По данным ВЦИОМ, более 30% российской читающей публики (96% населения страны) выбирают детскую литературу. Попробуем понять, с чем связан новый читательский тренд.
Мария Порядина, старший научный сотрудник Российской книжной палаты, критик детской литературы и автор "Библиогида":
В нашей стране, так или иначе, уже сформировалось поколение "ответственных родителей", которым важно растить детей в любви и заботе. Естественно, нормальное существование ребенка в любящей семье невозможно без чтения, которое и развивает, и развлекает, и вводит юную личность в художественные контексты мировой культуры.
Культ книги
Ответственные родители, как правило, и сами читающие люди, поэтому их дети растут в книжной среде и естественным образом приобщаются к литературе.
При этом и "обычные" родители тоже обращаются к детской книге — хотя бы из тех соображений, что "так принято". Даже если сами они не читают ничего, кроме титров в телепередаче.
Поэтому они пытаются приобщить ребенка к книге как минимум в дошкольном детстве: читают ему вслух на ночь, потом заставляют его читать самостоятельно (запрещая игры и мультики до тех пор, пока не будет прочитано такое-то количество строчек). Правда, результат такого "семейного чтения", как правило, почти нулевой — поскольку ребенок все равно взрослеет вне книжной среды, приобщения его к книге не происходит; но об этой проблеме нужно говорить отдельно.
Бегство от реальности
Есть еще одна причина, объясняющая интерес к детской литературе у взрослых, — скажем так, рост эскапистских настроений в обществе (эскапизм связан со стремлением человека уйти от действительности в мир иллюзий, фантазий - прим. ТАСС).
Для многих взрослых мир детства — это в некотором смысле райский, идеальный, беспроблемный мир, куда хочется вернуться. Чтение детских книг — разновидность "бегства от реальности" (и, надо признать, не худшая)
С этой точки зрения легко объяснить основные читательские предпочтения россиян: детские книги, исторические романы, литература по ведению домашнего хозяйства, далее — мировая литературная классика и фантастика.
Такой выбор свидетельствует о том, что среднестатистический россиянин решительно переставил свои приоритеты в область частной, семейной и личной жизни — в противовес общественной, "коллективной". Общественная жизнь — все, что связано с политикой, экономикой, правом, даже религией, — дает мало поводов для радости, для положительных эмоций, для уверенности в завтрашнем дне.
Человеку нужно укрытие от стрессов, проблем и постоянных конфликтов; логично, что наиболее предпочтительные убежища — это мир детства, дом и семья, минувшие времена и фантастические пространства.
Индустрия
Еще одна причина интереса к детской книге — культурная. События, связанные с книгами для детей, нередко становятся информационными поводами в СМИ, широко обсуждаются не только в прессе, но и в социальных сетях. Конечно, иногда это события типа "в библиотеке ребенку выдали сборник неприличных русских сказок" или "в магазине ребенку не продали классическое произведение из школьной программы", но и такие инфоповоды лишний раз привлекают внимание публики к вопросам детского чтения.
Но есть и гораздо более приятные явления. Например, в этом году Золотую медаль Андерсена, самую почетную мировую награду для творца детской книги, получил российский художник Игорь Олейников, оформивший, помимо прочего, множество книг современных авторов — от Андрея Усачева до Анастасии Орловой (которая, в свою очередь, не так давно стала лауреатом премии президента в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества).
В России вообще выросло количество литературных конкурсов и премий, направленных на поощрение отечественных авторов, пишущих для детей и подростков, и на формирование актуальной для современного ребенка читательской среды
Один из ярких примеров — Всероссийский конкурс на лучшее произведение для детей и юношества "Книгуру", который имеет две уникальные особенности. Первая состоит в том, что право голоса в этом конкурсе имеет исключительно его целевая аудитория, то есть самостоятельно читающие дети и подростки среднего и старшего школьного возраста. Они добровольно принимают на себя обязанности жюри: читают и оценивают рукописи, обязательно мотивируя свою оценку осмысленным читательским отзывом. При этом читателям старше 17 лет запрещено участвовать в голосовании.
Вторая особенность "Книгуру" в том, что по результатам финального отбора текстов в каждом сезоне формируется общедоступная бесплатная (и абсолютно легальная) онлайн-библиотека — фактически собрание новейших и во многих отношениях лучших произведений для детей и юношества. И в течение всего премиального процесса "Книгуру" (а сейчас идет девятый сезон) наблюдается огромный интерес именно взрослых читателей к контенту этого ресурса — "что там выбрали наши дети".
