно незначимость этого героя, его незначительность, а также непритязательность режиссера идут второй части только на пользу. Хотя "Человек-муравей и Оса" имеет побольше сюжетных завязок с остальными фильмами, но это все же не "Мстители: Война бесконечности", в котором человеку, не смотревшему предыдущие 19 фильмов (или хотя бы 18, к черту "Халка"), непонятно было примерно ничего. Он не Капитан Америка с его вызывающе патриотическим пафосом, он не Железный человек с надоевшей илон-масковской риторикой. Скотт Лэнг — персонаж периферийный, никому особо не нужный, кроме художников по спецэффектам, которые, кажется, давно соревнуются между собой, насколько еще они смогут его увеличить или уменьшить.
Это наконец-то не столько история об очередном парне в очередной волшебной одежде, сколько о современном Иване-дураке, инфантиле, не выросшем из юношеских развлечений. Когда нам показывают, чем же Скотт Лэнг занимается под домашним арестом, то выясняется, что он постоянно сидит перед телевизором, много часов проводит в ванной (ну, понятно, что он там делает), учится играть на ударной установке и в целом праздно проводит время.
Но в том-то и суть, что Человек-муравей вовсе не соответствует тому образу супер-пупер-героя, который в Marvel столь старательно конструировали все эти годы. Он бесполезен, тщеславен и этим как раз таки безумно импонирует. Если бы у меня были какие-то способности, я бы наверняка натворил тех же бед и столь же бессмысленно использовал приобретенные умения.
Нет, снято все, разумеется, наивно до неприличия, по-детски избыточно, с кучей финалов, неимоверно раздутыми экшен-сценами (когда закончилась предпоследняя из них, я уже было понадеялся на финал, но посмотрел на часы, и выяснилось, что осталось еще полчаса). Впрочем, и красиво тоже, особенно когда герои погружаются в радужный психоделичный мир, который Хэнк Пим называет квантовым, хотя больше ему подошло бы, например, название "стрэнджевый": все равно к квантовой физике сюжет "Человека-муравья 2" имеет ничтожно мало отношения, зато этот мир очень напоминает о спецэффектах из "Доктора Стрэнджа", в котором Бенедикт Камбербэтч тоже что-то антинаучное проворачивал с пространством-временем.
Зато, если вы пойдете на этот фильм, то в те самые последние полчаса сможете заняться придумыванием наилучшей метафоры для объяснения местной сценарной задумки. Например, можно поразмышлять о том, как же быстро может измениться значение одного человека для мира: вчера он был никому не нужным, а сегодня он, как несокрушимый титан, возвышается надо всем вокруг. Прямо как сам Человек-муравей, который в фильме то улетает в квантовые миры, то из-за глюка нового костюма вырастает надо всем городом, и местный залив ему становится по колено.
Впрочем, поводов для раздумий тут будет немного. Есть очередные две лавстори, одна — с великими Пфайффер и Дугласом, другая — между, собственно, Муравьем и новой Осой, еще — много шуток, погонь и драк — в общем, ассортимент здесь как в советской чебуречной (в смысле, только чебуреки). Жаль, конечно, что с ними со всеми не вступают в коллаборацию Человек-паук (он, кстати, в "Первом мстителе: Противостоянии" уже появлялся с Человеком-муравьем, но не здесь), Человек-шмель и Человек-стрекоза. Но раз Marvel уже не в силах уследить за разросшимся миром, то, наверное, где-то на периферии зрения студийных боссов смогут и дальше расслабленно жить и не сильно докучать зрителю всякие жучки и червячки.
В кино с 5 июля.