26 АПР, 12:14

Донская казачка, леди высшего света: главные роли Элины Быстрицкой

Элина Быстрицкая, 1964 год

Актриса скончалась на 92-м году жизни

Неоконченная повесть (1955)

В центре истории — врач Елизавета Максимовна и ее пациент Юрий Ершов, строитель кораблей с парализованными ногами. Она — смелая, добрая и отзывчивая девушка — советует ему не жалеть себя и работать, стремиться к полноценной жизни. В конце концов они влюбляются друг в друга, однако Елена о своих чувствах сказать не смеет.

' YouTube / TASS'

Эта работа стала особенной в фильмографии актрисы. Она еще помнила войну (с 13 лет Быстрицкая работала полевой медсестрой), ее отец был военным врачом. Потому и роль Елизаветы Максимовны удалась ей с особым мастерством. Именно благодаря этой работе Быстрицкая стала известна и в 1955 году в составе делегации кинематографистов отправилась на первую Неделю советского кино в Париже. Там она встретилась с Ивом Монтаном, Симоной Синьоре, Мишель Морган, Жераром Филипом, писателями Эльзой Триоле и Луи Арагоном, художницей Надеждой Леже.

Тихий Дон (1958)

Непростая судьба донского казака Григория Мелехова (в исполнении Петра Глебова), влюбленного в замужнюю Аксинью Астахову изначально описана в романе Михаила Шолохова, четыре части которого публиковались с 1928 по 1940 годы. Выход первой серии фильма приурочили к 40-летию Октябрьской революции.

Для Быстрицкой это была непростая роль. В это же самое время она должна была приступить к репетициям спектакля "Белый лотос" с Фаиной Раневской в главной роли. Но спектакль так и не был поставлен — начались съемки "Тихого Дона". О роли Аксиньи Быстрицкая мечтала еще со студенческих лет, поэтому она сама пошла к режиссеру Сергею Герасимову, сказав, что хочет играть. Пробы шли полгода, но в итоге даже сам Шолохов, автор первоисточника, признал: никого лучше Быстрицкой нет. Эту работу актриса называла для себя самой главной дорогой в искусстве.

Съемки стали для нее особым опытом — у Герасимова были особые, высокие требования ко всему актерскому ансамблю. Он обращал внимание даже на самые незначительные мелочи, стараясь достигнуть правдоподобности в любом, пусть даже секундном эпизоде. Более того, для фильма ей надо было значительно поправиться, что у нее никак не получалось, а ее нежные руки не были похожи на руки трудяг-казаков. Поэтому перед началом съемок Быстрицкая много стирала и ходила с коромыслом за водой. Зато после выхода фильма донские казаки предложили Быстрицкой сменить фамилию на Донская и удостоили ее звания "Почетная казачка".

Фильм стал абсолютным лидером в отечественном прокате — его посмотрели 47 миллионов зрителей. У него множество наград, в том числе "Хрустальный глобус", диплом Гильдии режиссеров США, премия Всемирной выставки в Брюсселе, I премия Московского международного кинофестиваля.

Веер леди Уиндермиер (1958 и 1965)

Участие в этом спектакле стало дебютом для актрисы в Малом театре, где она давно мечтала играть. Для артистки с мировой славой в кино не делали никаких поблажек — доказывать свой талант ей пришлось с нуля, рядом с большими артистами: Еленой Гоголевой, Верой Пашенной и многими другими. В этом спектакле она участвовала дважды — в 1958 году, исполнив главную роль — хозяйки дома и светской дивы леди Уиндермиер, а в 1965-м — роль миссис Эрлин, главной интриганки, из-за которой и закрутились события пьесы Оскара Уайльда.

Про нее говорили "уальдовская" — настолько тонко она чувствовала настроения, оттенки персонажей. Ей удавалось абсолютно искренне передавать чувства своей героини. Даже старейшая актриса театра Александра Яблочкина не оставила без внимания молодую дебютантку: "Я все поняла, что она говорит и делает".

Маскарад (1962)

Спектакль по драме Михаила Лермонтова был поставлен в 1962 году, когда за плечами актрисы уже были работы в Вильнюсском театре, а Малый театр стал уже родным. Именно за роль баронессы Штраль она получила, как говорят, особенно дорогой своему сердцу отзыв от Игоря Стравинского, который назвал ее работу "музыкально звучащей". Это не случайно, ведь в спектакле использовалась музыка Сергея Прокофьева, которым восхищался композитор.

Постановка стала не единственной совместной работой режиссера Леонида Варпаховского и актрисы. В 1969 году она сыграла Лидию в пьесе Островского "Бешеные деньги". Именно в Малом театре существуют особые традиции игры пьес Островского, которые не всегда могут быть понятны даже профессионалам из других трупп. Но Быстрицкая не просто смогла их принять, понять и сохранить, она обогатила их своим стилем, шармом и харизмой. "Образ Лидии, созданный Быстрицкой, займет самостоятельное место в сценической истории "Бешеных денег" за последнее десятилетие, — писал театровед и профессор ГИТИСа Борис Алперс. — В нем есть необходимая цельность и сложность, очень редко достигаемые исполнительницами этой роли".

Любовный круг (2007)

В 2007 году Малый театр впервые обратился к творчеству Уильяма Сомерсета Моэма. В основе спектакля — пьеса "Круг" об экстравагантной леди Китти, которая, приехав навестить сына и бывшего мужа, оказывается в вихре любовных комедийных интриг. На сцене соединился удивительный актерский ансамбль: вместе с Быстрицкой играли Александр Вершинин, Василий Зотов, Владимир Сафронов и другие.

Работы Элины Быстрицкой всегда были особенными. В них была удивительная точность, пластика, нежность, шарм. Она в совершенстве владела словом, была бесконечно артистична и будто вечно молода. Говорят, у нее был особый дар — дар сценической красоты, благодаря которому она могла воплощать яркие женские образы, создавая умных, элегантных героинь. За какую бы роль она ни бралась — она всегда была запоминающейся.  

Кадрия Садыкова

Читать на tass.ru
Теги