14 СЕН, 14:10

"Очень тупой Сережа" и музыка без нот: спектакли, о которых будут говорить в этом сезоне

Фрагмент спектакля "Театр чудес" в постановке Дениса Бокурадзе

Редкие постановки зарубежных режиссеров, Обломов без Штольца и опера, в которой на сцену выйдут 300 артистов, — ТАСС рассказывает, чем столичные театры удивят зрителя

"Фальшивая нота", режиссер Римас Туминас, Московский академический театр имени Вахтангова

К этому произведению француза Дидье Карона, которое до этого в России было не особо популярно, сейчас обратились сразу два крупных театра: питерский Театр имени Ленсовета представит спектакль в феврале, а московский Театр имени Вахтангова открывает этой постановкой новый сезон.

По сюжету известный дирижер Миллер после концерта встречает в гримерке своего фаната. Тот желает получить автограф и сфотографироваться с музыкантом. Однако намерения почитателя не так просты и не так уж невинны. Эта встреча должна изменить жизнь обоих, но сначала перед зрителем развернется почти детективная история.

В спектакле задействованы всего два актера, зато какие — Алексей Гуськов и Геннадий Хазанов. 

Можно посмотреть: 15 и 23 сентября, 3, 19 и 26 октября.

"Море. Сосны", режиссер Александра Денисова, Центр имени Вс.Мейерхольда

Скончавшийся этой весной Михаил Угаров, один из создателей Театра.doc, в свое время написал сценарий фильма "Море. Сосны", но так и не успел его снять. Этот текст на сцене воплотила его ученица Александра Денисова, поставившая спектакль, который перекликается с идеями неснятого кино.  

Главный герой Виктор отправляется по путевке на отдых в Пицунду. Там он встречает неприступную официантку Лику, с которой у него начинается курортный роман. Куда может привести роковая любовь на фоне хрущевской оттепели?

Можно посмотреть: 10 и 11 октября.

"Театр чудес", режиссер Денис Бокурадзе, Театр наций

Театр наций открывает новый сезон постановкой спектакля "Театр чудес" режиссера Дениса Бокурадзе. В основу спектакля легли три интермедии испанского писателя Мигеля де Сервантеса (автора "Дон Кихота"), которые связаны единой темой любви, причем поэтической.
Сам режиссер признается, что в спектакле не будет привычных искушенному зрителю технических чудес, будет минимум декораций и маски, напоминающие то ли черепа невиданных животных, то ли зловещий атрибут чумного доктора. "Я в этом спектакле делаю ставку на актера. Ведь актер — настоящее чудо в театре", — поделился он.

Можно посмотреть: 6, 7 и 8 октября.

"Человек из Подольска Сережа очень тупой", режиссер Марина Брусникина, театр "Практика"

Драматург Дмитрий Данилов написал, помимо прочих, две пьесы — "Человек из Подольска" о сюрреалистичном полицейском отделении и "Сережа очень тупой" о визите загадочных курьеров в одну обычную квартиру.

Несмотря на то что эти сюжеты никак между собой не связаны, режиссер Марина Брусникина решила собрать из них один большой спектакль. Причем настолько большой, что он идет на всех пространствах театра сразу: на большой и малой сценах, в буфете, коридорах и даже во дворе у входа. Гулять по этим площадкам можно будет в любом порядке, поэтому у каждого зрителя в голове соберется свой спектакль.

' YouTube/ Театр Практика'

Можно посмотреть: 21 и 22 сентября, 5 и 6 октября.

"Лекция о ничто", режиссер Роберт Уилсон, фестиваль "Территория"

Американский композитор-экспериментатор Джон Кейдж в 1949 году впервые прочитал свою "Лекцию о ничто" — музыкальное произведение, в котором вместо нот — слова.

По этому сложному первоисточнику американский режиссер Роберт Уилсон, один из самых востребованных режиссеров современности, поставил спектакль. Его стиль — это в том числе его фирменные "белые задники" (которые, кстати, можно увидеть в спектакле "Сказки Пушкина" в Театре наций) и почти статичные, резкие, движения актеров: на сцене они напоминают заводных кукол. В России Уилсона успели полюбить за постановку "Травиаты", которая забрала три "Золотые маски" 2017 года.

В Москве спектакль дадут всего два раза в рамках фестиваля "Территория" на основной сцене Театра наций.

Можно посмотреть: 16 и 17 октября.

