По данным ВЦИОМ, более 30% российской читающей публики (96% населения страны) выбирают детскую литературу. Попробуем понять, с чем связан новый читательский тренд.
Мария Порядина, старший научный сотрудник Российской книжной палаты, критик детской литературы и автор "Библиогида":
В нашей стране, так или иначе, уже сформировалось поколение "ответственных родителей", которым важно растить детей в любви и заботе. Естественно, нормальное существование ребенка в любящей семье невозможно без чтения, которое и развивает, и развлекает, и вводит юную личность в художественные контексты мировой культуры.
Культ книги
Ответственные родители, как правило, и сами читающие люди, поэтому их дети растут в книжной среде и естественным образом приобщаются к литературе.
При этом и "обычные" родители тоже обращаются к детской книге — хотя бы из тех соображений, что "так принято". Даже если сами они не читают ничего, кроме титров в телепередаче.
Поэтому они пытаются приобщить ребенка к книге как минимум в дошкольном детстве: читают ему вслух на ночь, потом заставляют его читать самостоятельно (запрещая игры и мультики до тех пор, пока не будет прочитано такое-то количество строчек). Правда, результат такого "семейного чтения", как правило, почти нулевой — поскольку ребенок все равно взрослеет вне книжной среды, приобщения его к книге не происходит; но об этой проблеме нужно говорить отдельно.
Бегство от реальности
Есть еще одна причина, объясняющая интерес к детской литературе у взрослых, — скажем так, рост эскапистских настроений в обществе (эскапизм связан со стремлением человека уйти от действительности в мир иллюзий, фантазий - прим. ТАСС).
С этой точки зрения легко объяснить основные читательские предпочтения россиян: детские книги, исторические романы, литература по ведению домашнего хозяйства, далее — мировая литературная классика и фантастика.
Такой выбор свидетельствует о том, что среднестатистический россиянин решительно переставил свои приоритеты в область частной, семейной и личной жизни — в противовес общественной, "коллективной". Общественная жизнь — все, что связано с политикой, экономикой, правом, даже религией, — дает мало поводов для радости, для положительных эмоций, для уверенности в завтрашнем дне.
Человеку нужно укрытие от стрессов, проблем и постоянных конфликтов; логично, что наиболее предпочтительные убежища — это мир детства, дом и семья, минувшие времена и фантастические пространства.
Индустрия
Еще одна причина интереса к детской книге — культурная. События, связанные с книгами для детей, нередко становятся информационными поводами в СМИ, широко обсуждаются не только в прессе, но и в социальных сетях. Конечно, иногда это события типа "в библиотеке ребенку выдали сборник неприличных русских сказок" или "в магазине ребенку не продали классическое произведение из школьной программы", но и такие инфоповоды лишний раз привлекают внимание публики к вопросам детского чтения.
Но есть и гораздо более приятные явления. Например, в этом году Золотую медаль Андерсена, самую почетную мировую награду для творца детской книги, получил российский художник Игорь Олейников, оформивший, помимо прочего, множество книг современных авторов — от Андрея Усачева до Анастасии Орловой (которая, в свою очередь, не так давно стала лауреатом премии президента в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества).
Один из ярких примеров — Всероссийский конкурс на лучшее произведение для детей и юношества "Книгуру", который имеет две уникальные особенности. Первая состоит в том, что право голоса в этом конкурсе имеет исключительно его целевая аудитория, то есть самостоятельно читающие дети и подростки среднего и старшего школьного возраста. Они добровольно принимают на себя обязанности жюри: читают и оценивают рукописи, обязательно мотивируя свою оценку осмысленным читательским отзывом. При этом читателям старше 17 лет запрещено участвовать в голосовании.
Вторая особенность "Книгуру" в том, что по результатам финального отбора текстов в каждом сезоне формируется общедоступная бесплатная (и абсолютно легальная) онлайн-библиотека — фактически собрание новейших и во многих отношениях лучших произведений для детей и юношества. И в течение всего премиального процесса "Книгуру" (а сейчас идет девятый сезон) наблюдается огромный интерес именно взрослых читателей к контенту этого ресурса — "что там выбрали наши дети".