Нина Дашевская, детский писатель:
Взрослые, которые не успевают читать для себя, теперь все же находят время почитать своим детям. А если родители интересуются, что читает, слушает или смотрит их уже взрослеющий ребенок, то у них больше шансов сохранить с ним связь, попытаться понять его, а не только требовать понимания.
"Что такое хорошо"
Нам кажется, что этот факт — "люди стали читать больше детского" — безусловно положительный. Но все же очень важно, какие именно это книги.
К сожалению, некачественной детской литературы тоже хватает. Ну и мне бы, конечно, хотелось, чтобы это была не только "проверенная временем" детская классика (которая, безусловно, никуда не денется), но и новые тексты — и наши, и переводные.
Конечно, купить книгу неизвестного автора — всегда риск.
Хотя сейчас есть возможность узнавать о новых книгах. Есть ресурс "Библиогид" или мой любимый "Папмамбук", где, например, много детских рецензий на книги (пора уже расстаться с мифом "дети не читают"). И у небольших издательств всегда есть внятная концепция выбора той или иной книжки. Поэтому если находишь свое издательство — потом вполне можешь доверять его вкусу.
Словосочетание "детская литература" очень размытое. Речь может идти и о сказках для самых маленьких, и о познавательной литературе. Тут и сложные многомерные фантастические миры, и сложные многомерные миры в голове вполне реалистичного подростка. И стихи. Хорошие детские стихи никогда не бывают только детскими, так ведь?
К тому же дети сейчас изучают в школе далеко не только детские тексты. И классические произведения из школьной программы, и приключенческая литература, да и народные сказки написаны в первую очередь для взрослых. Детям часто покупают "Сказки Пушкина", однако "Золотой петушок" — совершенно взрослый текст, увы, не утративший своей актуальности.
И если наши дети должны читать взрослое, почему бы нам, взрослым, не почитать детское? Тем более нам проще — потом не надо отвечать на вопрос "что хотел сказать автор" (ведь иногда хочется просто помолчать о прочитанном).
И не секрет, что общие прочитанные книги сближают людей.
Вроде бы чужой вам человек, а потом в разговоре проскользнет цитата — и пошло: "А, я тоже это читал! У меня там любимое... а еще там было такое, помнишь?.."
И так хорошо, если и у нас с детьми тоже есть эти темы для разговора.
Момент истины в детской книге
Я не решусь обобщать и, пожалуй, не возьмусь оценивать глобальные процессы. Просто потому что мы все очень разные. Я, например, очень часто выбираю для себя книги для подростков. Если подумать, в этом возрасте человек очень быстро меняется, он очень остро чувствует мир и себя в нем. Возраст, когда еще не пробита колея, не наросли мозоли и все еще можно изменить (хотя, конечно, не все).
Но даже там, где взрослый упрется головой в стену, ребенок — как цветок, которому нужно расти, — может пробить даже асфальт. Возможно, я несколько идеализирую подростков — можно считать это профдеформацией (нельзя писать про тех, кого не любишь; по крайней мере, я так не умею).
В любом случае в детских книгах можно проговаривать моменты и состояния, которые во взрослом тексте выглядели бы сентиментальными, или пафосными.
Хотя может показаться: возьми любую сентиментальную глупость и заверни ее в фантик детского текста — и будет прекрасно! Конечно, это не так. Видимо, мне не так просто выразить мысль, потому что эта статья для взрослых.
В детских книжках все проще: берешь и говоришь, как есть. И через десять страниц оказывается, что это была глупость. А еще через двадцать — что это была очень важная глупость. А ближе к концу выясняется, что на ней-то все и держится до сих пор
Язык современных текстов для подростков бывает непривычно резким, или неожиданно сложным, или, наоборот, слишком простым.
И бывает, нужно некоторое усилие, чтобы за этой шершавой, колючей и нервной оболочкой разглядеть, что текст-то, в общем, о любви.
В хороших детских текстах просто больше любви. Не обязательно романтических отношений, а — в широком смысле.
Может, поэтому люди стали с таким интересом читать детское?..
Поэтому среди тех, кто неожиданно поднял статистику чтения детской литературы, мне особенно важны те, кто читает детские и подростковые книги для себя. А не только потому, что он родитель или учитель, или ему надо написать об этом статью.