18 января 2019, 07:52
Статья
Куда сходить

Петербургский театр представит столичной публике лауреатов премии "Золотая маска" и премьеру спектакля Константина Богомолова

Спектакль "Гроза". Стас Левшин/ Пресс-служба БДТ имени Г. А. Товстоногова
Спектакль "Гроза"

Национальная премия и фестиваль "Золотая маска" в этом году открывается гастролями Петербургского Большого драматического театра им. Товстоногова. Для москвичей это хороший шанс увидеть самые разные спектакли — в афише есть и классика (например, "Гроза"), и новые пьесы (например, "Пьяные" Ивана Вырыпаева — одного из самых востребованных отечественных драматургов). Также будет представлена новая работа Константина Богомолова "Слава", постановка по мотивам "Алисы в Стране чудес" с Алисой Фрейндлих в главной роли и спектакль о событиях революции 1905 года "Губернатор" со сценой-трансформером. Художественный руководитель театра Андрей Могучий считает, что именно эти пять спектаклей "отражают сегодняшний день БДТ".

"Гроза"

19 января на сцене МХТ имени А.П. Чехова

Удивительно, но за такой, казалось бы, хрестоматийный, традиционный для театра текст за свою столетнюю историю БДТ впервые взялся только в 2016 году. Темное русское царство тут помещается в пространство палехской шкатулки. При создании занавесов спектакля использовались мотивы лаковых миниатюр, и самый главный из них (тот, которым закрыта сцена до начала спектакля) носит название "Житие Катерины".

Режиссер Андрей Могучий неоднократно говорил, что для него главное это сам первоисточник. Ему хотелось вернуться к архаичному традиционному исполнительскому театру, который существовал еще до системы Станиславского. Поэтому он будто выворачивает текст наизнанку — актеры тут если не поют его, то проговаривают нараспев. Специально для этого на роль Бориса даже пригласили солиста Михайловского театра Александра Кузнецова, а музыкальное оформление написал композитор Александр Маноцков.

В свете сверкающих молний можно рассмотреть фигуры животных с красными глазами, очертания деревьев и еще десятки других декораций, придуманных художником спектакля Верой Мартынов. В остальное время — все скрыто кромешной тьмой. А костюмы, хотя их крой и похож на традиционный, — у всех черные. Среди этого мрака одиноким алым "светится" Катерина.

"Пьяные"

20 января на сцене МХТ имени А.П. Чехова

Главные герои одноименной пьесы драматурга Ивана Вырыпаева — сытые, холеные буржуа (банкиры, директора и их супруги) и юные, только заявившие о себе "сливки общества" (модель, ее подруга или просто "красивая молодая девушка"). Единственное, что их объединяет, — поиск счастья, искренней любви. И вот, почти достигнув соответствующей кондиции, совсем как у обычных людей, у них начинаются разговоры "за жизнь". И все почему-то обращаются к Богу и твердят об истине и вечных вопросах. Вероятно, что Могучего в этом тексте как раз и привлекла жизненность обстоятельств. Даже состоятельным представителям общества порой хочется таким нехитрым способом уйти из своего мира псевдореальности, где все время приходится притворяться кем-то другим. А чтобы актерам было легче играть алкогольное опьянение, художник-постановщик Александр Шишкин наклоняет пространство сцены, на котором из без того с трудом (потому что должны играть пьяных) стоят исполнители.

Эту пьесу Вырыпаева уже ставил режиссер Марат Гацалов и композитор Сергей Невский в Перми. Там создатели спектакля окончательно лишили героев земли под ногами, расположив их на поворотных кругах на сцене. А в МХТ им. Чехова этот текст ставил Виктор Рыжаков. Могучий в своей постановке говорит о любви (причем не всегда о земной), а опьянение у него является чем-то метафорическим. Ведь потерять голову и связь с реальностью можно не только из-за алкоголя.

"Губернатор"

22 января на сцене МХТ имени А.П. Чехова

Премьера этого спектакля состоялась накануне 100-летия Октябрьской революции. Ужас, охвативший страну после Кровавого воскресенья 1905 года, нашел отражение в рассказе Леонида Андреева, который и лег в основу постановки. В центре сюжета — градоначальник, который принял решение стрелять в толпу бастующих рабочих.

Александр Шишкин (тут он тоже выступает художником-постановщиком) строит сцену-трансформер: стены двигаются прямо во время действия, иногда даже шатаются, трясутся, то сжимая, то расширяя пространство. Этого и требовала режиссерская задумка Могучего: все, что мы видим на сцене, — воспоминания, мысли главного героя, которого преследуют кошмары, угрызения совести, а какие-то страшные вещи даже повторяются несколько раз, еще сильнее толкая его в пучину абсурда и ужаса.

После премьеры театр выпустил четыре коротких ролика об этом спектакле. Вот в этом, например, один из двух ангелов пьесы облачается в железные латы и рассказывает о своей роли.

"Слава"

24 и 25 января на сцене Малого театра

Эту пьесу Виктора Гусева режиссер Константин Богомолов мечтал поставить еще со студенческих времен и сделал это осенью 2018 года. На первый взгляд сюжет тут прост: два молодых инженера борются за право спасать гидростанцию от лавины. Точнее, борется один, другой же проводит время со своей возлюбленной и никакие подвиги совершать не собирается. Помня о законе подлости, несложно догадаться, кого отправят подрывать лавину (по факту — на смерть): мечтающего о своем имени в истории Маяка или грезящего о простом семейном счастье Мотылькова? 

Эта пьеса написана в стихах, где очень много высокопарного текста сталинского времени. По мнению режиссера, весь этот излишний пафос появляется не случайно — так автор выступает против пафоса как такового. Для Богомолова же самое главное — простая человеческая история, где главное — сама слава как понятие, явление и как люди взаимодействуют с ней. А еще, рассказывает Богомолов, ему было крайне интересно наблюдать за тем, как на этот спектакль будет реагировать публика, которая придет в большой знаменитый театр: засмеются ли они, зарыдают ли?

"Алиса"

28 и 29 января в пространстве Music Media Dome

Это первый спектакль Андрея Могучего на посту художественного руководителя БДТ. Создан он по мотивам произведений английского писателя Льюиса Кэрролла, а в главной роли — Алиса Фрейндлих, которая от всех проводимых критиками параллелей со своим персонажем отказывается.

У этого спектакля необычное пространство: мало того что режиссер разворачивает зал на 180 градусов (пока зрители располагаются на сцене, актеры играют в партере, в ложах, на балконе и выходят из дверей фойе), так еще и все задрапировано белыми простынями. А во втором акте актеры окажутся буквально на расстоянии вытянутой руки от публики: по задумке, так нереальные персонажи становятся ближе к действительности и в них легче узнать самих себя.

От кэрролловской "Алисы" в спектакле остались только герои и атмосфера (но далеко не сказочная). Главная героиня тут не ребенок, который случайно попадает в волшебную страну. Алиса — одинокая женщина. Как и все взрослые, которые ее окружают, она утратила то, что той маленькой девочке позволило быть хозяйкой Страны чудес: искренность, доброту, честность. Путешествуя в собственном лабиринте памяти, героиня пытается найти потерянное счастье.

Интересно, что в этом году среди номинантов премии есть другая "Алиса" — Максима Диденко, который, как и Могучий, зрителям пытается доказать: сказка эта совсем не для детей.

Кадрия Садыкова