"Сережа", режиссер Дмитрий Крымов, Московский художественный театр имени Чехова

Сережа — это сын Анны Карениной, но режиссер Дмитрий Крымов заявил, что это не инсценировка романа Льва Толстого. Это не совсем так, потому что текст "Карениной" в спектакле все-таки есть. А еще есть роман "Жизнь и судьба" Василия Гроссмана, события которого происходят почти через 100 лет после того, как Вронский укрощал лошадей и чужих жен. Более того, в спектакле еще есть текст поэта Льва Рубинштейна "Вопросы", который был создан специально для постановки. Крымов с этим ворохом текстов справится однозначно, один вопрос только: сын остался, а где дочь Карениной?

Можно посмотреть:  9, 10, 20 и 21 октября.

"Парасомнии", режиссер Вера Мартынов, Электротеатр Станиславский

Парасомнии — двигательные и поведенческие феномены, возникающие во сне и проявляющиеся по-разному: от ночных кошмаров до лунатизма.

По словам Дмитрия Курляндского, композитора и одного из авторов идеи, в спектакле присутствуют черты мюзикла, но это не просто мюзикл, а мюзикл-штрих. "Мюзиклом назвать не решились", — говорит Курляндский.

Из декораций только пол и свет. Действие происходит на территории человеческой памяти, где семь артисток исследуют время до, во время и после сна, исполняя песни-сны на тексты современного поэта Станислава Львовского. Участницы спектакля реконструируют воспоминания, где есть белые пятна. Понятно станет все в самом конце, говорит режиссер постановки, когда все детали, как в пазле, соберутся в единое целое. Интрига — как создатели собираются выйти на территорию памяти и бессознательного?

Можно посмотреть: 21–23 ноября.

"Путешествие в Реймс", режиссер Дамиано Микьелетто, Большой театр

В Большом представят сразу две премьеры итальянского оперного композитора Джоаккино Россини: "Севильский цирюльник" в постановке художественного руководителя МДТ имени Пушкина Евгения Писарева и "Путешествие в Реймс" в постановке итальянца Дамиано Микьелетто.

Это комическая опера, которая была написана композитором по случаю коронации французского короля Карла Х. По сюжету многочисленные аристократы встречаются в гостинице "Золотая лилия", чтобы оттуда продолжить свой путь в Реймс на коронацию.

Как и положено итальянской опере-буфф (в переводе с итальянского opera buffa — "шуточная опера"), на сцене есть "драматические" смерти и обмороки, масса гротескных персонажей, немножко любви и счастливый финал.

Можно посмотреть: 12–16 декабря.

"Сделано в СССР", режиссер Алексей Золотовицкий, Московский драматический театр имени Пушкина

Одна из премьер сезона — спектакль о семнадцатилетнем комсомольце Ромке, приехавшем покорять Москву. Однако строить жизнь в столице оказалось не так просто, а "Ленин может быть и вовсе неправ". 

Первоисточник пьесы, книга Игоря Гатина, касается тем, которые, кажется, еще долго не потеряют актуальности. Как остаться честным и не лишиться всего? Кому можно доверять, а кто просто ищет выгоду? Как добиться мечты и остаться человеком, если ты простой провинциальный парень?

Можно посмотреть: 1 и 2 октября.

"Война и мир", режиссер Александр Титель, Московский академический музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко

"Война и мир" — четырехчасовая опера-монстр, которую не каждый решится поставить. Но театру Станиславского ничего не страшно — оперу Сергея Прокофьева они воплотили в 2012 году, а теперь этой постановкой труппа открывает свой 100-й сезон. Сценографию создатели оставили такой же, певцы — новые.

Масштаб поставки можно оценить уже по количеству задействованных исполнителей — более 300 человек во втором акте. На контрасте с ним первый акт "Мир", где даже хор со сцены убрали специально, для камерности. Зато коня добавили, живого, для атмосферы. 

Можно посмотреть: 14–16 сентября.

"Обломов", режиссер Миндаугас Карбаускис, Московский академический театр имени Маяковского

Адаптировал текст произведения для постановки сам Карбаускис, и интересно, что в его интерпретации на сцене нет Штольца — одного из ключевых персонажей. Это может показаться странным, ведь часто, говоря о романе Гончарова, сопоставляют Обломова и Штольца: два полярных мира, "лед и пламень". Точнее, Штольц как бы есть, но только в разговорах: его называют по имени, вспоминают, но на сцене его нет, будто он призрак (хотя это, конечно, не так). Его миссию по "спасению" Обломова берет на себя возлюбленная главного героя Ольга.

Карбаускис этим "жестом" смещает акценты: в центре теперь только Обломов. Появится ли актер в итоге на сцене — не известно, создатели пока сохраняют интригу.

Можно посмотреть: декабрь 2018-го.

Кадрия Садыкова

Читать на tass.ru
Теги