Нина Дашевская, детский писатель:
Взрослые, которые не успевают читать для себя, теперь все же находят время почитать своим детям. А если родители интересуются, что читает, слушает или смотрит их уже взрослеющий ребенок, то у них больше шансов сохранить с ним связь, попытаться понять его, а не только требовать понимания.
"Что такое хорошо"
Нам кажется, что этот факт — "люди стали читать больше детского" — безусловно положительный. Но все же очень важно, какие именно это книги.
К сожалению, некачественной детской литературы тоже хватает. Ну и мне бы, конечно, хотелось, чтобы это была не только "проверенная временем" детская классика (которая, безусловно, никуда не денется), но и новые тексты — и наши, и переводные.
Конечно, купить книгу неизвестного автора — всегда риск.
Хотя сейчас есть возможность узнавать о новых книгах. Есть ресурс "Библиогид" или мой любимый "Папмамбук", где, например, много детских рецензий на книги (пора уже расстаться с мифом "дети не читают"). И у небольших издательств всегда есть внятная концепция выбора той или иной книжки. Поэтому если находишь свое издательство — потом вполне можешь доверять его вкусу.
К тому же дети сейчас изучают в школе далеко не только детские тексты. И классические произведения из школьной программы, и приключенческая литература, да и народные сказки написаны в первую очередь для взрослых. Детям часто покупают "Сказки Пушкина", однако "Золотой петушок" — совершенно взрослый текст, увы, не утративший своей актуальности.
И если наши дети должны читать взрослое, почему бы нам, взрослым, не почитать детское? Тем более нам проще — потом не надо отвечать на вопрос "что хотел сказать автор" (ведь иногда хочется просто помолчать о прочитанном).
И не секрет, что общие прочитанные книги сближают людей.
Вроде бы чужой вам человек, а потом в разговоре проскользнет цитата — и пошло: "А, я тоже это читал! У меня там любимое... а еще там было такое, помнишь?.."
И так хорошо, если и у нас с детьми тоже есть эти темы для разговора.
Момент истины в детской книге
Я не решусь обобщать и, пожалуй, не возьмусь оценивать глобальные процессы. Просто потому что мы все очень разные. Я, например, очень часто выбираю для себя книги для подростков. Если подумать, в этом возрасте человек очень быстро меняется, он очень остро чувствует мир и себя в нем. Возраст, когда еще не пробита колея, не наросли мозоли и все еще можно изменить (хотя, конечно, не все).
Но даже там, где взрослый упрется головой в стену, ребенок — как цветок, которому нужно расти, — может пробить даже асфальт. Возможно, я несколько идеализирую подростков — можно считать это профдеформацией (нельзя писать про тех, кого не любишь; по крайней мере, я так не умею).
В любом случае в детских книгах можно проговаривать моменты и состояния, которые во взрослом тексте выглядели бы сентиментальными, или пафосными.
Хотя может показаться: возьми любую сентиментальную глупость и заверни ее в фантик детского текста — и будет прекрасно! Конечно, это не так. Видимо, мне не так просто выразить мысль, потому что эта статья для взрослых.
Язык современных текстов для подростков бывает непривычно резким, или неожиданно сложным, или, наоборот, слишком простым.
И бывает, нужно некоторое усилие, чтобы за этой шершавой, колючей и нервной оболочкой разглядеть, что текст-то, в общем, о любви.
В хороших детских текстах просто больше любви. Не обязательно романтических отношений, а — в широком смысле.
Может, поэтому люди стали с таким интересом читать детское?..
Поэтому среди тех, кто неожиданно поднял статистику чтения детской литературы, мне особенно важны те, кто читает детские и подростковые книги для себя. А не только потому, что он родитель или учитель, или ему надо написать об этом статью.